Смекни!
smekni.com

Александр Вампалов (стр. 44 из 45)

Надо сказать, что никому из исполнителей роли Бусыгина не удавалось еще передать двойное бытие героя, что, впрочем, не удавалось и исполнителям роли Зилова, а между тем эта "двойственность" - одна из интереснейших черт художественной манеры Вампилова.

Ему было бы нынче пятьдесят... - "Новый мир", 1987 N 9. с. 212.

Так А. Симуков, руководитель проходившего в 1962 году в Малеевке семинара "драматургов, пишущих для телевидения", рассказывает о пьесе, в основу которой был положен тот же анекдотический сюжет о бескорыстном взаимодавие, что и в "Ста рублях новыми деньгами", и в "Двадцати минутах с ангелом". Однако в этом сюжете действовали другие персонажи: "два тунеядца - Несудимов и Белоштан, хороший человек Лопатин и Надежда Филипповна - квартирохозяйка. Финалом пьесы явилось мучительное раздумье двух дружков, - по-видимому, уже навсегда лишившее их покоя: что же все-таки имел в виду Лопатин, предлагая им деньги, если он не преследовал каких-то своих личных целей". (Симуков А. <О Вампилове>. - В кн.: Вампилов А. Дом окнами в ноле, с. 610.)

Как следует из рассказа Л. Симукова, пьеса отличалась от "Ста рублей" лишь именами героев и финалом. Впрочем, и малеевская рукопись, как пишет мемуарист, сохранилась и, возможно, будет когда-нибудь опубликована.

Список литературы

"Театральная жизнь", 1987. N 17, с. 30.

Симуков А. <О Вампилове>. - В кн.: Вампилов А. Дом окнами в поле, с. 611.

Распутин В. От имени его друзей. - "Советская молодежь", 1972, 23 августа.

Тендитник Н. Мастера. Иркутск, 1974, с. 176; см. об этом также: Жемчужников В. У костра. - "Сибирь", 1977, N 4, с. 99- 100 и Машкин Г. Сибирскими тропами и дорогами. М., 1981, с. 86.

Тендитник Н. Мастера, с. 176.

Эфрос А. О современной пьесе. - "Современная драматургия", 1983, N 2, с. 209.

Гракова И. <О Вампилове>. В кн.: Вампилов А. Дом окнами в поле, с. 607.

Якушкина Е. <О Вампилове>. - Там же, с. 602.

Восстановлен по экземпляру Д. М. Шварц. Благодарю заведующую литературной частью БДТ имени М. Горького Д. М. Шварц за возможность ознакомиться с этим текстом.

Аннинский Л. Запал. - "Неделя", 1985, 22 сентября, с. 10.

Аннинский Л. Запал. - "Неделя", 1985, 22 сентября, с. 10.

Аннинскии Л. Молодая драматургия и молодая проза. - "Театр". 1963, N2, с. 26-27.

Рошаль Л. Современность истории и история современности. - "Искусство кино", 1986, N 5, с. 94.

Баевский В. Давид Самойлов. Поэт и его поколение. М., 1986, с. 92.

Любимов Ю. <О "Современнике" говорят...> - "Театр", 1966, N 4. с. 35.

Вишневская И. Именно про любовь - "Театр" 1965, N 12, с. 10.

Вишневская И. Там же.

Не случайно именно в начале шестидесятых годов с особой силой вспыхнула идея народных самодеятельных театров, которые предполагались как эстетическое целое, предельно приближенное к живой жизни.

Товстоногов Г. <О "Современнике" говорят...>. -"Театр", 1966, N 4, с. 37.

Аннинский Л. Правда - где люди. - "Театр", 1968, N 2, с. 38.

Никулин С. Пьеса, режиссеры, актеры. - "Театр", 1969, N 9, с. 27.

Аннинский Л. Бремя правды. - "Театр", 1965, N 10, с. 8.

Жуховицкий Л. Одни без ангелов. - "Театр", 1970, N 12, с. 162.

Божович В. Рене Клэр. М., 1985, с. 210.

