Но это непонимание вполне объяснимо, еслиучесть крайнюю отдаленность Ахматовой тех лет от главнейших и насущ-нейших, волновавших и будораживших страну социально-политическихпроблем. Она признается: В этой жизни я немного видела,
Только пела и ждала...
( "Помолись о нищей, о потерянной..." )
Однако не может не обратить на себя внимания строфа о любви к Ро-
дине из стихотворения "Приду туда, и отлетит томленье...":
Спокойной и уверенной любови
Не превозмочь мне к этой стороне:
Ведь капелька новогородской крови
Во мне - как льдинка в пенистом вине.
В ее тогдашних книгах немало любовно написанных русских пейзажей,
согретых трогательной и верной привязанностью, глубоким и острым
чувством:
Между ягод сети-паутинки,
Гибких лоз стволы еще тонки,
Облака плывут, как льдинки, льдинки
В ярких водах голубой реки.
("Сладок запах синих виноградин...")
Или:
Знаю, знаю - снова лыжи
Сухо заскрипят.
В синем небе месяц рыжий,
Луг так сладостно покат.
Чисто русская тема уязвленной совести часто вспыхивает и разгора-
ется у Ахматовой именно от соприкосновения всегда напряженного по-
этического чувства с пейзажем, наедине с Родиной, когда, уйдя от
городских событий, от пестрой, легкой и праздной жизни, она оказы-
валась с глаза на глаз с великолепной русской природой.
Во всяком случае тревожное чувство вины, еще смутной и неопреде-
ленной, нередко придавало ее пейзажным стихам неожиданное звучание.
Например, в стихотворении "Ты знаешь, я томлюсь в неволе..." Ахмато-
ва говорит о "памятной до боли" "тверской скудной земле".
Это чувство, усиливавшееся от книги к книге, заметно перестраивало
ее стихи: от легкого, пронизанного солнцем и предвкушением любви по-
луотроческого "Вечера" Анна Ахматова перешла к несколько религиозным,
сложным стихам "Четок", полным раскаяния и соблазнов, в которых уже
была слышна "российская" тема, в какой-то степени подготовившая пе-
реход к суровой простоте мужественной "Белой стаи", отказывающейся
от праздной и никчемной жизни ради душевного равновесия.
В стихотворении "Судьба ли так моя переменилась..." такое призна-
ние:
Ни праздного, ни ласкового слова
Уже промолвить не могу.
И действительно, в большинстве стихи "Белой стаи" лишены суетности,преисполнены достоинства и сосредоточенности на незримой душевной работе. В "Белой стае" все более властно заявляла о себе тема России. Онастановится постоянной спутницей многих и многих сюжетов, рассказыва-емых в стихах "Белой стаи", "Подорожника", затем "Anno Domini" и других - вплоть до последних произведений. Тема Родины, год от годавходившая в ее творчество, эта мелодия родной земли помогла ей в го-ды первой мировой войны занять позицию, заметно отличавшуюся от офи-циальной пропагандистской литературы. Конечно, у Ахматовой ( как и убольшинства людей того времени ) не было всестороннего понимания вой-ны, но она знала и понимала главное: война - это убийство и потомувеликое зло. Это говорило о ее страстном гуманизме, имевшем религи-озную, евангелическую основу ("Утешение", "Молитва" и др.) Общий колорит тогдашней военной литературы создавала отвратительновеселая патриотическая "поэзия" большинства "трубадуров войны". Ирядом с ними была Ахматова с горечью печально-траурных и скорбящихстихов: Можжевельника запах сладкий
От горящих лесов летит. Над ребятами стонут солдатки, Вдовий плач по деревне звенит. Война в представлении Ахматовой всегда великое бедствие, трагедияи зло. Но еще большим злом было бы прославлять ее - петь здравицусмерти. В этом отношении она была далека от официальной литературы,прославлявшей войну вопреки неисчислимым народным страданиям и бе-дам. В стихотворении "Памяти 19 июля 1914" она писала:
Вдруг запестрела тихая дорога,
Плач полетел, серебряно звеня...
Закрыв лицо, я умоляла бога
До первой битвы умертвить меня.
