По мнению Б. С. Немцева, характер Маргариты, раскрывшийся на балу у Сатаны, представляется продолжением и развитием ренессансных традиций, когда в условиях крайне нормативного государства женщина, преступающая семейный долг и ради любимого отдающая в душу дьяволу, бросает вызов этому государству - гонителю ее возлюбленного. “Власти предержащим сама возможность чьей-то неподконтрольности уязвляет, поэтому Воланду ясно, что счастливыми свободные люди здесь быть не могут.”[48] Он умерщвляет и Маргариту, и Мастера. предоставив им “покой” и соединив любовников навечно в иной жизни. Обоим тем самым сохраняется высшая свобода.
Заключение
Значительное значение булгаковского романа восходит к нравственным заповедям древнего мира, к фольклорным формулам справедливости с их прозрачной символикой - бесы, жертвоприношение, распятье. Вклад Булгакова в вечную тему, его новаторство прослеживаются на каждой странице “Мастера и Маргариты”: прямо - в декларациях Мастера, Иешуа. Воланда, Пилата, косвенно - в сатирических эпизодах, утверждающих авторский идеал. Свобода человеческого духа и духовность нравственного выбора неизменно волнует автора. Образы персонажей романа невозможно свести к определенным типам: они собирательны. Бесспорными представляются автобиографичность образа Мастера и значительное проецирование образа Маргариты на Е. С. Булгакову. Образы романа перекликаются друг с другом. Зеркальная симметрия связывает Понтия Пилата и Воланда, Ивана Бездомного и Левия Матвея, Низу и Маргариту. Многие взгляды, поступки, проблемы аналогичны у Иешуа и Мастера, Мастера и Понтия Пилата.
Представители духовного начала (которое, по Булгакову, бессмертно) сосуществуют, признавая положение друг друга в космической иерархии: Иешуа по отношению к Воланду, Воланд - к Иешуа и Мастеру, Мастер - к Бездомному.
С помощью средств фантастики и гротеска автор сумел возвести свои персонажи на высшую ступень типизации, создать художественные типы - ярко индивидуализированные (Понтий Пилат), философски значимые (Воланд). Каждый значительный тип несет в себе противоречие и в то же время выражает определенную идею. Типы в произведении Булгакова имеют гипотетический характер и усиливают философскую значимость всей художественной системы романа. Центральные персонажи являются не столько характерами, сколько типами персонифицированного сознания. Бессмертие служит для писателя предметом дискуссии. На отношение к идее бессмертия строятся все основные типы сознания героев романа: эстетическое Мастера, эмоциональное Маргариты, “государственное” Пилата, массовое сознание и, наконец, сознание нравственного абсолюта Иешуа.
Однако наличие подобной структуры не приводит к превращению персонажей в носителей авторских идей. Все действующие лица - это живые люди с яркими портретными характеристиками и другими запоминающимися качествами.
Ни один из главных героев не вызывает отрицательного отношения. Даже Воланд. который традиционно должен внушать страх, вызывает скорее улыбку и сочувствие тому, как ловко он выводит не чистую воду людей, подобных Берлиозу, Лиходееву или Босому. Все главные герои вызывают несомненную симпатию, не являясь в то же время идеальными.
В романе Булгакова живет глубокая вера в непреложные нравственные законы. Вслед за Кантом писатель считает, что нравственный закон заключает внутри человека не должен зависеть от религиозного страха перед грядущим возмездием. Проблемы любви и равнодушия, трусости и раскаяния, добра и зла раскрыты во всем блеске его мастерства. Они присутствуют в обрисовке каждого из центральных образов.
Использованная литература
1. Абрагам П. Павел Флоренский и Михаил Булгаков // Философские науки. - 1990 - №7
2. Абрагам П.Р. Роман “Мастер и Маргарита” М.Булгакова в аспекте литературных традиций. - М., 1989
3. Акимов В.М. Свет художника, или Михаил Булгаков против Дьяволиады. - М., 1995
4. Андреев П. Беспросветье и просвет. // Литературное обозрение. - 1991 - № 5
5. Бабинский М.Б. Изучение романа М.Булгакова “Мастер и Маргарита” в XI классе. - М., 1992
6. Барков А.Н. О Булгакове, Маргарите и мастерах социалистической литературы. - Киев, 1990
7. Барков А. О чем говорят парадоксы // Литературное обозрение. - 1991 -№5
8. Белый А. О “Мастере и Маргарите” // Вестник русского христианского движения. - Париж, 1974 -№ 112 ( 113 )
9. Булгакова Е.С. Дневник Елены Булгаковой. - М., 1990
10.Булгаков Михаил. Избранное. - М., 1980
11.Булгаков М.А. Под пятой: Мой дневник. - М., 1990
12.Вахитова Т.М. Проблема власти в романе “Мастер и Маргарита” // Творчество Михаила Булгакова / АН СССР Ин-т рус. лит. (Пушк. дом). - Л., 1991, кн.2
13.Виноградов И. Завещание Мастера // Вопросы литературы. - 1968 - №6
14.Вулис А.В. Литературные зеркала. - М., 1991
