Ото всех предшественников Станюковича, писавших на морскую тему, его отличают “подлинный профессионализм в морском деле и превосходное знание описываемого материала”.[31]
К разработке морской темы Станюкович обратился, с одной стороны, под влиянием усилившегося в то время внимания к строительству нового флота в России, которое обеспечило интерес к морским рассказам широких кругов читателей и дало возможность писателю расширить сферу критики современного ему общественного устройства. С другой стороны, это связано со стремлением писателей‑реалистов той поры создать “полнокровные художественные образы из народной среды”.[32]
У родоначальника морского романа — Фенимора Купера — на первом месте романтический герой, для которого море — это способ вырваться на свободу. Станюкович же, в отличие от американского писателя, показывает морскую службу как работу и объясняет ее читателям через бытовые ситуации. “И все, с ноковыми впереди, разбежались по реям, держась одною рукою за приподнятые рейки, служащие вроде перил, словно по гладкому полу и, стоя, перегнувшись, на страшной высоте, над бездной моря, стали делать свое обычное матросское трудное дело”. (С.75.)
Станюковича справедливо называли певцом моря и флота. “Он поэтизирует море и морскую службу, ярко раскрывая ее привлекательные стороны”.[33] Станюкович показывает, что это служба трудная, но и чрезвычайно интересная. “Впечатлительного и отзывчивого юношу слишком уже захватили и заманчивая прелесть морской жизни с ее опасностями, закаляющими нервы, с ее борьбой со стихией, облагораживающей человека, и жажда путешествий, расширяющих кругозор и заставляющих чуткий ум задумываться и сравнивать”. (С.127).
Невзирая на суровость морской службы, моряки любят ее и гордятся своей профессией. “Ты полюбишь море и полюбишь морскую службу... Она хорошая, благородная служба...” (С.33).
Станюкович сумел увидеть в морской службе не только отражение “прозы жизни” своей эпохи и успехов цивилизации, но и общественное неравенство, социальные конфликты. Он показывает военную службу в царском флоте как “каторгу” для простого человека.
Военный флот давал широкий простор необузданному произволу офицеров, которые с детства привыкли к жестокой расправе с крепостными. Подтверждение этому произволу можно найти и на страницах повести “Вокруг света на "Коршуне"”, где Станюкович изобразил флотские порядки. “У тебя есть эта привычка непременно искровянить матроса... Ишь ведь у тебя, у дьявола, ручища!” (С.71), “То‑то учивали и людей истязали, братец ты мой. Разве от этого наш брат матрос не терпел и не приходил в отчаянность...” (С.84), “Случалось, линьков по триста ему закатывали, замертво в лазарет выносили с изрытой спиной... Каких только мучениев не принимал...” (С.85).
Не удивительно, что официальный указ об отмене телесных наказаний, последовавший вскоре после падения крепостного права, многие матросы встречают недоверчиво и скептически: “...среди стариков находилось и несколько скептиков, не вполне веривших в применение нового положения.
Более других проявлял недоверие старый баковый матрос Гайкин, прослуживший во флоте пятнадцать лет и видавший всякие виды, сделавшие его большим скептиком”. (С.299).
Станюкович отмечает, что утверждать, что линьки и жестокие наказания матросов ушли в безвозвратное прошлое, преждевременно. Некоторые офицеры и боцманы, убежденные, что матросов можно выучить только при помощи телесных наказаний, продолжали произвол, но с опаской. “Последние собрались в палубе около боцманской каюты и таинственно совещались, как теперь быть — неужто так‑таки и не поучи матроса? В конце концов они решили, что без выучки нельзя, но только надо бить с рассудком, тогда ничего — кляуза не выйдет”. (С.302).
Однако вольнолюбивые веяния 60‑х годов коснулись и русского флота. “Дантистам” — офицерам, не разделявшим “гуманных взглядов своего командира, втайне негодовавшим, что он запретил бить матросов, и, все‑таки бившим их тайком, когда капитана не было наверху” (С.210) — Поленову, Первушину, боцманам Федотову и Никифорову — Станюкович противопоставил гуманных и честных людей: гардемарина Ашанина, мичмана Лопатина, других молодых моряков и капитана корабля, Василия Федоровича, который является убежденным сторонником нового гуманного отношения к матросу. Задолго до указа об отмене телесных наказаний он запретил их на своем корвете “Коршуне”.