Как ярко выразился гуманизм Ахматовой! Сразу становится понятным,
что для нее неприемлемы смерти людей, окружающих ее, она отвергает
всякое убийство. В стихотворении "Молитва" Ахматова самоотвержено
молит судьбу о принесении в жертву России всего, что она имеет, во
имя блага собственной страны:
Дай мне долгие годы недуга,
Задыханья, бессонницу, жар,
Отыми и ребенка, и друга,
И таинственный песенный дар -
Так молюсь за твоей литургией
После стольких томительных дней,
Чтобы туча над темной Россией
Стала облаком в славе лучей.
Своего рода итогом пройденного Ахматовой до революции пути следует
по праву считать ее стихотворение "Мне голос был. Он звал утешно..."
Это было стихотворение-ответ на призывы эмиграции, даже отповедь тем,
кто пытался переманить ее в свой злобный стан.
Мне голос был. Он звал утешно.
Он говорил: "Иди сюда,
Оставь свой край глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.
Я кровь от рук твоих отмою,
Из сердца выну черный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид".
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.
В этом стихотворении Ахматова выступила как страстный поэт патрио-тического звучания. Стихотворение имеет словно библейскую форму, осо-бенно жест, почти зрительно созданный, напоминает проповедников.А.Блок сказал: "Ахматова права. Это недостойная речь. Убежать от рус-ской революции - позор." Это стихотворение написано в 1917 году. То же самое Ахматова повто-рила в 1922 году, но уже не иносказательно, а в прямой публицисти-ческой форме, когда уже стало невмоготу терпеть нападки и клевету из-за границы. Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.
Но вечно жалок мне изгнанник,
Как заключенный, как больной.
Темна твоя дорога, странник,
Полынью пахнет хлеб чужой.
Ахматова сделала еще одно важное признание, характеризующее ее
как истинного поэта:
Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл,-
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.
"Тогда", в первые годы после революции, она продолжала писать оРоссии и о себе. Жилось ей трудно, но она не сетовала и не жалова-лась. В связи с выходом в свет книжки "избранных" стихов Ахматовой в 1943 году Борис Пастернак написал: "...Было бы странно назвать Ахматову военным поэтом. Но преоблада-ние грозовых начал в атмосфере века сообщило ее творчеству налет гражданской действительности. ...Две кровопролитные войны, их следы чуть ли не на каждой страни-це, и между ними известный силуэт с гордо занесенной головой, жизньи деятельность несгибаемой, преданной, прямолинейной дочери народа ивека, закаленной, привыкшей к утратам, мужественно готовой к испыта-ниям бессмертия... Давнишняя ахматовская сжатость, плавность и сво-бода... - качества, отныне пушкинские до бесконечности".
Слава Анны Ахматовой перешагнула рубежи нашей страны. Оксфордскийуниверситет в Англии удостоил ее мантии почетного доктора литературы,а в 1964 году она была отмечена международной литературной премией"Этна - Таормина" в Италии. Ахматова давала интервью иностранным кор-респондентам, осаждавшим ее в Комарове, Ленинграде, Москве. Анна Ахматова меньше всего нуждается в идеализации. Она обладалапоистине королевской способностью равнодушно внимать похвалам и наве-там. С годами она все чаще принимала участие в литературных вечерах,выступала по радио и телевидению. Ахматова оставила нам богатейшеенаследие. Анна Ахматова прошла большой творческий путь, будучи человекомбольшой воли и непреклонного мужества, достоинства и воинствующей совести, она перенесла тяжелые невзгоды, отразившиеся как в "Рекви-еме", так и в некоторых стихах послевоенных лет. По словам А.Твардовского, стихи Ахматовой - это менее всего так называемая женская поэзия или, как еще говорят, поэзия "дамская" сее ограниченностью мысли и самого чувства.
Даже в ее ранних книгахмы видим всеобщность изображенного переживания, а это первый признакподлинного, большого и высокого искусства. Эпоха "Серебряного века" в нашей официальной литературной наукедолгие десятилетия почти игнорировалась, как время реакции и дека-дентства, будто бы почти ничего не давшая русскому искусству. На са-мом деле 10-ые годы были на редкость богатыми во всех областях худо-жественного творчества - в литературе, живописи, балете, музыке... Ахматова в заметке "10-ые годы" писала:"Кто-то недавно сказал при мне: "10-ые годы - самое бесцветное время".Так, вероятно, надо теперь говорить, но я все же ответила: "Кроме все-го прочего, это время Стравинского и Блока, Анны Павловой и Скрябина,Ростовцева и Шаляпина, Мейерхольда и Дягилева".