15.Вулис А.В. Роман М.Булгакова “Мастер и Маргарита”. - М., 1991
16.Гаврюшин И.К. Нравственный идеал и литургическая символика в романе М.Булгакова “Мастер и Маргарита” // Творчество Михаила Булгакова / АНСССР Ин-т рус. лит. ( Пушк. дом). кн. 3
17.Галинская И.Л. Загадки известных книг. - М., 1986
18.Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы: Очерки рус. лит. ХХ в. ( ст. Из наблюдений над мотивной структурой романа М.А.Булгакова “Мастер и Маргарита”; Новый Завет в произведениях М.А.Булгакова). - М., 1994
19.Ермолинский С.А. Из записок разных лет. - М., 1990
20.Казаркин А.П. Литературно-критическая оценка. - Томск, 1987
21.Казаркин А.П. Истолкование литературного произведения ( Вокруг “Мастера и Маргариты” М.Булгакова Кемерово, 1988
22.Камараш И. За мной, читатель! Восприятие, трактовка и эффект романа “Мастер и Маргарита” в Венгрии: Лит. - социол. исследование. - Будапешт, 1984
23.Киселева Л.Ф. Диалог добра и зла в романе “Мастер и Маргарита” // Литературные традиции в поэтике М.Булгакова: Межвуз. сб. науч. тр. - Куйбышев, 1990
24.Кораблев А.А. Евангелие от Дьявола ( эзотерическая интерпретация романа “Мастер и Маргарита” ) Тезисы Республиканских Булгаковских чтений. - Черновцы, 1991
25.Лакшин В.Я. Булгакиада. - Киев, 1991
26.Лакшин В.Я. О прозе М.А.Булгакова и о нем самом // Булгаков М. Избранная проза. - М., 1966
27.Лакшин В.Я. Роман М.Булгакова “Мастер и Маргарита” // Новый мир. - 1968 - № 6
28.Лосев В.В. Вступ. ст. к кн. Булгаков М.А. Великий канцлер: Черновые ред. романа “Мастер и Маргарита”. - 1992
29.Макаровская Г. и Жук А. О романе М.Булгакова “Мастер иМаргарита” // Волга - 1968 - № 6
30.Метченко А. Современное и вечное. В сб.: Эстетика сегодня ( актуальные проблемы). - М., 1971
31.Миллиор Е. Размышления над романом М.Булгакова “Мастер и Маргарита”. - Л., 1975
32.Михаил Булгаков: современные толкования: к 100-летию со дня рождения. 1891-1991. Сб. обзоров / АН СССР. ИНИОН. - М., 1991
33.Мягков Б.С. Булгаковская Москва. - М., 1993
34.Немцев В.И. Михаил Булгаков: становление романиста. - Самара, 1991
35.Николаев П.А. М.Булгаков и его главная книга // Булгаков М.А. Мастер и Маргарита. - М., 1988
36.Новиков В.В. Михаил Булгаков - художник. - М., 1996
37.Палиевский П.В. Последняя книга М.Булгакова // Литература и теория. - М., 1979
38.Палиевский П.В. Шолохов и Булгаков. - М., 1993
39.Паршин Л.К. Чертовщина в Американском посольстве в Москве, или 13 загадок Михаила Булгакова. - М., 1991
40.Пенкина Е.О. Реализация идей русского экзистенциализма в творчестве М.А.Булгакова ( “Мастер и Маргарита” ) // Тезисы Республиканских Булгаковских чтений. - Черновцы, 1991
41.Петелин В.В. Возвращение мастера: ст. о М.А.Булгакове. - М., 1986
42.Петелин В.В. Михаил Булгаков. - М., 1989
43.Рашковский Е.Б. Владимир Соловьев: Учение о природе философского знания // Вопросы философии. - 1982 - № 6
44.Роман М.Булгакова “Мастер и Маргарита” в школьном изучении. - Кировоград, 1991
45.Рощин М.М. Мастер и Маргарита. - М., 1987
46.Санр Азиз Функции метафоры в художественном тексте и ее лингвопрагматическая интерпретация ( на материале романа М.Булгакова “Мастер и Маргарита” ). - М., 1993
47.Сидоров Е. М.А.Булгаков // Михаил Булгаков. Избранное. - М., 1980
48.Симонов К. О трех романах Михаила Булгакова // Михаил Булгаков. Романы. - Л., 1978
49.Скорино Л. Лица без карнавальных масок // Вопросы литературы. - 1968 - № 6
50.Смелянский А.М. Уход. - М.. 1988
51.Соколов Б.В. Михаил Булгаков: ( 100 лет со дня рождения ). - М., 1991
52.Соколов Б.В. Роман М.Булгакова “Мастер и Маргарита”. - М., 1991
53.Степанюк Д.М. Писатель и власть ( Из эпистолярного наследия М.Булгакова ) // Тезисы Республиканских Булгаковских чтений. - Черновцы, 1991
54.Творчество Михаила Булгакова. - Томск, 1991
55.Утехин Н.И. Исторические грани вечных истин ( “Мастер и Маргарита” М.Булгакова ) // В сб. Современный советский рассказ. Философские аспекты. - Л., 1979
56.Химич В.В. “Странный реализм” М.Булгакова. - Екатеринбург, 1995
57.Чеботарева В.А. Рукописи не горят: ( о творчестве М.А.Булгакова ). - Баку, 1991
58.Черникова Г.О. О некоторых особенностях философской проблематики романа М.Булгакова “Мастер и Маргарита”. - М., 1971
59.Чудакова М.О. Гоголь и Булгаков // Гоголь: история и современность. - М., 1985
60.Чудакова М.О. Жизнеописание Михаила Булгакова. - М., 1988
61.Шварц А.Л. Жизнь и смерть Михаила Булгакова. - Tenafly ( № 7 ), 1988
62.Шенцева Н.В. и др. Новое о Булгакове. - Йошкар-Ола, 1993
63.Эрастова А.В. Традиции философского романа Ф.М.Достоевского в прозе М.А.Булгакова ( “Братья Карамазовы” и “Мастер и Маргарита” ). - Нижний Новгород, 1995
64.Яновская Л.М. Творческий путь Михаила Булгакова. - М., 1983
[1]Лакшин В. Я. см. цит. раб. (Роман М. Булгакова ...) - с. 304
1Яновская Л. М. См. цит. раб. с. - 313