Смекни!
smekni.com

Образы рассказчиков в «Декамероне» Боккаччо. Построение новеллы у Боккаччо (стр. 2 из 3)

Характеры рассказчиков прописаны как бы в технике акварели – расплывчаты, неярки, но нежны и романтичны. Попробуем их определить на том лишь возможном основании, которое предусмотрел сам Боккаччо, описывая их; мы будем основываться на их речах, их предисловиях к новеллам и их поведении.

Пампинея является самой деятельной и мудрой среди всех, именно она стала инициатором всего мероприятия, она произнесла длинную речь, увлекшую собеседниц за собой. Кроме того она предложила всем выбирать главного, которого все бы почитали и слушались, чтобы был порядок и всем жилось хорошо. Она хвалит умение вести беседу не менее, чем добрый нрав - «беседу красят острые слова», и сама чаще других произносит длинные речи.

Филомена, что рисуется Боккаччо как «более других приятная и веселая с лица», женщина рассудительная, настолько критично отзывается о женщинах вообще: «мы подвижны, сварливы, подозрительны, малодушны и страшливы», что в самом начале предостерегает остальных от поспешного решения уехать, не взяв с собой мужчин-сопровождающих. Когда Неифила, испугавшись кривотолков, боится поехать вместе с юношами, Филомена успокаивает ее и других девушек, говоря: «Все это ничего не значит: лишь бы жить честно», для нее важнее истина, чем то, что о ней говорят, с ней соглашаются. Ей принадлежит предложение каждый день всем рассказывать на заданный сюжет. Кроме того, она вольно характеризует монахов, как «очень глупых в большинстве случаев».

Памфило первым рассказывает новеллу о мошеннике сэре Чапелетто, прикинувшегося непорочным перед монахами и впоследствии сделавшегося святым. Памфило делает вывод, что иной раз иы обращаемся к Богу через заступников, которые того не стоят, но Бог видит нашу искреннюю веру и помогает нам, несмотря на низость самого посредника. Таким образом утверждается вера в Бога, при разнообразном отношении к церковнослужителям, то есть разделяется отношение к Богу и служителям церкви. В предисловии к новелле (7, 2 дня) Боккаччо вкладывает в его уста замечание, полное глубокого смысла: «нет ни одного (желания), которое люди могли бы с полным сознанием предпочесть как застрахованное от случайностей судьбы». Значение его имени раскывается наиболее полно в теме, которую он избирает в последний, завершающий день Декамерона: «о тех, кто совершили нечто щедрое или великодушное в делах любви или иных». Круг замыкается, любовь приходит к своему наивысшему воплощению, становится божественной, духовной.

Филострато – ювелирно выписанный характер, психологически очень точно уловленный Боккаччо. Не зря трое юношей очерчены гораздо более ярко, чем все девичьи образы вместе взятые – действительно, такая правдивость возможна только на основании собственного опыта автора. Филострато, как следует из его имени, именно раздавлен любовью, предстает пред читателями пессимистически настроенным циником. Как верно Боккаччо отметил, что несчастные люди иной раз проявляют абсолютную холодность к другим, он замкнут на своем горе, на своем горьком опыте любви, причем, его предмет находится где-то рядом, и судя по его состоянию и автобиографии самого Боккаччо, весьма вероятно, что это Фьяметта. Филострато суров и задумчив, его слух не радуют веселые сюжеты и он не смеется вместе со всеми, когда в его день, посвященный несчастиям влюбленных, кое-кто отступает от темы. Трагичность его восприятия мира особенно слышна в его словах об истории Гисмонды и Гвискардо: «живя, ежечасно испытываю тысячу смертей, а мне не дано за все это и частички наслаждения», он готов целую жизнь отдать за ту радость, которую вкусили эти любящие.

Дионео, весь его жизнерадостный характер виден в том, что он сразу же по приезду предлагает остальным в загородное владение: «либо приготовьтесь веселиться, хохотать и петь вместе со мною, либо пустите меня вернуться к моим мыслям в постигнутый бедствиями город». Все соглашаются веселиться. Он утверждает за собой право рассказывать новеллу в конце каждого дня на тему, какую пожелает, и рассказывает всегда смешно для компании. Он на протяжении всего Десятидневника паясничает, шутит и смеется. По характеру он противоположен трагическому Филострато, как Арлекин- Пьеро.

