“Корсар и его корабль, — пишет М.Н. Боброва, — чудесное, почти одухотворенное существо, неотделимое от легендарного моряка, — поэтичны в самом высоком смысле слова”.[78]
В отличие от романтической восторженности Купера, Станюкович не поэтизирует корабль, а говорит о нем как о средстве передвижения, о месте службы, хотя и упоминает о том, что старший офицер влюблен в “Коршун” и тщательно следит за его состоянием. Корабль является связующим звеном между человеком и морем, между социальным и природным. “С одной стороны, корабль — творение человеческих рук, выполняющий конкретные функции на пользу человека, а с другой — он обладает собственной душой, является чем‑то самоценным, что освещается стихией, для жизни в которой он должен вести романтическую борьбу”,[79] — считает М.Б. Ладыгин.
Также как море, корабль у Купера одушевлен. “Много дней “Дельфин” спорил с ветрами, не перестававшими дуть в этих водах. Но, вместо того чтобы пробиваться к назначенной гавани, как это делают торговые суда, пиратский корабль внезапно изменил курс и, точно птица, спешащая в гнездо, метнулся в один из многочисленных проливов, разделявших острова архипелага”. (С.279-280).
Корабль и моряк в романе слиты воедино, и подтверждением этому находим в тексте: “...моряк, который сжился со своим кораблем, приобретает вкус тонкий и совершенный; этот вкус позволяет ему видеть недостатки, неприметные для менее острого глаза, и усиливает наслаждение от зрелища плывущего корабля, ибо разум и чувства сливаются здесь воедино. Вот в чем секрет непонятной для жителей суши могучей и таинственной связи моряка с его кораблем, который он любит, как близкого друга и гордится его стройными мачтами, словно красотой возлюбленной.
Но в глазах моряков лавры победы и позор поражения принадлежат одному лишь кораблю; и если рейс оказывается неудачным, то это объявляют случайностью, не свойственной данному судну, как будто у машины есть своя воля и она управляется сама собой”. (С.341).
Купер сравнивает судно то с хищником, то с птицей, то есть всегда именно с живым существом. И не случайно писатель дает судну название “Дельфин. Объяснение тому находим в тексте романа: “Я назвал его “Дельфином” за легкость, с какой оно разрезает воду, и еще, пожалуй, за способность быстро менять окраску. Каждый корабль должен носить какое‑то имя”, — говорит Корсар, показывая судно Уайлдеру. (С.88).
Купер вошел в историю мировой литературы как создатель нового литературного жанра — морского романа. Причем, он избегал какой бы то ни было стандартизации: его “Лоцман” — мелодраматично‑романтичен, “Морская волшебница” — элегическая сказка, “Два адмирала” — патетическая драма, роман “Морские львы” имеет деловито промысловый характер.
Но есть некая общность во всех его произведениях: романы Купера социальны и в прямом смысле этого слова историчны. Купер создал художественную историю недавнего американского прошлого.
В результате исследования можно выделить следующие особенности поэтики романа Ф.Купера “Красный Корсар”.
Основной особенностью романа является то, что автор сосредоточивает внимание на романтической личности Корсара. Купер дает образ героя‑бунтаря, восстающего против английского господства, окружая его ореолом таинственности.
Образ Корсара дополняется образом моря и слит с ним воедино. Море служит фоном для действий романтического героя.
Неразрывно связан с обликом Корсара и образ корабля, который выступает в романе, как самостоятельное живое существо, ведущее постоянную борьбу с морской стихией.
И море, и корабль в романе Купера “Красный Корсар” выступают как символические образы борьбы за свободу и независимость.
В результате исследования особенностей поэтики романа Ф.Купера “Красный Корсар” и повести К.М. Станюковича “Вокруг света на "Коршуне"” можно выделить некоторые сходные и различные черты в подходе авторов к раскрытию морской темы.
Основные расхождения тесно связаны с тем, что писатели принадлежали к разным литературным направлениям: Купер — романтик, Станюкович — реалист.[80] В связи с этим авторы ставили перед собой различные эстетические задачи.
И Купер, и Станюкович были непосредственно связаны с морем, что позволило американскому писателю создать романтически возвышенное произведение, положившее начало морскому роману, а русскому маринисту знание морского дела помогло издать первое подлинно реалистическое произведение, раскрывающее особенности морской жизни.
В результате сравнительного анализа текстов подтвердилось предположение, что в творческом подходе к раскрытию морской темы у Ф.Купера и К.М. Станюковича больше различий, чем сходных черт.
