Вот и все! Кажется, что этого мало, но это впечатление ошибочно. Действительно, ранее будущий пророк “влачился” в плоском мире “мрачной пустыни”, но после встречи его с серафимом в сознании пророка из перепутья дорог восставилась вертикаль — как физическая (“и внял я неба содроганье...”, “...и гад морских подводный ход...”), так и метафизическая (“...И горний ангелов полет...”, “...И дольней лозы прозябанье”).
В итоге человек ощутил себя в центре вселенной (своего рода начале системы координат), он познал мироздание и понял, что весь мир — для него, что мир — это Дом для человека (стихотворение “Пророк”, кстати, является кульминацией темы Дома в поэзии Пушкина). Цель пророка, таким образом, — донести до людей, что весь мир — для человека. Эта тайна будет жечь сердца, потому что она обязывает человека отвечать своему предназначению.
Это — “вся истина”
Сделанные мной выводы, таким образом, подтверждают то, что цель поэзии Пушкина существует вместе с самой поэзией, а не обособленно, что художественный мир Пушкина гармоничен; наконец, эти выводы замечательно подтверждают авторские слова о цели поэзии, которые я и приведу в заключение (еще раз): “беспристрастный как судьба”, поэт “ недолжен ... хитрить и клониться на одну сторону, жертвуя другою... Не его дело оправдывать и обвинять, подсказывать речи”; его дело — “глубокое, добросовестное исследование истины”, именно “во всей... истине” он должен изображать мир и события.
“ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН” — ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ПУШКИНСКОЙ ДУШИ
Великий русский критик В. Г. Белинский назвал роман в стихах А. С. Пушкина “Евгений Онегин” “энциклопедией русской жизни”. Но эта оценка критику показалась недостаточной, не охватывающей проявления личности Пушкина в романе, и он добавил: “Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства, понятия, идеалы”.
Если принять во внимание, что Александр Сергеевич работал над романом с весны 1823 до осени 1831 года, то можно сказать, что “...чувства, понятия, идеалы” автора, отраженные в “Евгении Онегине” в их развитии, составляют также энциклопедию пушкинской души.
Поэт с самого начала заявляет о своей причастности к тому, что происходит в его произведении. Пишет он “рукой пристрастной”, лично знаком с главным героем:
Онегин, добрый мой приятель, Родился на брегах Невы.
Пушкин встречается с Онегиным в Петербурге и в Одессе. Письмо любимой героини Татьяны хранится у Пушкина:
Письмо Татьяны предо мною;Его я свято берегу, Читаю с тайною тоскою и начитаться не могу.
Автор рассказывает читателю, прерывая повествование о ходе событий, эпизоды своей биографии, делится своими размышлениями, чувствами, мечтами. В форме лирических отступлений Пушкин включил в свой роман много прекрасных стихов.
Современники Пушкина считали, что он в лице Онегина изобразил себя. Однако слова:
Всегда я рад заметить разность Между Онегиным и мной
показывают, что поэт не желает слияния образа героя с собой. Но Онегин все-таки очень близок автору. У них много общего в воспитании, привычках, у них есть даже общие знакомые. Причем, знакомые Пушкина, его друзья живут и действуют в романе (правда, в эпизодах) наравне с вымышленными героями. Вот гусар Каверин, товарищ Пушкина еще по Царскому Селу. Но он товарищ и Онегина. Онегин спешит обедать в известный ресторан,
он уверен, • Что там уж ждет его Каверин. Вошел: и пробка в потолок...
А вот П. А. Вяземский — поэт и критик, у него часто бывал Пушкин, тоже участвует в действии. Когда Татьяну привозят в Москву, то
У скучной тетки Таню встретя, К ней как-то Вяземский подсел И душу ей занять успел.
Во времена Пушкина блистала на петербургской сцене балерина А. И. Истомина. Блистает она и в “Евгении Онегине”:
...Стоит Истомина; она, Одной ногой касаясь пола, Другою медленно кружит...
Личные переживания поэта часто связаны с природой. В романе меняются времена года, вместе с ними меняется настроение автора.
Вот осень, грустно поэту, какие-то личные причины вдохновили его на такие стихи:
Настала осень золотая... Природа трепетна, бледна, Как жертва, пышно убрана...