Неифила, как и положено по ее имени, видимо, совсем юная девушка, она весьма стыдлива, часто краснеет, как алая роза, как только взоры всех устремляются к ней, когда на нее обращают внимание, когда ее выбирают королевой. Ее день посвящен тем, «кто благодаря своей умелости добыл что-либо им сильно желаемое либо возвратил утраченное». Возможно, сильно желаемое для нее и есть любовь, которой она еще не знает, хотя ее новелла на эту тему не подтверждает этого предположения.

Эмилия говорит о тяжелых превратностях судьбы, что не мешает о них послушать «счастливым и несчастным, настолько первых это делает осторожными, насколько вторых утешает». Ее мнение соответствует значению ее имени – справедливая, ласковая. Она не предписывает в свой день какой-то определенной темы, а мягко предлагает рассуждать о чем угодно, кому что более нравится.

Фьяметта – под ее председательством рассуждают о том, как после разных печальных и несчастных происшествий влюбленным улыбнулось счастье. Уже сам выбор темы свидетельствует в пользу того, насколько она оптимистично настроена в отношении любви, что она как будто зажигает огонек надежды для несчастных влюбленных.

Лауретта упрекает Филострато в его тяге к страданиям: «вы очень жестоки к любящим, если только и желаете их злополучного конца». Скорее всего, она игрива и проказлива как Коломбина, раз осмеливается избрать тему штук, сотворяемых женщинами над мужчинами, мужчинами над женщинами и мужчинами над мужчинами.

Элиза произносит похвалу силе точного слова, тому как с его помощью люди выходили из сложных ситуаций, и ее день посвящен тем, «кто, будучи задет каким-нибудь острым словом, отплатил за то либо скорым ответом либо находчивостью и избежал урона, опасности или обиды».

Подводя итог, мы отметим, что образы юношей гораздо ярче образов девушек. Поскольку образы рассказчиков выполняют функцию камертона нравственности, попробуем обобщить их моральный облик. Молодые люди, как юноши, так и девушки, едины в понимании любви как высшей ценности, не взирая на предрассудки церкви, законов и брака. Ценность дружбы не менее важна для них; они добры и заботливы друг к другу, а их отношения друг к другу настолько ровны, что нет между ними ни ссор, ни раздоров. Их сообщество так гармонично и возвышенно, что напоминает рай на земле. И напротив, если спуститься с небес на землю, и нарисовать обощенный портрет человека «Декамерона», то выйдет некое чудище одновременно с рогами и с крыльями, т.е. в равной мере ангельско-дьявольское.

Построение новеллы у Боккаччо.

Новелла существовала уже на заре развития литературы, однако образец, канон новеллы воздвиг именно Джованни Боккаччо в эпоху Возрождения. В Средневековье отдельный человек был прежде всего частью определенной общности людей – сословия, рыцарем, монахом, крестьянином. У него не было личностной воли и своего мироощущения в современном смысле. В эпоху Возрождения, когда начинается освобождение личностного начала в человеке, именно этот сложный процесс явился причиной рождения нового жанра – новеллы. В новелле впервые отражается личная, частная жизнь людей. Ранее в литературе доминировали общественные роли людей даже, если речь шла о любви, семейных отношениях, дружбе, духовных исканиях, герой произведения был прежде всего представителем определенной общности людей, воспринимал и оценивал и все окружающее и свое поведение с точки зрения этой общности.

Новелла (от итал. novella - новость) – повествовательный прозаический жанр литературы, представляющий собой малую повествовательную форму. Новеллу определяют обычно как рассказ с динамичным сюжетом, неожиданными, острыми сюжетными поворотами и развязкой. В широком понимании синонимом новеллы является рассказ. Однако, несмотря на близость к рассказу, в новелле отмечается особенное содержание. Для новеллы Боккаччо характерен прозаический, нейтральный стиль, и в то же время типично острое, напряженное действие, драматизм сюжета. Действие новеллы развертывается в обычной, повседневной жизни, но сюжет тяготеет к необычности, резко нарушает размеренность будней. Художественное своеобразие новеллы заключается в противоречивом сочетании картины прозаического, повседневного бытия и острых, необыкновенных, иногда даже фантастических событий и ситуаций. Недаром Гете определял новеллу как «одно необычайное происшествие».

В качестве образца новеллистического сюжета можно привести девятую новеллу пятого дня. В этой новелле бедный влюбленный рыцарь подает на стол единственное свое состояние – охотничьего сокола, чтобы угостить им даму сердца, пришедшую к нему с просьбой подарить ей этого сокола для больного сына. Резкий поворот сюжета раскрывает личность рыцаря и его чувства.

В Декамероне сосуществует огромное множество событий, образов, мотивов, ситуаций. Все множество Боккаччо дифференцирует по темам таким образом: