Смекни!
smekni.com

Редакторское и журналистское наследие М.К.Седина (стр. 2 из 6)

Важными работами по истории и типологии региональной прессы России являются монографии и статьи таких ученых, как Г. В. Антюхин, Е. В.Ахмадулин, А. К. Бобков, Е. Е. Воронцова, Н. В. Жилякова, А. И. Кондратенко, Л. Е. Кройчик, К. М. Мартыненко, Ю. Л. Мандрика, О. И. Лепилкина, Ю. В. Лучинский, Л. С. Любимов, В. В. Пугачев, А. И. Станько.

Возросший интерес к истории региональной печати доказывается переизданием в 2006 году монографии А. И. Станько «История журналистики Дона и Северного Кавказа» в Ростове-на-Дону, а также появлением коллективных сборников, таких, как «Российская провинциальная частная газета» под редакцией Л. Е. Кройчика и Ю. Л. Мандрики в Тюмени, «Книжное дело на Северном Кавказе: история и современность» под редакцией А. И. Слуцкого в Краснодаре, «Журналистика: историко-литературный контекст» под редакцией Ю.В.Лучинского в Краснодаре, «i-формат. Журналистика провинции» под редакцией О. И. Лепилкиной в Ставрополе. Немаловажным аспектом в изучении региональной журналистики стали работы санкт-петербургского исследователя Н. Г. Патрушевой, посвященные деятельности Кавказского цензурного комитета.

Все вышеуказанные работы позволяют уточнить общие концептуальные моменты, связанные с типологией развития региональной печати на определенных этапах исторического развития, а также заполнить имеющиеся лакуны в изучении локальной прессы.

Однако вопрос систематизации регионального медийного пространства и связанная с ним проблема описания журналистских персоналий далеко не исчерпана и требует дальнейших исследований.

Первую попытку описать жизнь и деятельность М. К. Седина и его семьи в годы революционного подъема предпринял К. Катаенко в своей книге «Седины», написанной в 1956 году и сохранившей все атрибуты своего времени.

Спустя год эстафету исторической реконструкции биографии М. К. Седина сделала его дочь – Анастасия Митрофановна. В духе «оттепели» она показала основные моменты биографии своего отца по канонам принятой в то время мемуаристики. И в дальнейшем А. М. Седина активно разрабатывала данную тему, что в определенной мере препятствовало объективному освещению роли М. К. Седина в культурной и политической жизни Кубани начала ХХ века. Эту тему она начала в книге «Страницы из истории рабочего движения на Кубани» и продолжила в монографиях «Прикубанские степи» и «Митрофан Седин».

Еще один исследователь личности и творчества М. К. Седина – С. М. Тарасенков, выпустивший в 1972 году монографию «Митрофан Седин и его произведения». Обратившись к творчеству Седина в 1964 году, этот ученый многое сделал для восстановления исторических фактов, связанных с фигурой писателя. Однако в поле внимания С. М. Тарасенкова почти не попала журналистская и редакторская деятельность.

Но воспоминания дочери М. К. Седина, как и труды К. Катаенко и С. М. Тарасенкова не могут служить полноценной доказательной базой, так как с годами многие важные события и их интерпретация неизбежно подверглись идеологическому искажению, что было связано существовавшими партийными клише.

Личность М. К. Седина заинтересовала также таких кубанских краеведов, как Н. Ф. Веленгурин и В. П. Бардадым. Многие факты, приведенные ими, позволили более масштабно оценить личность М. К. Седина. Однако научная составляющая их работ переплетается с авторскими размышлениями и художественными отступлениями, что переводит эти исследования в разряд научной публицистики.

Отдельные публикации к очередным юбилейным датам на страницах кубанской периодики позволяет уточнить некоторые моменты в творческом наследии М. К. Седина, но не решают вопроса о системном описании его личности в истории региональной журналистики.

Объектом исследования является литературная, журналистская, редакторская деятельность М. К. Седина в контексте развития кубанской журналистики начала ХХ века.

Предмет исследования составили журналистские и литературные тексты самого М. К. Седина, а также издательская модель редактируемого им журнала и газет.

Теоретическую базу исследования составили труды отечественных ученых, таких, как А. И. Акопов, Е. В. Ахмадулин, Б. И. Есин, Я. Н. Засурский, С. Г. Корконосенко, Е. А. Корнилов, А. А. Тертычный. Их разработки, выводы и рекомендации позволили сформулировать концептуальную базу нашего исследования.

Источниковую базу диссертации составили материалы Государственного архива Краснодарского края, отдела редких книг краевой библиотеки им. А.С.Пушкина, документы Санкт-Петербургской государственной театральной библиотеки, материалы Центра документации новейшей истории Краснодарского края, а также мемуарная литература, посвященная личности М. К. Седина.

