Александр Вампилов. Очерк творчества
Гушанская Е.М.
Жизненный путь
...все было светло, как утро поверившего в себя человека.
В. Шкловский
Я не жалуюсь, я просто остервенел и просто-напросто брошу все к чертовой матери!
Из письма А. Вампилова
Е. Л. Якушкиной
"Не стало нашего Саши. - Не верится в это. Не верится... <...>
Мы гордились, когда узнали, что пьесами Саши заинтересовались Георгий Товстоногов, Олег Ефремов, Юрий Любимов <...> В сентябре он вновь собирался в Москву. Одному из нас обещал привезти модный широкий галстук и пластинку вальсов Шопена, а другой советовался с Сашей о своем отпуске, и они вместе составили "план". А потом он сам поехал в гости к Байкалу, и старик его обратно не отпустил...
Теперь о тебе, Саша, нужно говорить "был". Ты бы рассмеялся, старик, если бы услышал это неделю назад, и глаза твои, острый восточный разрез которых всегда говорил, что ты умеешь понимать и ценить шутку, улыбнулись бы вместе с тобой. Но мы не скажем, Саша, что ты был, потому что ты остаешься с нами среди своих героев, среди дел и поступков своих друзей. Они будут жить, так же любя жизнь и людей, как и ты. Мы сбережем память о твоей прямоте и честности, о твоем уважении к творчеству <...> А еще мы будем добрее и внимательнее друг к другу, потому что потом бывает поздно"1.
Еще никто ничего не понимал...
Духу хватило только на то, чтобы заменить родное "Саня" на чуть отстраненное "Саша". Но Сани уже не стало.
Жизнь оборвалась на самом взлете, в самом расцвете. Жизнь, которой, казалось, не будет конца и которой, казалось, он сам привык диктовать условия: ведь он даже не позволил себе утонуть.
В лодке, перевернувшейся от удара о топляк, их было двое. Один уцепился за днище, надеясь, что лодку заметят скорее, чем его самого. А Саня поплыл к берегу.
Чудесная старая сказка о неутомимой и храброй лягушке, сбившей молоко в масло, сказка, которая вела его всю жизнь, должна была бы выручить и на этот раз. Он доплыл и уже почувствовал дно под ногами, но сердце не выдержало...
* * *
И тут уже начиналась другая история, другая жизнь, в которой от него теперь ничего не зависело и в которой он сам ничего не мог изменить или поправить.
Все теперь зависело от того, как его прочтут, поймут, услышат.
Признание нарастало стремительно.
23 сентября 1972 года в специальном выпуске газеты "Советская молодежь", посвященном памяти Вампилова, опубликована 1-я сцена его неоконченной комедии "Несравненный Наконечников".
28 октября в Театре имени К. С. Станиславского состоялся первый в Москве вампиловский спектакль - "Прощание в июне", режиссер А. Г. Товстоногов.
3 ноября - премьера "Старшего сына" в московском Театре имени М. Н. Ермоловой, постановка Г. Косюкова.
18 ноября - премьера "Прощания в июне" в Ленинграде в Театре драмы и комедии, режиссер Я. Хамармер.
16 декабря - премьера "Прошлым летом в Чулимске" в рижском Театре русской драмы, режиссер И. Пеккер.
В шестом декабрьском номере альманаха "Сибирь" опубликована пьеса "Прошлым летом в Чулимске".
В Иркутске выходит в свет книга Вампилова, состоящая из двух пьес - ""Предместье", "Прощание в июне"".
В десятом номере журнала "Театр" опубликованы слова прощания, подписанные В. С. Розовым.
Вампилову присвоена литературная премия имени И. Уткина, которая учреждена иркутским обкомом комсомола в связи с 50-летием комсомола.
"Старший сын" поставлен в сорока четырех театрах, прошел более полутора тысяч раз, заняв одно из ведущих мест в репертуаре страны.
В 1973 году Вампилов становится одним из лидеров репертуара: "Старший сын" идет в тридцати девяти театрах страны, "Прощание в июне" - в пятнадцати, "Прошлым летом в Чулимске" - в четырнадцати, "Провинциальные анекдоты" - в восьми.
Создана комиссия по литературному наследию А. Вампилова (председатель А. Салынский).
В 1974 году состоялись премьеры "Чулимска" в Москве, в Театре имени М. Н. Ермоловой, постановка В. Андреева, в Ленинграде, в БДТ имени М. Горького, режиссер Г. А. Товстоногов. "Провинциальные анекдоты" были поставлены в Москве в "Современнике", режиссер В. Фокин, и в Риге в Государственном художественном театре Латвийской ССР имени Я. Райниса, режиссер А. Лининьш. Московский спектакль, как вспоминает Галина Волчек, был "пробит" с девятой попытки.
Пьеса "Прошлым летом в Чулимске" опубликована отдельной книгой в издательстве "Искусство". "Старший сын" поставлен в Веймаре (ГДР).
В 1975 году выходит сборник пьес Вампилова "Избранное" (М., "Искусство"). В Театральном училище имени Б. Щукина в качестве учебного спектакля поставлена "Утиная охота", режиссерская работа студента М. Цитриняка. В Москве на Центральном радиовещании выпущен спектакль "Дом окнами в поле", режиссер С. Кулиш, в ролях Л. Федосеева-Шукшина и С. Любшин.
