Бану - нареченная Карасакала. Когда старшие объявили о помолвке, Минлегол, он же Карасакал, Султангарей в будущем, в соответствии с обычаем надкусил ушко нареченной. Назначили свадьбу, был выплачен калым. Но, по распоряжению судьбы, Карасакал попадает в плен, где ему вырывают ноздри. Не желая возвращаться обратно домой в изуродованном виде, он говорит своим друзья, чтоб они объявили на родине о его смерти. Так, ударом судьбы, Бану становится вдовой, не успев выйти замуж. Намного позже Бану предстает перед нами уже в другом качестве. Она уже ханша, имеющая свое войско, состоявшее только из женщин, она воин, сражавшаяся за свободу на башкирской земле.
В бою Бану погибает. И уже потом Карасакал, стоя над ее могилой, скажет: «Ты, Бану, счастливее.… У Кышбики ужасная доля! Она в остроге. Ты мудрее – сумела заранее отомстить за свою смерть. Видел я, как сражалось твое длинноволосое войско, видел, как в твоей руке изгибался лук, только не мог пробиться к тебе, не смог помочь…».(26.с.471).
Таким образом, представив перед собой образ Бану, мы видим башкирских женщин не только как хранителей семейного очага, воспитывающих детей, страдалиц, ждущих возвращения с войны мужа, но и как воинов, сражавшихся за свободу и честь страны. Ведь все они умели смириться с жизнью и в то же время оставаться борцами - борцами за жизнь, за доброту и духовность, не забывая о человечности и нравственности.
Приложение.
План- конспект урока на тему: « Презентация романа Н.Мусина «Там лежат останки батыра».
Цель: Раскрыть идею и тематику романа. Развивать у учащихся устную речь. Воспитывать чувство гордости за историческое прошлое родного народа.
Оборудование: портрет писателя, рисунки учащихся относительно сюжета произведения, видеомагнитофон.
Ход урока.
Звучит башкирская народная песня «Урал».
Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами продолжим изучение романа « Там лежат останки батыра» Нугумана Мусина. В прослушанной нами песне говорится о батырах, которые боролись и погибли за свободу земли своих предков. Да, в трудные времена башкирский народ всегда защищал и отстаивал родной край, Урал, поля и реки. За свободу, национальную дружбу «поднимался» народ под предводительством батыров, не боящихся ничего, готовых умереть за свой народ. Они все остались в памяти, о них помнят и гордятся ими. В честь их подвигов посвящено много песен, а известные писатели про них пишут исторические романы. Ребята, скажите, какие башкирские исторические романы вы знаете?
Ученик: Об исторических личностях написано много романов. Хочу назвать следующие: Г.Ибрагимов «Кинзя», Б.Рафиков «Карасакал», Г.Хусаинов «Кровавый 55», Я.Хамматов «Салават» и другие.
Учитель: Правильно. А обогатил список этих произведений народный писатель Башкортостана Нугуман Мусин своим историческим романом « Там лежат останки батыра». Этот роман вышел в свет в 2001 году. В этом романе изображен один из этапов многовековой борьбы башкирского народа за национальную независимость - восстание 1704-1711 годов во главе с тарханом Алдаром Исянгильдиным.
(Один ученик кратко рассказывает биографию писателя).
Учитель: На сегодняшнем нашем уроке мы будет вести беседу про исторический роман Нугумана Мусина «Там лежат останки батыра». Как вы думаете, слово презентация что обозначает?
Ученик: Презентация- это открытие, ознакомление.
Учитель: Правильно. Из каких источников мы знаем про главного героя романа Алдара Исянгильдина?
Ученик: Про историческую личность как Алдар батыр мы слышали в народной песне «Песня про Алдара», а также знаем из книги « Башкирские восстания, произведения Г.Хусаинова «Повесть про Алдара батыра».
Учитель: Молодец! Ребята, скажите, был ли Алдар батыром, героем? Докажите.
(Ученики рассказывают отрывок, где Алдар сражается с черкесом.)
Учитель: Докажите, что эти события произошли на самом деле.
(Ученики читают про Алдара из «Энциклопедии Башкорто-
стана» и из указа царя в книге «Батыры страны»).
Учитель: Правильно. Этот момент ваши сверстники запечатлели на рисунках. Этот рисунок (показывается) к какому отрывку романа соответствует?
(Ученик читает отрывок, где Алдар борется за Гильмиязу)
Учитель: Рассказываемая в башкирских легендах Гильмияза в произведение вошла как художественный образ. Что вы можете рассказать о ней?
Ученик: Когда Алдар узнает, что казак по имени Торсонбай, влюбленный в молодую девушку, купил ее и увез с собой, он отправляется по казахским степям, находит Гильмиязу и привозит домой в качестве второй жены. Но счастье их не было долгим. Торсонбай повторно крадет ее в то время, когда Алдар сражался с русскими войсками. Отправившись на переговоры с Абулхаиром, Алдару представляется случай на минуту увидеть возлюбленную Гильмиязу и дочь Гюльемеш. Но вернуть их он не смог. Так как он, во-первых, представитель российского миссионерства, во-вторых, Торсонбай главный визирь Абулхаира. Невозможность возвращения жены дорого обходится Алдару: ревнивый и грубый Торсонбай оставил свою жену на съедение степным волкам.
Учитель: Молодец!
(слушается песня «Гильмияза» в исполнении Флюры Киль-
дияровой).
Учитель: А теперь, ребята, мы проверим, как вы освоили сюжет романа. Для этого вам нужно на листочках написать ответы на вопросы.