На основе текстуального анализа произведений можно сделать следующие выводы: во‑первых, Фенимор Купер в романе “Красный Корсар” на первое место выдвигает романтического героя, он рисует образ героя‑бунтаря, который бросает вызов и обществу, и морской стихии, в одиночку ведя борьбу за независимость североамериканских колоний.
Корсар — это “морской волк”, который избороздил все моря и океаны, для него море — это прежде всего способ вырваться на свободу.
В отличие от Ф.Купера К.М. Станюкович ставит своей целью показать морскую службу как повседневную и тяжелую работу. В качестве центральной фигуры на корабле русский маринист выдвигает простого матроса — персонаж, который отсутствует в романе американского писателя. Таким образом, в повести К.М. Станюковича появляется новый герой, не романтический отщепенец‑одиночка, а человек, для которого море — это служба.
Во‑вторых, в отличие от “морского волка” Купера Станюкович вводит в повесть героя‑новичка, которому приходиться объяснять морскую службу и раскрывать ее особенности.
Внимание писателя сосредоточено на процессе формирования характера героя, его взросления и возмужания, то есть для Станюковича характерно глубокое проникновение в психологию героя.
В‑третьих, существуют различия и в изображении корабля. В романе Купера “Дельфин” является одним из героев произведения. Корабль в “Красном Корсаре” — одушевленное существо, он, как и Корсар, наделен свободной, неукротимой душой и является символом борьбы за независимость.
В повести Станюковича корабль также служит не только средством передвижения по океану, но и выполняет новую функцию — становится жизненным пространством моряков.
Но в одном мнения авторов полностью совпадают — и Купер, и Станюкович упоминают о том, что герои влюблены в корабли, гордятся ими и тщательно следят за их состоянием.
В‑четвертых, море в романе Купера — это прежде всего убежище для вольнолюбивых людей, вступивших в конфликт с обществом. Морская стихия выступает как символ мечты о свободной жизни. Таким образом, море в романе Купера является фоном для действий романтического героя.
А в повести Станюковича морская стихия становится полем деятельности человека, сферой государственной службы.
Но, несмотря на эти различия, именно в изображении морского пейзажа можно выделить основные точки соприкосновения этих авторов.
Анализ произведений показал, что и в романе Купера, и в повести Станюковича пейзаж занимает значительное место. Он требует от авторов высокого поэтического стиля. Оба писателя используют при описании моря поэтические сравнения, эпитеты. Нарисованные авторами картины моря одновременно и пугают, и притягивают своей красотой.
Но в произведениях обоих авторов пейзаж выполняет не только эстетическую функцию, но и способствует раскрытию образов героев, помогает авторам дать психологическую характеристику персонажей, тесно связанных с морской стихией.
Таким образом, с помощью сравнительного анализа текстов удалось выделить основные точки соприкосновения и расхождения авторов в раскрытии морской темы.
Программа[81] по литературе V класса завершается разделом “Путешествия. Приключения. Фантастика.” Несомненно, это самый интересный род чтения для подростков. Увлекательный сюжет, волнения за судьбу героя, попадающего в чрезвычайные ситуации, азарт, риск — все это особо ценится юными читателями.
Новые возможности в изучении приключенческой литературы в школе открывают перед нами авторы книги “Путешествие в “чужую” страну”[82], посвященной “географическому” роману приключений. Система вопросов и заданий, побуждает школьников внимательно прочитать текст, самостоятельно найти ответы на сложные, в том числе теоретико‑литературные вопросы.
Авторы книги рекомендуют для чтения и роман Д.Ф. Купера “Красный Корсар” (1827), и произведения К.М. Станюковича “Из кругосветного плавания”.
Остановимся на романе Купера и приведем конспект урока по этой методической системе. Сразу оговоримся, что рекомендуем учащимся прочитать роман задолго до обсуждения его в классе. Цель такого урока: дать понятие учащимся о приключенческой литературе, познакомить с творчеством Купера, возбудить интерес к произведениям приключенческого жанра.
Перед уроком устраивается выставка рисунков‑иллюстраций к произведениям приключенческого жанра.
Начинается урок с осмысления понятия “приключенческая литература”.
‑Перед уроком вы посмотрели выставку рисунков. Назовите произведения, которым соответствуют иллюстрации, и их авторов. (Дефо “Робинзон Крузо”, Р.Л. Стивенсон “Остров сокровищ”, А.Дюма “Три мушкетера” и др).