Станюкович выступил как подлинный бытописатель русского военно‑морского флота. Произведения Станюковича отличаются тем, что он изображал кругосветное плавание “не как увеселительную прогулку по экзотическим странам, а прежде всего — как повседневное исполнение моряками своего, привычного и обыденного для них дела”.[34]
Станюкович становится создателем новой области русской прозы — рассказов из жизни и быта моряков. Он не только развил сравнительно небольшой опыт своих предшественников, но и “населил” свои произведения по-настоящему реалистическими образами людей, действующих в условиях, когда характер человека раскрывается с предельной ясностью и полнотой. “С морем нельзя, брат, криводушничать, — говорит старик‑адмирал Ашанин своему племяннику. — К нему не подольстишься... В океане надо иметь смелую душу и чистую совесть”. (С.33).
Отличительной чертой творчества Станюковича от Купера является то, что в произведениях американского писателя, например, в романе “Красный Корсар”, лишь вскользь упоминается о команде “Дельфина”, которая состоит из жестоких и беспринципных головорезов, для которых целью плавания является грабеж, а в повести Станюковича появляется новый герой — простой матрос, который добросовестно выполняет свой долг.
Самые проникновенные страницы произведений Станюковича посвящены рядовым матросам. “Вчерашние крестьяне, часто до призыва на флот никогда не видевшие моря, постепенно становятся отважными моряками”.[35]
В минуты опасности они рискуют жизнью, не рассчитывая на награду и даже не задумываясь о том, что совершают подвиги: “...возбужденный вид этих раскрасневшихся, обливающихся потом лиц гребцов, спешивших на помощь погибавшим и не думавших об опасности, которой подвергаются сами, пристыдил юнца...” (С.112).
Сама тематика морских рассказов, обращение к матросу как к центральной фигуре на корабле позволило писателю в повседневной деятельности моряков раскрыть черты народного характера: мужество, товарищескую взаимопомощь, отвращение к любым проявлениям насилия, дружеское отношение к людям других национальностей, веру в торжество справедливости на земле.
“Передовой читатель был взволнован матросскими образами, их типичностью и жизненностью, их обаятельным внутренним миром”,[36] — пишет Г.Ф. Лозовик.
Нашли свое место матросские персонажи и в повести “Вокруг света на "Коршуне"”. Бастрюков, Ковшиков, Рябов, Гайкин и другие — это настоящие русские матросы, простые русские люди, основная часть которых покорные, терпеливые, кроткие.
Станюкович с нежностью и любовью рассказывает о них, об их труде на страницах своей повести: “...моряки прямой, честный народ...” (С.33), “Русский матрос — золото... Он смел, самоотвержен, вынослив и за малейшую любовь отплачивает сторицей...” (С.64).
Как правило, автор избегает эффектных описаний, каких‑либо исключительных подвигов матросов. “Он умеет сжато и скупо, без видимых усилий, художественно подействовать на воображение читателя, вызвать симпатию к людям, которые до конца верны чувству долга и взаимопомощи”,[37] — считает В.П. Вильчинский.
Несмотря на то, что Станюкович был искусным бытописателем, главное внимание в повести автор уделил не бытовой стороне, которая, конечно, занимает немало места и прекрасно описана. Внимание писателя сосредоточено на процессе формирования юной души героя произведения — Володи Ашанина, — на процессе его взросления и возмужания. Для Станюковича характерно глубокое проникновение в психологию персонажей.
В отличии от “морских волков” Ф.Купера Станюкович вводит в повесть героя‑новичка, который не боится задавать вопросы, и которому надо объяснять морскую службу как бы со стороны, тем самым раскрывая ее специфичность и для широкого круга читателей.
Удивительный и прекрасный мир открывается молодому человеку, впервые уходящему в плавание, помогает ему закалить характер, развивает отвагу и решительность, щедро дарит богатством новых впечатлений.
Ашанина глубоко волнуют факты социальной несправедливости: тяжелая жизнь матросов на корабле, эксплуатация человека человеком, наблюдаемая им в иностранных портах: “...молодой человек вместе с тем поражался вопиющими контрастами кричащей роскоши какой‑нибудь большой улицы рядом с поражающею нищетой соседнего узкого глухого переулка, где одичавшие от голода женщины с бледными полуголодными детьми останавливают прохожих, прося милостыню...” (С.124).
Ашанин сближается с простыми людьми, матросами, и эта дружба помогает молодому человеку многое понять, многое переоценить. Растет его, уважение к народу, к его мудрости, прекрасным душевным качествам: “Ему пришлось многому научиться у этого скромного старого матроса, то и дело открывавшего молодому барину неисчерпаемое богатство народной мудрости и нравственную прелесть самоотвержения и скромной простоты. Благодаря Бастрюкову и близкому общению с матросами Ашанин оценил их, полюбил и эту любовь к народу сохранил потом на всю жизнь, сделав ее руководящим началом всей своей деятельности”. (С.107).
Станюкович делит своих героев на положительных и отрицательных исходя из их отношения к простому матросу. И Ашанин напряженно думает о судьбе народа, о его счастье и благополучии.