Назовите коня главного героя. (Ерянкашка).
Имя отца Алдара. (Тарпан).
Бабушка Алдара (Киньясолтан).
Животное, которое растерзало коня Алдара (Рысь)
Имя царя в произведении. (Петр).
Возлюбленная Алдара. (Гильмияза).
При взятии какой крепости Алдар показывает свой героизм? (Азов).
Учитель: Мы сегодня с вами поговорили о романе Нугумана Мусина «Там лежат останки батыра». Только любящие свою родину и свой народ, интересующиеся прошлым народа, волнующиеся за его будущее писатели берутся за написание исторического романа. За такую смелость мы благодарны писателю. Знать свою историю, изучать ее крайне важно, ведь не зная прошлое, нельзя в полной мере представлять свое будущее.
(оценивание)
На этом урок окончен. До свидания!
Заключение.
Таким образом, в башкирских исторических романах, написанных о судьбах исторических личностей, женщины играют роль верных и преданных женщин с глубокой душой, красивых и внешне и внутренне.
В романе «Кинзя» Гали Ибрагимова много женских образов, у каждой из которых своя судьба. Это и Асылбика, верная, подчиняющаяся мужу, воспитывающая детей, это Аим, сдержанная, любящая мужа, это Магитап, работящая, не знающая отдыха, и многие, многие другие.
Символом неосуществленной мечты и наполненной трагическим пафосом выступает образ Гильмиязы, любимой девушки Алдара в романе «Там лежат останки батыра» Нугумана Мусина.
Несколько иначе представляется нам образ женщины в романе «Карасакал» Б.Рафикова. Бану, нареченная главного героя, предстает перед нами как воин, которая сражается за свободу башкирской земли. Она - ханша, имеющая свое войско, состоявшее только из женщин.
Таким образом, мы видим башкирских женщин не только как хранителей семейного очага, воспитывающих детей, страдалиц, ждущих возвращения с войны мужа, но и как воинов, сражавшихся за свободу и честь страны.
Подытоживая сказанное, можно сказать, что башкирские исторические романы, где главное внимание уделяется историческим личностям, продолжают сложившуюся литературную традицию, согласно которой женщина- символ красоты, любви, заботы, материнства.
Список литературы
1. Абдуллина. Художественный мир прозы Н.Мусина.- Бирск, 2006.
2. Аминев. А. Роман о батырах.//Агидель.-2000. №7
3. Амиров Р.К. Историко-революционный роман в башкирской советской литературе (Методические рекомендации).- Уфа, 1989.
4. Баимов Р. Поискам нет конца. - М.: Современник, 1980.
5. Баимов Р. Судьба жанра.- Уфа, 1984.
6. Баимов Р. Истоки и устья. Заметки о башкирской литературе.- Уфа, 1993.
7. Башкирская литература ХХ века. Учебник для высших учебных заведений /сост. Баимов Р.Н.и др.- Уфа, 2003.
8. Белинский В.Г. Собр. соч. в 3 томах.-М.,1948.
9. Варфоломеев И.П. Советская историческая романистика: проблемы типологии и поэтики.- Ташкент, 1984.
10. Вахитов А. Жанр и стиль в башкирской прозе.- Уфа, 1982.
11. Вахитов А.Х. Башкирский советский роман.- М.: Наука, 1978.
12. Вахитов А. На эпических просторах.- Уфа, 1968.
13. Гареева. Исторический жанр и психологизм.// Ядкар.1999 № 1
14. Гумеров С.Я. Формирование историко-революционной прозы в башкирской литературе.- Уфа, 1989..
15. Ибрагимов Г. Кинзя. Роман (Кн.1).- Уфа, 1982.
16. Ибрагимов Г. Кинзя. Роман (книга 2-я). Уфа, 1988.
17. Ибрагимов Г. Кинзя.- Кн. 3-я //Агидель.-2003. № 4.
18. Ибрагимова. Һөйөклө үлемдән ҡотҡарған ҡайсы: ул булмаһа, “Кинйә” романы булмаҫ ине.// Йәшлек.-2002. №7
19. История башкирской литературы в 6 т.- Уфа, 1990-1996
20. История башкирской советской литературы. М., 1997.
21. Малабаева. Романда иҙгелек һәм яуыҙлыҡ.//Учитель Башкортостана.- 1997. №11.
22. Муртазин.К. Образы сэсэнов в исторической прозе.// Ватандаш.-1999. №1.
23. Мусин Н. Там лежат останки батыра. Роман.- Уфа, Китап, 2001.
24. Оскоцкий В. Богатство романа. М., Сов. Писатель. 1976
25. Проблемы башкирского романа.-Уфа, 1985.
26. Рафиков. Б.З. Карасакал: исторический роман.- Уфа, Китап, 2001.
27. Система жанров в башкирской литературе.-Уфа, 1980.
28. Умеров Ш. Перед бурей. О книге Г. Ибрагимова «Кинзя».// Литературная Россия.- 1983, №5
29. Хакимов А. События и развитие характера в романе.- Уфа, 1961.
30. Хасанов Р.Ф. Башкирский исторический роман 80-90-х годов ХХ века (вопросы типологии, жанра и стиля). Уфа: Гилем, 2004.
31. Хасанов Р.Ф. Современный башкирский роман (учебное пособие).- Бирск, 2000.
32. Хасанов Р.Ф. Башкирский исторический роман конца ХХ века (учебное пособие).- Москва – Бирск, 2005.
33. Шагиева Г. Презентация романа Н.Мусина.//Учитель Башкортостана.-2002. №5.