В 1976 году 13 марта в Кишиневе в республиканском молодежном театре "Лучафэрул" состоялась первая в стране постановка "Утиной охоты" на профессиональной сцене, режиссер В. Апостол (на молдавском языке). Вслед за нею прошли две премьеры в Риге: 25 апреля в Академическом театре драмы Латвийской ССР имени А. Упита, режиссер А. Яунушан (на латышском языке), 20 октября - на сцене рижского Театра русской драмы, режиссер А. Кац. Одновременно "Утиная охота" была поставлена в Нарвском народном театре, режиссер А. Кяйс. На латышском телевидении и в Учебном театре ГИТИСа поставлены спектакли по пьесе "Дом окнами в поле".
На ленинградском телевидении снят фильм по пьесе "Старший сын", режиссер В. Мельников, на XIII международном фестивале телефильмов в Праге ему была присуждена премия "За лучший сценарий экранизации".
В Кутулике прошли первые вампиловские чтения, организованные иркутским отделением Союза писателей, кафедрами литературы Иркутского университета и Иркутского пединститута, отделением Педагогического общества РСФСР (!)
В 1977 году в мае в Театре имени М. Н. Ермоловой прошла премьера спектакля "Стечение обстоятельств" по одноактным пьесам и рассказам Вампилова, режиссер В. Андреев. 30 сентября состоялась премьера "Утиной охоты" в ленинградском Театре имени Ленинского комсомола, режиссер Г. Опорков. "Утиная охота" была также поставлена в таллиннском Драматическом театре имени В. Кингиссеппа, режиссер М. Каруссо, и в вильнюсском Драматическом театре. Премьера пьесы "Прошлым летом в Чулимске" состоялась на Малой сцене Театра имени Ленсовета, постановка И. Владимирова, в гамбургском театре "Талия", в софийском Театре сатиры и в Национальном театре в Париже.
В Москве в издательстве "Советский писатель" вышел сборник пьес "Прощание в июне", а в Иркутске - сборник пьес "Старший сын". В двенадцатом номере журнала "Театр" заметкой Г. А. Товстоногова отмечено 40-летие со дня рождения драматурга.
В марте в ЦДЛ состоялся вечер памяти А. Вампилова, председатель организационного комитета Б. Костюковский.
Пьесы А. Вампилова идут в Болгарии, Польше, ГДР.
1978 и 1979 годы можно было бы назвать годами "Утиной охоты". В апреле 1978 года состоялась премьера спектакля, давшего жизнь "Ильхому" - театральной студии молодых актеров и режиссеров Ташкента, режиссер М. Вайль. 10 января 1979 года прошла премьера пьесы во МХАТе, режиссер-постановщик О. Ефремов. 22 декабря- в Театре имени М. Н. Ермоловой, режиссер В. Андреев. "Утиная охота" поставлена на сцене Московского областного театра комедии, режиссер Ю. Мочалов, в театрах Минска (силами актеров театра и кино, режиссер В. Анисенко), Еревана (Театр имени К. С. Станиславского, режиссер А. Григорян), Алма-Аты (Театр русской драмы имени М. Лермонтова, режиссер М. Сулимов), Львова (молодежный студенческий театр "Гаудеамус"), Семипалатинска, Горького, Курска. Поставлена также в Чехословакии. На Ленфильме режиссер В. Мельников снимает по "Утиной охоте" ленту "Отпуск в сентябре" с Олегом Далем в главной роли.
Осенью 1978 года в Москве в ВТО состоялся вечер памяти А. Вампилова.
В 1979 году на Центральном телевидении поставлен телеспектакль "Дом окнами в поле", режиссер Г. Павлов, в ролях И. Купченко и С. Любшин, а на Мосфильме снят короткометражный фильм "История с метранпажем", режиссер В. Тарасенко (показан по ЦТ в 1989 году).
Изданы сборники прозы и публицистики Вампилова "Белые города" (М., "Современник", 1979) и "Билет на Усть-Илим" (М., "Советская Россия", 1979).
В Иркутске вышла в свет первая книга о Вампилове (Н. Тендитник. "Александр Вампилов", 1979).
В 1980 году "Утиная охота" появилась на сценах Городского театра Стокгольма и Городского драматического театра Дрездена. Спектакль "Дом окнами в поле" выпустил Московский театр миниатюр, режиссер И. Райхельгауз.
Пьесы Вампилова продолжают активно жить в репертуаре театров страны и за рубежом (в странах народной демократии, в Финляндии, Югославии).
В 1981 году издается сборник "Дом окнами в поле", объединивший все, написанное Вампиловым. Весной поставлен спектакль "Утиная охота" в театре-студии "Москворечье", режиссер Р. Виктюк. Премьера состоялась в Одессе (вторая редакция - март 1982).
Выходит на экраны страны фильм "Валентина", поставленный по пьесе "Прошлым летом в Чулимске" режиссером Г. Панфиловым.
В 1982 году "Утиная охота" появляется на сценах вашингтонского театра "Арена тиэтр" и Театра вашингтонского университета. Спектакли по пьесе "Прошлым летом в Чулимске" поставлены в Торонто (Канада) и Хаустоне (США), "Старший сын" идет в Далласе (США).
В феврале 1983 года состоялась премьера оперы Геннадия Гладкова "Старший сын" в московском Музыкальном театре имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, режиссер М. Дотлибов, в марте в Ленинграде, в Малом драматическом театре (Театре на Рубинштейна) прошла премьера спектакля "Двадцать минут с ангелом" по пьесе "Провинциальные анекдоты", режиссер Е. Падве. Эта же пьеса была поставлена в Японии, на сцене театра "Кенсай Гейдзицудза".