Можно сказать, что в романе бытие «вырастает» из быта, сопряжено с ним, так как это - быт не обывательский, а цельный, направленный на продолжение рода, семьи, заполненный борьбой за личное и общее счастье, свободу. Так за обыденной жизнью, за тысячами мелочей угадывается мощное течение времени, встает картина жизни народа.
Сопряженность быта и бытия в романе передана через определенные мотивы и через образ главного героя. Его жизнь состоит из больших и малых событий, поступков и деяний в сумме образующих судьбу, вплетенную во временной поток истории. Он формируется в процессе познания, освоения им первооснов бытия и его противоречий. В начале романа дается детальное описание охоты подростка Алдара на могучего барса. Юный герой подспудно осознает свое кровное родство с далекими предками, в жизни которых охота занимала центральное место, ценились мужество, находчивость и смекалка. На фоне исторического времени этот частный эпизод из жизни героя осмысливается как его столкновение с чем-то устрашающим, зловещим, как его способность к подвигу.
Писатели всегда стремились изобразить нерасторжимую связь человека с природой как источником его духовного обогащения, как ценности человеческого мира. У Нугумана Мусина природа часто дается через восприятие Алдара. В одном месте мы видим его наблюдающим за окружающим миром во время отдыха в походе. Перед ним поляна, кругом тишина, нарушаемая лишь трелью птиц, журчанием ручья, легким шелестом листьев. Он думает о том, что именно в такие минуты к человеку приходит душевное равновесие, острое ощущение своего высшего предназначения.(23.с.145).
Как и другие башкирские исторические романисты, Н. Мусин пишет о том, что башкиры не по своей воле много времени проводили вдали от родины, тосковали по родному дому, по своим семьям. В романе есть эпизоды, полные психологической правды и глубины, рисующие воина-башкира с его думами о родных и близких, мечтой о скорой встрече на малой родине. Для него, часто находившегося в походах, семья, дом обретали особый смысл; сюда он стремился душой и телом, здесь обретал покой, равновесие после побед и поражений. Так, тема дома в романе становится неустранимым бытийным началом и непререкаемой ценностью. Строительство же нового дома для Алдара - это и семейный праздник и олицетворение прочности быта, полноты бытия.
Мотив дома тесно связан с женскими образами. Автор здесь продолжает сложившуюся литературную традицию, согласно которой женщина - символ любви, семейного уюта, мира. В то же время она - великая страдалица, на которую обрушиваются тяжкие испытания, связанные с гибелью мужа или любимого на войне, потерей близких.
Семейно-бытовые картины наполняются символическим значением, передают мысль о вечной устремленности человека к счастью, желании любить и быть любимым. Особенно трогательно и в то же время с драматизмом эта сторона бытия воплощена в судьбе Гилмиязы, любимой девушки главного героя Алдара. Ее образ пронизан трагическим пафосом, выступает как символ неосуществленной мечты.
Когда Алдар узнает, что казак по имени Торсонбай, влюбленный в молодую девушку, купил ее и увез с собой, он отправляется по казахским степям, находит Гильмиязу и привозит домой в качестве второй жены. Но счастье их не было долгим. Торсонбай повторно крадет ее в то время, когда Алдар сражался с русскими войсками. Отправившись на переговоры с Абулхаиром, Алдару представляется случай на минуту увидеть возлюбленную Гильмиязу и дочь Гюльемеш. Но вернуть их он не смог. Так как он, во-первых, представитель российского миссионерства, во-вторых, Торсонбай главный визирь Абулхаира. Невозможность возвращения жены дорого обходится Алдару: ревнивый и грубый Торсонбай оставил свою жену на съедение степным волкам… (23.с.286)
На бытийную природу человека проливают свет и архетипические мотивы в сюжете романа. Жених отправляется в поиски своей пропавшей невесты. Автор описывает его приключения и злоключения на этом пути, и поединок двух воинов, Алдара и черкеса, перед русско-турецким сражением. Убив противника в честном бою, Алдар, тем не менее, не испытывает радости, удовлетворения, так как считает это покушением на святая святых - жизнь человека. У героя берут верх не сиюминутные настроения и чувства воина-победителя, а подлинно человеческие качества, идущие вразрез антигуманным проявлениям войны. С этим связаны и антивоенные мотивы романа. Война - это убийство, боль и страдание людей, разрушение основ их бытия, - эта мысль рефреном звучит во многих местах книги.
Таким образом, в романе Н.Мусина «Там лежат останки батыра», женщина, как и в романе Г.Ибрагимова, символ любви, семейного уюта, мира. В то же время она - великая страдалица, на которую обрушиваются тяжкие испытания, связанные с гибелью мужа или любимого на войне, потерей близких. Образ Гильмиязы пронизан трагическим пафосом, она выступает как символ неосуществленной мечты
2.3.Булат Рафиков «Карасакал».
