Смекни!
smekni.com

Александр Вампалов (стр. 6 из 45)

Проза Вампилова - это свидетельство самых первых профессиональных шагов писателя, момент выбора пути, ранний этап работы. Она интересна и важна прежде всего как предыстория его театра.

Проза, с одной стороны, позволяет глубже судить о внутренней творческой эволюции писателя, а с другой - о характере его взаимоотношений со временем, на самых первых порах работы, о том, что в творчестве Вампилова принадлежало литературе конца пятидесятых - начала шестидсятых годов как таковой, то есть что было в той или иной мере общим местом, а что глубоко индивидуальным, сделавшим впоследствии молодого газетного репортера Саню Вампилова драматургом Александром Вампиловым.

Проза выступает как своего рода литературная копилка тем, сюжетов, характеров, творческая кладовая будущего драматурга, но в то же время свидетельствует и об особенностях художественного видения молодого писателя.

Проза Вампилова еще во многом несовершенна: маленькие рассказы, предназначенные для страниц молодежной газеты, очерки, фельетоны о плохой организации труда, репортажи с полевых станов и лесных просек. Здесь вполне ощутима и сиюминутность тем, и прагматика газетного задания, и "наивный, беглый взгляд юности" (В. Лакшин), во многих из этих произведений еще трудно встретить человека в заботах, неподвластных перу фельетониста.

Однако важно и интересно в них другое: это был класс "постановки голоса", момент, когда человек, переполненный яркостью жизненных впечатлений, игрой воображения, обостренного восприятия жизни, рвущихся наружу молодых сил, учился отливать их в законченные литературные формы.

На страницах Вампилова появляются блестящие зарисовки, снайперские характеристики, удивительные по неожиданности и узнаваемости образы и выражения, заставляющие вспомнить остроту пера Ю. Олеши или М. Зощенко: "драповая стать соблазнителя", "старик, который был молод так давно, что помнил только, что в молодости он был героем", "весна, снижающая цены на живые цветы и мертвые улыбки", "аллея, войдя в которую выйдешь тихим, строгим и мечтательным, как девушка без подруг". В них заключена не только самая прелесть живого писательского дара Вампилова, но и квинтэссенция его стиля, зародыши будущих сюжетов, элементы мировидения писателя.

Мы чувствуем, как из отдельных наблюдений, непритязательных сценок, рассказов, юмористических ситуаций, подсмотренных в жизни или выдуманных, прорастал и начинал жить самостоятельной жизнью тот мир, который позднее открылся читателю в цельности вампиловской драмы.

Здесь в прозе впервые промелькнет купец Яков Андреевич Черных, перестраивавший до самой смерти свой дом - дом, в котором будут разворачиваться события "Чулимска".

Здесь встретятся в поезде Валентина и Пашка и за пять часов вагонного знакомства полюбят друг друга ("Станция Тайшет"). Почти такая же история случится позднее с Ириной ("Утиная охота"), она придет в зиловскую контору как раз в попытке отыскать вагонного попутчика. А имена героев рассказа "Станция Тайшет" - Валентины и Пашки - перейдут к молодым персонажам "Чулимска".

Следовательские заботы Шаманова будут связаны с инцидентами на почве "нетактичного поведения" - сколько таких историй расследовал и со страстью обличал, клеймил сам Вампилов: это и "Витимский эпизод", героиня, вернее жертва которого тоже Валентина, и "Зиминский анекдот", и рассказ "Веселая Танька".

В фельетонах "Лошадь в гараже" и "Кое-что для известности" обретаются беспардонные хамы местного значения - прообразы администратора Калошина.

Здесь мы наталкиваемся и на возможную предысторию героя "Прощания в июне": "В Кутулик приезжал декан сельскохозяйственного института и прямо здесь вместе с местными учителями принимал вступительные экзамены" ("Прогулки по Кутулику"). В рассказе "Студент" разворачиваются перипетии взаимоотношений некой театральной дивы и студента, тень этой коллизии, съежившись до размеров булавочной головки, также стала одним из движущих моментов "Прощания в июне". Стучится в окно родного дома и не обнаруживает там никого из близких бывший уголовник Навалихин: "Откройте! Навалихина мне. Я сын его. Пять лет не видел". - "Таких не пускаем", - что отсылает нашу память к "Старшему сыну".

Здесь сулит умирающему отцу пойти с ним на уток герой рассказа "Последняя просьба" и появляется ясноглазый мечтатель Витька ("Солнце в аистовом гнезде"), прообраз тезки и антипода героя "Утиной охоты".

Упомянут здесь и фарфоровый заводик, реконструкция которого, как и в "Утиной охоте", была проведена только на бумаге ("Плюс-минус реконструкция"), о чем писал Вампилов-журналист в 1963 году.

Проза Вампилова неоднородна по своему составу: это и беллетристика (рассказы, сценки, юморески), и публицистика (фельетоны, очерки), и даже одно небольшое литературное эссе, посвященное творчеству О'Генри.

Различие между этими жанрами у Вампилова ощутимо: они создаются писателем по разным художественным законам, в различных интонационных ключах. Но граница между ними неотчетлива. Она проведена самими издателями, собравшими и сгруппировавшими прозу писателя самым причудливым образом и на глазок. Принципиальные различия между очерком "Веселая Танька", и рассказами "Конец романа" или "Станция Тайшет", фельетоном "Зиминский анекдот" отыскать трудно.