Целью данного исследования является полномасштабное изучение творческой биографии М. К. Седина, включенное в общий контекст истории журналистики Кубани начала ХХ века.

Цель работы предполагает решение следующих задач:

- определить основные этапы творческого пути М. К. Седина, включая журналистскую, литературную и редакторскую деятельность;

- подробно описать журналистскую и литературную составляющие творчества М. К. Седина;

- показать взаимосвязь журналистской и редакторской деятельности М. К. Седина с политическими и социокультурными процессами эпохи;

- ввести в научный оборот архивные данные, ранее не описанные в специальной литературе.

Методологическая основа. Методы исследования включают в себя историко-типологический подход, сравнительно-сопоставительный и контекстуальный анализ.

Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что:

1) проведена системная переоценка творческой личности М. К. Седина на фоне описания историко-типологических трансформаций, имевших место в кубанской прессе начала ХХ века;

2) детально исследованы культурно-политические причины, повлиявшие на создание таких изданий, как «Прикубанские степи», «Прикубанская правда», «Рабочий и солдат», «Революционный фронтовик»;

3) установлен ряд новых фактов, проясняющих особенность творческой личности М. К. Седина как редактора, журналиста и литератора, в частности, доказано, что М. К. Седин являлся редактором газеты «Революционный фронтовик», выходившей в 1918 году на станции Тихорецкой.

4) доказано авторство М. К. Седина в написании таких произведений, как пьеса «Поповская правда», а также ряда стихотворений, незафиксированных в традиционной библиографии М. К. Седина.

Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в комплексном изучении биографии творческой личности М. К. Седина и редактируемых им периодических изданий, ставших составной частью журналистского процесса в Кубанской области начала ХХ века и отразившего сущностные характеристики эпохи.

Практическая значимость исследования состоит в том, что положения, изложенные в диссертации, могут быть использованы в университетских программах по журналистике, таких, как «Региональное информационное пространство», «История отечественной журналистики» и в спецкурсах «История кубанской журналистики», «Дисциплина специализации».

На защиту выносятся следующие положения:

1. Развитие частной прессы на Кубани совпало с общим подъемом революционного движения 1905-1907 годов, что определило типологические особенности периодических изданий данного периода.

2. Первые литературные опыты М. К. Седина пришлись на период отсутствия независимой прессы в Кубанской области, и поэтому они не получили выход на широкую читательскую аудиторию.

3. Начало журналистской биографии М. К. Седина пришлось на период становления частной прессы на Кубани и в тематическом плане совпало с основными тенденциями журналистики этого времени, воплотившегося в издательской модели таких газет, как «Заря», «Кубанская жизнь», «Кубань», «Жизнь Северного Кавказа», что способствовало популярности его текстов и развитию его творчества в литературно-журналистском аспекте.

4. События Первой мировой войны резко изменили лицо кубанской журналистики и повлияли на решение М. К. Седина издавать собственный журнал «Прикубанские степи».

5. Кризис 1917 года укрепил социал-демократические взгляды М. К. Седина и привел его как редактора к участию в революционном движении.

Апробация основных положений работы. Основные положения диссертации докладывались на всероссийских и региональных научно-теоретических конференциях в Краснодаре, Воронеже, Санкт-Петербурге. Отдельные аспекты работы публиковались в различных научных изданиях по истории журналистики. Основные результаты исследования внедрены в курсы «Регионально-информационное пространство» и «Теория и практика СМИ», читаемые в Кубанском государственном университете.

Хронологические рамки диссертации учитывают динамику развития творческой личности М. К. Седина и включают в себя период с 1899 года, когда появилась первая пьеса автора, по август 1918 года – время редакторской работы на ст. Тихорецкой и трагической гибели, а также 1960-е годы, связанные с попыткой популяризации имени М. К. Седина.

Структура и объем диссертации. Структура диссертации «Редакторское и журналистское наследие М. К. Седина» определяется указанными задачами и особенностями предмета исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка из 443 источников и приложения.

Основное содержание диссертации

Первая глава «Становление творческой личности М. К. Седина» состоит из трех разделов.

В первом разделе «Специфика литературно-журналистского процесса в Кубанской области начала ХХ века» рассматривается становление частной прессы в данном регионе, а также основные тенденции развития литературно-публицистического процесса на Кубани.

Как известно, в начале ХХ века на территории Кубанской области выходила лишь одна газета – официоз «Кубанские областные ведомости». На все прошения об открытии частных повременных изданий администрация области отвечала категорическим отказом, опасаясь нежелательных последствий. И только накануне обнародования Высочайшего манифеста о даровании свобод 1 октября 1905 года в Екатеринодаре вышел первый номер частной ежедневной газеты «Кубань», основанный усилиями московских журналистов братьев Филипповых.