Свободны А. Сентиментальный вальс вахтанговцев. - "Театр", 1967, N 6, с. 59.

Бугров Б. Русская советская драматургия. 1960-1970 годы. М., 1981, с. 113.

Эфрос А. Как быстро идет время! - "Театр", 1967, N 2, с. 69. В этой связи интересно упомянуть запись, сделанную в дневнике Давида Самойлова. 25 октября 1964 года поэт записал: "Предыдущий период литературы окончился". "Самойлов почувствовал этот важный сдвиг одним из первых", - прокомментировал эту запись исследователь его творчества В. Баевский; цит по кн.: Баевский В. Давид Самойлов. Поэт и его поколение. М., 1986, с. 91.

Смелянский А. Наши собеседники. М., 1981, с. 144.

Никулин С. Пьеса, режиссеры, актеры. - "Театр", 1969, N 9, с. 27.

Аннинский Л. Мысли вслед фильму. - Экран 1967-1968. М., 1968, с. 29.

Там же, с. 29, 30.

Там же, с. 33.

Там же, с. 30.

Там же, с. 31, 33.

Интерес к этой пьесе держался на протяжении всего десятилетия, в 1972 году она была экранизирована на Мосфильме А. Столпером, главную роль в ней сыграл В. Высоцкий, на экраны фильм тогда не вышел.

Строева М. Спрашивайте с себя. - "Театр", 1967, N 8, с. 16.

Об этом подробнее см. в книге В. Сахновского-Панкеева "Драма", М., 1969. с. 202.

О впечатлении произведенном на Вампилова фильмом Феллини свидетельствует то, что упоминание о нем идет в записной книжке первым номером в ряду важных со бытии месяца, в том числе и приемом в Союз писателей "14 февраля (1966 г. - Е.Г.) Три происшествия Видел "8 1/2" Феллини, меня приняли в Союз писателей, Синявскому и Даниэлю дали соответственно 7 и 5 лет"

Воспоминания Р. В. Курбатовой цит. по кн.: Тендитник Н. Мастера Иркутск, 1981 с 178.

Цит. по статье Рошаля Л. Современность истории и история современности. - "Искусство кино", 1986, N 8, с. 85.

Трифонов Ю. О нетерпимости. - В его кн.: "Избранные произведения" в 2-х тт. М., 1978, т. 2, с. 550.

Борин А. Скука. - "Литературная газета", 1986, 24 декабря, с. 12.

"Утиная охота" не только брала из опыта современности, но и обогащала собой художественную атмосферу времени или была ей глубоко конгениальна. "Виденческая природа" пьесы отозвалась или прозвучала в унисон "Гамлету" на Таганке (1971), спектаклю, в котором, по выражению критика, царствовала атмосфера дурной кажимости, а монологи Гамлета выглядели снами - "снами, ставшими явью, ставшими словом", где за героем следовал мальчик с дудочкой, персонаж-спутник, "маленький друг, безмолвный союзник", который "напоминает о том, что кроме мира одиноких трагических решений существует и мир музыки, и мир дружбы, и мир шутки, и мир неисчезнувшей красоты" - Гаевскии. В. "Флейта Гамлета" - В сб.: "Театральная правда", Тбилиси, 1981, с. 349.

Вайль М. Лики театральной студии. "Театр", 1986, N 10, с. 104.

Чиладзе Т. Поэзия драмы. - "Современная драматургия", 1984, N 4, с. 246.

К примеру: "Есть свежее пиво. - Пиво не надо. Бутылку вина. Две бутылки. Гуляю. - Поздравь его. Получил квартиру. - Серьезно? - Сам не верю. - А где? - У моста. - Точно? Значит, будем соседями? - Маяковского, тридцать семь, квартира двадцать. - Ну так отлично. Поздравляю, старичок. Молодец. - Новоселье в восемь ноль-ноль. Сегодня. Я тебя жду. - Спасибо, Витя, но я не смогу... " и т.д. и т.д.