Событийное время романа «Карасакал» Булата Рафикова охватывает период башкирских восстаний 30-х годов XVIII века. Художественная и философская мысль Б. Рафикова направлена на осмысление эпохи длительных восстаний, кровавых событии, когда башкирский народ вел борьбу за национальную независимость, выступал против колонизаторской политики самодержавия. « Со страниц романа встает трагический образ родного народа, вынужденного жить в кабале, терпеть непомерные поборы, штрафы, терять своих лучших представителей, народа, подвергающегося духовному, физическому гнету, уничтожению»(23. с.159). Подтверждением этого служат страницы, написанные на фактической, документальной основе, с указанием точных названий местностей, аулов, селений. Автор развернуто пишет о многочисленных карательных экспедициях во главе с Кириловым, Тевкелевым, Саймоновым, Татищевым, направленных на искоренение «неистребимого духа свободы» башкирского народа. Трагическая судьба Сеянтуша стала символом всего того, что несут народу предатели, отступники, потерявшие все человеческое, ставшие воплощением зла, предельной жестокости, коварства. Вот как описывает автор эту «кровавую вакханалию»: «Вскоре запылал весь аул Сеянтуш. А на улицах началась жуткая кровавая вакханалия, какая редко встречалась даже в это безжалостное время. Пущенное верной рукой копье пригвождало к мерзлой земле мать вместе с грудным ребенком, катились по земле срубленные головы старушки и ее малолетних внуков, винтовочные пули состязались в скорости со старцами, на бегу вызывающими к Аллаху. От одного взгляда на пропитанный кровью снег у иного могла бы заледенеть душа.
А Тевкелев все никак не мог насытиться местью. Он велел согнать в уцелевший от пожара дом девушек, раздеть их донага, затем приказал солдатам колоть их штыком и саблей, а сам с наслаждением наблюдал, как бедняжки дергаются и отскакивают, увертываясь от уколов» (26. с.233).
Авторскую концепцию государственного устройства Башкортостана можно характеризовать так: он должен оставаться в составе России, отношения с которой должны регулироваться на основе договора, предоставляющего народу право владения землей, пользования ее богатствами, экономическую, духовную свободу. Недаром писатель показывает тщетность попыток создания башкирского ханства во главе с Карасакалом, считая эту форму правления неприемлемой для башкир.
Не менее примечательны также женские образы в этом произведении.
В первую очередь надо сказать об образе Кышбики - жены Карасакала. Когда Карасакал лежал раненный в пещере, Бепеней-абыз и Шагали отправили Кышбику присматривать за ним. Кышбику отличала бесхитростная прямота с одной стороны и скромность с другой. Ничего особенного не было и во внешности Кышбики. Усталое от повседневной работы лицо со следами былой красоты. Но казалось, какой-то внутренний огонек придает блеск ее глазам, отчего во взгляде решительность и воля. Ее даже не испугало изуродованное лицо батыра, а наоборот она говорит спокойным голосом: «Сам поправишься, бог даст. Голова на месте. Батыру больше ничего не надо. Издали и ничего не заметно. А если другие не станут заглядываться на тебя, то и мне ревновать не придется». Другое достоинство Кышбики в том, что она переводит любой разговор в мирное русло. «Пускай, не усыпан цветами твой путь, но когда она рядом, начинаешь думать, что жизнь вполне сносна», - рассуждал про себя Карасакал.(26.с. 124).
Как и все женщины в мире, башкирские женщины не любят вестников войны. Но, в отличие от других женщин, они не проливают слез, не причитают вслух, не цепляются за повод коня, не хватаются за одежду – уж так повелось, того же требует обычай проводов. Потому они, осушив кончиком платка проступившие слезы, начинают проворно собирать на войну сына или мужа. Сами найдут и приведут пасущихся боевых коней, сами оседлают их, придержат повод, пока садится воин, затем, держась за повод, пройдут немного рядом и дальше проводят воина лишь взглядом. Такая же участь и ожидает Кышбику с маленькой дочерью на руках Рахимбикой.
Своеобразным отступлением от традиций историко-биографического романа можно считать и то, что в воссоздании исторического портрета героя семейно-бытовые эпизоды и детали играют незначительную роль. Мало места в сюжете занимает также тема любви. Взаимоотношения Карасакала и Бану, ставших мужем и женой, больше изображены в плане общественном, нежели в интимном, частном. Не случайно героиня также становится во главе женского войска и погибает в бою.