Смекни!
smekni.com

Образы рассказчиков в «Декамероне» Боккаччо. Построение новеллы у Боккаччо (стр. 3 из 3)

1) Фортуна: о том, как после множества злоключений людям в конце концов сверх всякого ожидания улыбалось счастье.

2) Любовь: несчастная и счастливая после многих злоключений.

3) Находчивость и хитроумие, которые могут предопределить исход дела.

4) Гендерные: взаимоотношения или штуки, которые вытворяются во имя земной любви мужчинами и женщинами.

5) Благородство и рыцарские поступки, проявляемые в любви или в иных делах.

Напрашивается сравнение с Данте: 10 кругов ада - от самых низких земных грехов до самых светлых чувств, веры, надежды и любви.

Литературовед С.Мокульский разделяет новеллы «Декамерона» на четыре основные группы:

Простые в сюжетном отношении, коротенькие рассказы, повествующие о каком-нибудь остроумном изречении, коротком и быстром ответе, помогающем герою выйти из затруднения. Такие новеллы, напоминащие французские фаблио, заполняют I и VI дни «Декамерона».

Новеллы об удивительных добродетелях и глубоких движениях души. Такие новеллы характерны для X дня. Новеллы этой группы часто посвящены прославлению рыцарских добродетелей. Примером являются новеллы о Федериго дель Альбериги, заколовшем для угощения любимой дамы своего единственного сокола, о покорности Гризельды, подавившей в себе все чувства во имя любви к супругу.

Новеллы, повествующие об удивительных превратностях судьбы, бросащей людей от одних условий жизни к другим, прямо противоположным. К этим превратностям «фортуны» Боккаччо и его герои относятся с оптимизмом, характерным для людей эпохи Возрождения. Такие новеллы больше всего встречаются во II и V днях. Среди случайностей, разрешающих запутанную фабулу, важную роль играет неожиданное нахождение утерянных родственников – мотив, ставший затем популярным в комедиях XVI – XVII вв. В некоторых новеллах Боккаччо дает невероятное нагромождение превратностей судьбы, постигающих герое, например новелла о Ландольфо Руффоло (день II, нов. 4).

Новеллы, рассказывающие о проделках веселых гуляк, шутников, любителей острого словца, пользующихся случаем позабавиться на чужой счет. Таковы флорентийские живописцы Бруно, Буффальмакко и Нелло, проделки которых над простаками Симоне и Каландрино заполняют целых пять новелл восьмого и девятого дней.

Боккаччо использует различные литературные приемы; – прием, когда привычный смысл заменяется прямо противоположным, прием путаницы двойников, затем развитый Шекспиром, подмена героев, например, в десятой новелле восьмого дня, Софрония принимает влюбленного в нее юношу Тита за своего мужа Гисиппа.

В построении новеллы по Боккаччо ощутимы следующие закономерности:

Сюжет обычно гипертрофирован, нереалистично лихо закручен и отличается от обычной жизни приблизительно как небоскреб от одноэтажного дома.

В каждой новелле есть центр, точка сборки, на которой держится вся новелла. В новелле о несчастной любви Изабетты, возлюбленной которой убили ее братья, таким центром является горшок с базиликом, куда она спрятала его голову.

Выводы.

Декамерон – грандиозное художественное сооружение Джованни Боккаччо, в котором ему удалось достичь композиционного единства из весьма рассыпчатого материала новелл. Рассказчики в Декамероне служат не только золотым обрамлением для собрания новелл, воплощая в себе земной рай отношений между людьми и утопического общественного устройства, но и нравственным камертоном для читателей. Их взгляд на мир целен, оптимистичен, жизнерадостен. Они чествуют новые ценности – ценности любви, храбрости, благородства, дружбы, и в центре – человека как такового вне церковных и сословных предрассудков. Новая система ценностей Ренессанса нашла для себя удачное выражение в новеллах. Ведь в большинстве новелл «Декамерона» герои сами борятся за свое счастье и круто поворачивают сюжет, так что решающее слово остается за ними, а не за судьбой и божественным вмешательством.

Список литературы

Боккаччо Дж. «Декамерон». – М: 1987.

Бахтин М.М. «Вопросы литературы и эстетики» - М: 1975 – стр. 348-349, 372-373.

Введение в литературоведение. Под ред. Г.Н.Поспелова. – М: 1988.

Веселовский А.Н. «Художественные и этические задачи «Декамерона»» // Предисловие к изданию «Декамерона» СПб: 2004 – стр. 5-38.

История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение /Алексеев М.П., Жирмунский В.М.. и др. – М: 1978

Хлодовский Р.И. «Декамерон. Поэтика и стиль.» - М: 1982

Шишмарев В.Ф. «Декамерон» Боккаччо//«История итальянской литературы и итальянского языка» Избранные статьи. – Л: 1972 – стр. 208-216.

Энциклопедия литературных произведений. Под ред. С.В.Стахорского. – М: 1998 – стр. 137-139.