Живой красивенький котенок вместо Алика с бантом и есть мера "исправления" пьесы, которую предприняли создатели картины "Отпуск в сентябре", сняв фильм об опустившемся, на грани белой горячки, выпивохе, единственное спасение которого состояло в верных друзьях и подругах.

Как играл, например, по воспоминаниям очевидцев, "дождь" Ливанов. Его Астров во втором акте "Дяди Вани" на словах: "Меня гроза разбудила. Важный дождик" так распахивал окно, так вдыхал могучей ливановской грудью свежий ночной воздух, что даже люди, стоявшие в кулисах и видевшие всю звуковую машинерию сиены, поддавались магии этого ощущения.

Конечно, окно выступает и в чисто бытовой функции: например, Кушак постоянно выглядывает в окно, "как делают все владельцы автомобилей", в окно доносятся звуки улицы, Зилов переговаривается с Витькой, перегнувшись через подоконник, и т.д.

Цымбалистенко Н. В. Символы-лейтмотивы и драматургии М. Горького и А. Вампилова (на примере пьес "Дети солнца" и "Утиная охота"). - В кн.: "Революция. Жизнь. Писатель". Воронеж, ВГУ, 1980, с. 140-146.

См. также и другую, кульминационную сцену: "Кушак. Я понимаю, Виктор, охота - это твое хобби, но... Зилов. Какое еще, к черту, хобби! Охота она и есть охота (фыркнул). Хобби! Чем говорить такие пошлости, выпьем лучше за открытие сезона!"

Рудницкий К. По ту сторону вымысла. - "Вопросы литературы", 1976, N 9, с. 63.

Солодовников А. Жизнь без горизонта. - "Советская культура", 1979, 8 марта, с. 4.

Роднянская И. Битов Андрей Георгиевич. Краткая литературная энциклопедия, М., 1978, т. 9. с. 130.

Гибель Гии Агладзе ("Жил певчий дрозд") в мгновенье ока преображала и переворачивала образ героя в нашем сознании, выводила его из круга мрачных и холодных северных "лишних людей", хотя по сути своей образ имеет с ними общую природу.

Аннинский Л. Ядро ореха. М., 1965, с. 115. 2 Аннинский Л. Мысли вслед фильму. - В кн. Экран 1967-1968, М., 1968, с. 32.

Спустя годы этот социальный типаж, лишенный остальных особенностей, свойственных вампиловскому образу, будет полностью повторен к пьесе В. Арро "Смотрите, кто пришел!", центральный герой которой парикмахер-супермен строит на основании своего "робкого детства" ("заморыш, последняя промокашка") целую жизненную философию.

Демидов А. Заметки о драматургии Вампилова. - "Театр", 1974, N 3, с. 71.

Битов А. Азарт (Изнанка путешествия). - Цит. по кн.: Битов А. Воскресный день. М., 1980, с. 399.

Собснников А. Чеховские традиции в драматургии А. Вампилова - В сб.: А. П. Чехов в культуре XX века (К 130-летию со дня рождения) М., 1990, без пагинации.

Время подтвердило направление интерпретации этого образа. Шесть-семь лет спустя Гамлет в постановке А. Тарковского на сцене московского Театра имени Ленинского комсомола "из обвинителя превратился в обвиняемого. Убийство Лаэрта выглядит здесь преступлением не менее чудовищным, чем вереница убийств, походя совершенных этим холодным и жестоким носителем справедливости". - Солнцева Е. Театральные роли Инны Чуриковой. - "Театр", 1978, N 1, с. 55-56.

Сака С. Три встречи с Вампиловым. - "Кодры", 1978, N 12, с. 103.

Эфрос А. О современной пьесе. - "Современная драматургия", 1983, N 2, с. 212.

Инстинктивно пытались осуществить этот синтез режиссеры, выводившие на сцену одновременно двух Зиловых (Дрезденский государственный драматический театр, режиссер К.-Д. Кирст, 1980, театр-студия "Москворечье", режиссер Р. Виктюк. 1982, вторая редакция).