Для иллюстрации приведем примеры того, как передают ученики VI и VIIIклассов мысли, выраженные в тексте.
Текст: <Вот как скажут ему, как я про него всем наврал и братом воображал, так он живо меня отсюда и фьюить! — мучился Гешка — Нет, лучше потом сам скажу... Только немножко после...» Гешка проснулся с твердым намерением сразу же все рассказать летчику. Он не мог больше скрывать. «0н меня спас, а я от него секрет держу, да еще про него самого! Узнал бы, так не спасал, наверное» — мучился Гешка».
Пересказ ученика VI класса Димы П.: «Гешка решил, что немного позже во всем признается Климентию».
Пересказ ученика VIII класса Валерия 3.: «Гешка долго мучился: признаться или подождать. Если ребята расскажут, будет некрасиво, — значит, надо признаться. Но страшновато. Однако рассказать-то все равно надо, к тому же летчик спас Гешку — куда уж врать ему».
Другие учащиеся VII класса воспроизводят мысли Гешки не так подробно. Однако всегда указывают на борьбу мотивов, связанную с принятием решения. Во время пересказов восьмиклассниками других текстов обнаруживается та же закономерность.
3.4 Осознание и переживание отношений
между литературными персонажами
Для анализа данного аспекта восприятия подростками произведений художественной литературы использованы литературные произведения, где описания отношений между персонажами занимают значительное место и выражаются различными способами: «Правая рука» К. Паустовского, «Друг моего детства» С. Львова, «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви» Р. Фраермана, отдельные главы повести Л. Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность».
В ходе исследования подросткам давалось задание: читая то или иное произведение (или специально отпечатанный текст), отметить на полях места, которые произвели на них особенно сильное впечатление, прокомментировать то, что их особенно взволновало. Затем через 12—14 дней каждому из испытуемых было предложено пересказать содержание прочитанных текстов, с тем чтобы выяснить, что сохранилось в их памяти по прошествии определенного времени, как будут отобраны и интерпретированы те или иные факты, события, каким образом будет выражено отношение подростков к рассказываемому. Использование указанных методов позволило судить о том, как оцениваются подростками отношения между литературными персонажами, что вызывает их сочувствие, сопереживание и что, напротив, осуждается и вызывает возмущение.
Анализ полученных данных позволяет сделать определенные выводы.
В первую очередь необходимо отметить, что предметом осознания и особенно переживания подростков являются главным образом межличностные отношения, в то время как отношения ответственной зависимости (деловые отношения) чаще всего не учитываются ими при анализе и оценке отношений между персонажами. О такого рода отношениях учащиеся не упоминают даже при специальном вопросе экспериментатора и затрудняются ответить, в каких деловых отношениях находятся те или иные герои. Такие отношения не производят на подростков соответствующего впечатления, не вызывают их интереса и но многих случаях даже не осознаются ими. Как правило, отношения ответственной зависимости становятся предметом осознания и переживания подростков только в тех случаях, когда они определенным образом влияют на личные отношения и определяют их xарактер.
Глубокое сочувствие, coпереживание подростков вызывает изображение такого отношения к герою - сверстникусо стороны взрослых, которое является причиной тяжелых переживаний ребенка: проявление неуважения, требование подчинения, унижение личности ребенка, отрицательная или индифферентная реакция на его любовь и привязанность, нежеланно считаться с ним, игнорирование его мнения и желаний, недооценка его возможностей.
Особенно остро переживаются подростками конфликтные отношения, если причиной их возникновения является поведение взрослых. Обратная ситуация (в конфликте повинен ребенок, страдает взрослый) не вызывает переживании учащихся и почти не замечается ими. Во всяком случае, ни в своих комментариях, ни и пересказах подростки самостоятельно не выделяют такие ситуации, где поведение детей по отношению к взрослым служит причиной серьезных переживаний последних. Правда, беседа обнаруживает, что учащиеся помнят соответствующие места текста, но, по-видимому, они не произвели на них такого сильного впечатления, чтобы подростки сами заговорили о них.
Отношение взрослых к детям привлекает внимание подростков главным образом тогда, когда эти отношения являются, с их точки зрения, неправильными, несправедливыми. Комментируя соответствующие места текста, они отмечают на нолях: «Так нельзя!»; «Это же несправедливо'»; «Разве так можно?»; «За что?» и т. п.
В тех случаях, когда эти отношения носят благополучный характер, когда взрослые внимательны, заботливы, мы не встречаем ни пометок на полях, ни соответствующих комментариев. Однако при специальном задании учащиеся быстро и легко выделяли такие отношения и правильно оценивали их. В процессе беседы мы могли убедиться в том, что все они помнят соответствующие места текста. Более того, эти отношения, как было показано выше, нередко определяют оценку героя и служат обоснованием положительного отношения подростков к нему.
Как показало исследование, в отношениях между взрослыми и детьми подростки предъявляют более высокие требования к взрослым, нежели к детям. Взрослые должны понимать их, считаться с ними, учитывать их настроение, состояние, если этого нет — поведение взрослых осуждается. По отношению же к детям подобные требования — уважение к старшим, внимание к их просьбам и желаниям, понимание их состояния и т. п. — не высказываются.
Доказательством этого служат и те оценочные суждения, которые высказывают подростки, и ход их рассуждений при обосновании отношения к литературным персонажам, и содержание их пересказов, и характер заметок на полях. В нашем экспериментальном материале нет ни одного случая, когда бы подростки самостоятельно осудили героя-ребенка за поступок, доставляющие огорченно взрослым.
В отношениях между детьми в этом возрасте намечается появление интереса к отношениям со сверстниками противоположного пола. Подростки анализируют соответствующие литературные сцены самостоятельно, подчеркивая их как очень интересные, комментируют и оценивают их.
Сравним для примера ответы учениц VI и VIII классов («Детство. Отрочество. Юность.»).
Ответы ученицы VI класса Наташи С.: «Сонечка танцевала сначала с Ннколенькон. а потом — с Сережей»; ученица VII класса Рита П. говорит об этих же фактах так: «Сонечка нехорошо вела себя на балу. Сначала любезничала с Николенькой, согласилась танцевать с ним. Но вот появился Сережа — и она уже забыла о Николеньке. Можно представить, каково ему:
ведь она ему нравилась!»
В сущности, обе ученицы говорят об одном и том же. Но если в первом случае мы видим простую констатацию фактов, то во втором — понимание состояния героев, проникновение во внутреннюю сторону поступков, сопереживание, оценку.
Отношения между мальчиками и девочками не просто осознаются восьмиклассниками, но и вызывают их сопереживание. Тон многих пересказов, отбор фактов и их интерпретация, пометки на полях говорят о том, с каким пониманием и сочувствием относятся подростки к дружбе между мальчиками и девочками, как не безразлично им все то, что касается взаимоотношений этих литературных персонажей.
Глубоко волнует подростков история первой любви, рассказанная в повести Р. Фраермана «Дикая собака динго».
«Эта книга о том, что нас волнует»; «Мне очень понятны переживания Тани: в нашем возрасте такое часто бывает»; «Книга написана очень интересно: как будто это все происходит со мной... у нас тоже девочки влюбляются в мальчиков» --подобные ответы мы находим у многих восьмиклассников.
Не оставляют подростки без внимания и историю любви Николеньки к Сонечке («Детство. Отрочество. Юность»). В их пересказах и ответах звучит сочувствие Николеньке, можно отметить волнение, рассуждения о том, «стоит ли любить Сонечку, переживать из-за нее», осуждение ее неверности.
Доказательством наличия интереса к отношениям между литературными персонажами—мальчиками и девочками служит и тот факт, что подростки с большим сочувствием и вниманием отнеслись к переживаниям и мыслям героев, возникающим в связи с их отношениями. Как было показано выше, учащиеся хорошо помнят соответствующие места текста, ссылаются на них в своих пересказах, комментируют их. Их ответы свидетельствуют не только об осознании этих отношений, но и о глубоком сопереживании, возникающем у них.
Заключение
Мир прекрасного... Приобщение к нему как бы раздвигает горизонты видения окружающего, создает новые потребности, совершенствует вкус. Формирование способности полноценно воспринимать, глубоко чувствовать и понимать прекрасное в искусстве, в природе, в поступках людей, в быту - это важнейшая задача воспитания. Приобщение к прекрасному в любой форме - это воспитание увлеченности, пробуждение активного, творческого отношения к миру. Важнейшим средством приобщения к миру прекрасного становится художественная деятельность человека, которая выступает и как усвоение, и как создание эстетических ценностей. Это активный процесс, требующий творческих сил личности, определенных знаний и умений, которые в этой деятельности и приобретаются, и проявляются.
Формирование полноценной личности подростка немыслимо без воздействия художественной литературы. Привитие любви к чтению особенно важно в подростковом возрасте, когда налицо новый уровень развития самосознания, яркость чувств, постоянное стремление к новым впечатлениям, к общению и самовыражению. Художественная литература несовместима с равнодушием, праздностью, серостью и скукой, которые так опасны в этом возрасте. Вместе с тем особенности подростка накладывают свой отпечаток на его художественную деятельность: здесь имеют значение и его неумение просто созерцать, его стремление действовать активно.