Развитие морской темы в повести К.М. Станюковича “Вокруг света на "Коршуне"”и романе Ф.Купера “Красный Корсар”
Введение
I. Особенности поэтики повести К.М. Станюковича “Вокруг света на "Коршуне"”
II. Творческий подход Д.Ф. Купера к раскрытию морской темы в романе “Красный Корсар”.
Заключение
Приложение
Список использованной литературы.
ВВЕДЕНИЕ
Море с незапамятных времен манило к себе человека. Люди любовались морем, слушали шум прибоя. Море было частью бытия человека, оно одновременно пугало и притягивало своей красотой, силой и непредсказуемостью. Поэтому “корни морской темы уходят в мифы”.[1] Так, в мифах Древней Греции рассказывается о властелине морей — Посейдоне. Волны моря послушны малейшему движению его руки. “Когда взмахнет Посейдон своим грозным трезубцем, тогда словно горы вздымаются морские волны, покрытые белыми гребнями пены, и бушует на море свирепая буря. Но простирает Посейдон свой трезубец над волнами, и они успокаиваются. Стихает буря, снова море спокойно, ровно, как зеркало, и чуть слышно плещется у берега — синее, беспредельное”.[2]
Море — это стихия, которая очень трудно покоряется человеку, и с ней помериться силой может лишь сильный и мужественный человек. И уже в античной литературе звучит тема борения человека с океаном, Одиссей бросает вызов грозному властелину морей — Посейдону.
В мировой литературе тема моря получила широкое освещение, русская литература также не исключение.
Краснодарский государственный педагогический институт, для которого морская тема является одной из комплексных тем кафедры русской литературы, издал книгу “Морская тема в литературе”[3], в которой раскрываются истоки возникновения интереса русских писателей к водной стихии, содержатся статьи о творчестве некоторых писателей‑маринистов.
Морской труд и ратный подвиг на воде занимают значительное место в фольклоре. Так, имя одного из русских богатырей, Дунай, идентично названию реки; популярные Вольга Святославович и Садко действуют в водной стихии; былины русского народа любовно говорят о “кораблях остроносых”, о “парусах камчатных”, о жизни моря:
На синем море сходилась погода сильная,
Застоялись черлёны корабли на синем море;
А волной-то бьет, паруса рвет,
Ломает кораблики черлёные;
А корабли нейдут с места на синем море.[4]
Образная символика такого выдающегося произведения Древней Руси, как “Слово о полку Игореве”, тесно связана с морской стихией. В “Слове...” много упоминаний о морских пределах Киевского государства: “Половцы идут!” — от Дона и от моря, со всех сторон обступили они русские полки”.[5] Встречается упоминание о море и в плаче Ярославны: “О ветер, ветрило!... Разве мало тебе под облаками веять, лелея корабли на синем море?”[6]
Морская тема звучит и в “Слове о флоте российском” просветителя петровской эпохи Феофана Прокоповича, в стихах М.В. Ломоносова, в произведении А.Н. Радищева “Путешествие из Петербурга в Москву” (глава “Чудово”), где писатель нарисовал запоминающуюся картину морской бури и прославил подвиг русского моряка Павла.
Всеволод Пантелеймонович Вильчинский писал: “Образ моря прочно вошел в русскую классическую поэзию как символ свободной, непримиримой стихии, борьбы и свободы”.[7] К нему обращались многие русские поэты XIX века: А.С. Пушкин (“К морю”, “Погасло дневное светило”), В.А. Жуковский (“Море”), М.Ю. Лермонтов (“Гроза”, “Парус”, “Моряк”), Ф.И. Тютчев (“Море и утес”, “Сон на море”) и другие.
Зарубежные романтики также, обращаясь к теме моря, “увидели в морской стихии прибежище свободного духа”.[8] Они создают образы героев‑бунтарей, героев‑правдоискателей, восстающих против буржуазной действительности.
Образ моря встречается в романтических произведениях Д.Г. Байрона (“Корсар”, “Паломничество Чайльд‑Гарольда”), С.Т. Кольриджа (“Старый моряк”) и др.
Кто бороздил простор соленых вод,
Знаком с великолепною картиной:
Фрегат нарядный весело плывет,
Раскинув снасти тонко паутиной.
Играет ветер в синеве пустынной,
Вскипают шумно волны за кормой.
Уходит берег. Стаей лебединой
Вдали белеет парусный конвой.
И солнца свет, и блеск пучины голубой.[9]
Но море является не только фоном для действий романтического героя; “морская профессия осознавалась весьма опасной и одновременно закаляющей волю и характер человека”.[10] Эта тема получила свое развитие в поэзии К.Н. Батюшкова (“Песнь Гарольда Смелого”), А.И. Полежаева (“Море”), Е.А. Баратынского (“Буря”), Н.М. Языкова (“Пловец”) и других поэтов.