В журналистике человек, не художник, а именно человек, раскрывается нередко непосредственнее и полнее, чем в прозе, поэзии, драматургии. Здесь не спрячешься за литературный образ, сложную художественную форму, не передоверишь оценку одного героя другому. И выбор материала, и его интерпретация нередко скажут о пишущем больше, чем его лирические откровения в стихе.

Газета "Советская молодежь" отличалась не только теплотой, сердечностью, дружественностью редакционного уклада, но и особой располагающей интонацией общего стиля: простой и деловитой искренностью.

Очерки о трудовых достижениях города и области соседствуют здесь с материалами о семейных конфликтах, новости культурной жизни Иркутска - с памятными датами всемирной литературы. Грубость, хамство, ханжество, жестокость в быту бичуется так же страстно, как и разгильдяйство, очковтирательство, бесхозяйственность на производстве.

Обо всем этом пишет и Вампилов. Его герои - люди самых разнообразных профессий: строители и лесорубы, проводники вагонов дальнего следования и медсестры, бригадмильцы и кладовщики, честные граждане и жулики, но это всегда - люди повседневности, люди буднего дня, выхваченные из толпы.

В публицистике автор избегает детективно-крутых виражей, экстраординарных событий и выдающихся личностей. Он более склонен к рассказу о каждодневной работе, чем о прорывах и рекордах, более тяготеет к изображению самого человека, его внутреннего мира, чем его героических поступков.

В самом первом своем очерке, написанном но заданию редакции ("Мечта в пути"), в котором следовало рассказать о молодом дружиннике, остановившем хулигана, Вампилов словно бы так удивился расхождению между своим представлением о том, каким должен быть герой ("в наружности этого человека я предполагал найти что-нибудь от суровых героев Джека Лондона или глубокомысленного Шерлока Холмса"), и его реальным материальным воплощением ("а мне протянул руку юноша среднего роста, простой, обыкновенный, с бесхитростной улыбкой"), что, кажется, раз и навсегда отказался от живописания внешней эффектности и необычности своих персонажей.

Однако журналист пишет не о каждом, а о лучшем человеке (иногда, правда, и о худшем тоже), что же делать?

Вампилов-очеркист избрал ту простую, доверительную дружескую интонацию, которая позволила бы ему не краснеть при столкновении на жизненных дорогах с героем своего очерка. Никому из них - будь то дружинник Володя, пасечник Саша, милые проводницы поезда дальнего следования, маленькая, веселая штукатурщица Танька, мотористы, шоферы, сплавщики - не было бы неловко повстречать его вновь. Написанное о них было так же просто, бесхитростно и приветливо, каковой была их собственная работа - несложная, неглавная, но простая и необходимая, а образ жизни и душевный уклад были переданы с симпатией, доброжелательностью и абсолютным пониманием.

Вампилова-фельетониста привлекают события, мимо которых другой журналист, возможно, прошел бы: не выехавший на вызов фельдшер, пьяница, опустивший на жену тяжелые кулаки, излишне раздражительный и амбициозный капитан ГАИ, рыночный жулик, нечистый на руку кладовщик...

Едкий сарказм, умение безошибочно определить больное место, так сказать, драматический пуант ситуации, разглядеть не только прямых виновников событий, но и питающую их нравственную подоплеку - те черты, которые успешно послужат Вампилову впоследствии в драматургии, прекрасно срабатывают и здесь.

Фельетонист выволакивает на свет божий не только мужа-пьяницу и буяна, но и излишне скромное в этой ситуации поселковое начальство, не только сына-дебошира, но и "идеолога" его "подвигов" - мамашеньку-скандалистку, местную Кабаниху.

В русской литературе вообще нечасто встретишь фельетон, в котором впрямую и всерьез разбирались бы взаимоотношения свекрови с невесткой ("Зиминский анекдот"), хотя пьеса на эту тему есть - "Гроза", и она весьма трагична. Но в публицистике, ввиду щепетильности и анекдотичности предмета, к нему относятся осторожно. Нужно иметь особое мужество и такт, чтобы разбираться в семейной и нравственно-безобразной истории.

Вампилов проявляет здесь мудрость старейшины клана и зоркость комедиографа. Сценография фельетона выразительна: "Внезапно нагрянула жена. А с ней младенец сын и теща Мария Филимоновна. И они остановились в дверях. Муж Коля сидел за столом. А на столе были консервы, виноград и водка. А у окна стояла девица Маша. Коля смутился. От неожиданности. А Маша - ничего". Социальные типы четко определены: "Жениться ему было не впервой". "К тому же он пил и от водки не делался лучше". Пафос целенаправлен: "Феодосию Бойко знать необходимо. Для того, чтобы никогда с ней не встречаться. Черное сутяжничество, хамство, стяжательство слились в ее характере, как сливаются воедино трубы канализационной системы. Оскорбить сына, отматерить ребенка, оболгать прохожего - все может эта гражданка. Прибавьте сюда еще скупость, ворожбу, "врачевание" недугов и представьте эту женщину в роли свекрови". Нравственная позиция автора однозначна: "Остановить надо хама. Займитесь этим, товарищи зиминцы".