Художественная проза также не прошла мимо морской тематики. Образ моря встречается в произведениях В.Скотта (“Пират”), Д.Дефо (“Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо”), Д.Свифта (“Путешествия Гулливера”).
В начале XIX веке в литературу приходят писатели‑моряки: Ф.Купер, Ф.Марриет, М.Скотт.
В числе американских романтиков XIX столетия, обращавшихся к теме моря, особенно выделяется Джеймс Фенимор Купер, который считается родоначальником морского романа. “Профессиональное знание морского дела, любовь к морю и большой литературный талант Купера позволили ему создать правдивое, романтически возвышенное произведение, положившее начало морскому роману не только в американской, но и в мировой литературе”,[11] — пишет С.С. Иванько.
Русская художественная проза также обращалась к теме моря. Но ее развитие отличалось некоторыми специфическими чертами. Одна из характерных особенностей заключается в том, что быт корабля, духовный мир моряков долгое время не привлекали к себе внимания писателей, которые лишь попутно упомянув о корабле как средстве передвижения, сосредоточивались на описании увиденного за рубежом. Эта особенность является одним из существенных отличий русской маринистики XVIII и первой половины XIX века от зарубежной, где морская тема приобрела форму повествования о жизни и быте моряков в творчестве Ф.Купера, Ф.Марриета и других авторов,
В русской прозе писателей‑моряков в те годы было немного, и их произведения не отличались особыми художественными достоинствами. А писатели, обращавшиеся к морской теме, “сами плохо знали специфику изображаемого, отводили морскому труду и подвигу весьма скромное место, в лучшем случае ограничиваясь морским пейзажем”.[12]
Наряду с этим в маринистической прозе намечалась и другая линия развития, в которой на первое место выступало изображение быта и психологии русских моряков и их ратных подвигов.
Некоторые характерные черты русской маринистики появились в художественных произведениях Н.А. Бестужева, А. Бестужева‑Марлинского, В.И. Даля, И.А. Гончарова, Д.В. Григоровича и других писателей. Но в этих произведениях авторы замалчивали тяжелое положение матросов.
Классиком и основоположником русской маринистики является Константин Михайлович Станюкович, который “одним из первых в нашей литературе показал отражение социальных и “общечеловеческих” проблем в определенной профессиональной среде и уделил много внимания ее всесторонней характеристике”,[13] — писал В.П. Вильчинский.
Что касается морского пейзажа, то мало найдется поэтов и писателей, которые, увидев море, остались бы к нему равнодушными. Картины природы с радужными красками, иногда пугающие, но притягивающие своей красотой, наполняют душу человека покоем и пробуждают в нем мечты о свободе, счастье.
У Байрона читаем:
Тебя любил я, море! В час покоя
Уплыть в простор, где дышит грудь вольней,
Рассечь руками шумный вал прибоя —
Моей отрадой было с юных дней.[14]
Тютчев перекликается с английским поэтом:
На бесконечном, на вольном просторе
Блеск и движение, грохот и гром...
Тусклым сияньем облитое море,
Как хорошо ты в безлюдье ночном.[15]
И наконец, у Гончарова описание моря созвучно поэтическим строкам: “Он был покоен: по нем едва шевелились легкими рядами волны, как будто ряды тихих мыслей, пробегающих по лицу; страсти и порывы молчали. Попутный ветер и умеренное волнение так ласково манили дальше, а там...”.[16]
Пейзаж и в романтическом, и в реалистическом произведении выполняет различные функции: помогает автору в раскрытии идейного смысла произведения, служит фоном, на котором действуют герои, содействует раскрытию образов героев, обычно неразрывно связанных с природой.
“Подобрать образные поэтические сравнения, показать красоту окружающей природу — красоту, раскрывающуюся с какой‑то новой стороны, неожиданной для читателя — в этом суть романтического отражения природы”,[17] — считает В.Д. Самойлова. Но важно показать читателю не только эту красоту, но и что‑то затронуть в его душе, в его сердце, взволновать его.
И морской роман дал возможность на протяжении сотен страниц держать читателя в напряжении.
Произведения с морской тематикой отличаются динамичностью сюжета, события развертываются быстро и увлекательно, захватывая читателя своим драматизмом. “Обилие внешнего действия стало непременной и естественной чертой таких романов, ибо непрестанные изменения сюжетных ходов обусловливались природой морской стихии”,[18] — писала М.Н. Боброва.
Часто в морских романах отсутствует фантастическое как в событиях романа, так и в его персонажах. Но, известно, что иногда действительность превосходит даже самую смелую фантазию.
Читателя влекут к себе тайны морских просторов, секреты океанских глубин. И, естественно, привлекают рассказы людей, занятых изучением этих просторов.