А вот зима, совсем другое настроение. Чистота, праздничность:
Опрятней модного паркета Блистает речка, льдом одета.
Весна, пора обновления, природа просыпается:
Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года; Синея, блещут небеса.
Но настроение у поэта, видимо, далеко не весеннее. Как грустно мне твое явленье, Весна, весна! пора любви! Какое томное волненье В моей душе, в моей крови!
Стало общепринятым мнение о том, что Пушкин не любил лето. При этом ссылаются на стихи:
О лето красное, любил бы я тебя, Когда б не зной, не пыль, не комары да мухи.
Но, думается, что лето здесь ни при чем. Все дело в том, что было на душе у поэта в момент написания этих строк. Вот другое настроение, другие образы:
Как часто летнею порою, Когда прозрачно и светло Ночное небо над Невою И вод веселое стекло.
В следующем стихотворном отрывке прорывается грусть оттого, что лето так коротко:.
Но наше северное лето, Карикатура южных зим, Мелькнет и нет...
Здесь же автор признается в любви к Москве:
Как часто в горестной разлуке, В моей блуждающей судьбе, Москва, я думал о тебе!
А вот деревня, “где скучал Евгений”, у автора вызывает совершенно иные чувства:
Деревня... Была прелестный уголок; Там друг невинных наслаждений Благословить бы небо мог.
Со страниц “Евгения Онегина” Пушкин приходит к нам ироничным, шутливо подтрунивающим над собой:
Мы все учились понемногу Чему-нибудь и как нибудь...Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей...Как уст румяных без улыбки, Без грамматической ошибки Я русской речи не люблю.
В “Евгении Онегине” поэт выразил свое страстное стремление к свободе:
Придет ли час моей свободы? Пора, nopa — взываю к ней; Брожу над морем, жду погоды, Маню ветрила кораблей.
Таким образом, мы видим, что, по мере написания романа, в нем последовательно отражалась личность самого Пушкина. Реальные события, переосмысленные поэтом, проявлялись в виде лирических отступлений. В начале мы видим одного Пушкина. Он молод, открыт, доверчив — и в жизни и в творчестве. Первые главы романа написаны с шутливыми интонациями, пестрят веселыми характеристиками персонажей. Но по мере продвижения к последним главам поэт становился старше и все чаще и чаще в его стихах появляются грустные интонации. Горький опыт жизни сделал Пушкина мудрее. Роман заканчивает уже зрелый человек и зрелый мастер.
Поставив точку в последней главе романа, Пушкин пишет к нему поразительное оглавление, в котором он точно указывает дату и место создания той или иной главы, будто не план составляет, а жизнь пересматривает и как бы оценивает “плод” своих “забав”:
Бессониц , легких вдохновений , Незрелых и увядших лет, Ума холодных наблюдений И сердца горестных замет.
Ну а у нас, читателей, остается в памяти гениальная солнечная натура Пушкина, его порывистость, страстность, светлый, глубокий ум, его “тайная свобода”. Всю жизнь он сияет над нами, как незаходящее солнце.
ДВОЙСТВЕННОСТЬ ИЗОБРАЖЕНИЯ СВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА В РОМАНЕ “ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН”
Сознание человека, систему жизненных ценностей, как известно, во многом формируют нравственные законы, принятые в обществе. Пушкин пишет в романе как о столичном, так и о московском и провинциальном дворянстве.
Особое внимание автор романа уделяет петербургскому дворянству, типичным представителем которого и является Евгений Онегин. Поэт во всех подробностях описывает день своего героя, а день Онегина — типичный день столичного дворянина. Таким образом, Пушкин воссоздает картину жизни всего петербургского светского общества. Модное дневное гуляние по определенному маршруту (“Надев широкий боливар, Онегин едет на бульвар...), обед в ресторане, посещение театра. Причем для Онегина театр является не художественным зрелищем и даже не своеобразным клубом, а скорее местом любовных интриг, закулисных увлечений. Пушкин дает своему герою следующую характеристику:
Театра злой законодатель, Непостоянный обожатель Очаровательных актрис, Почетный гражданин кулис...
Очень подробно описывает Пушкин кабинет Онегина, его наряд. Автор как бы желает еще раз подчеркнуть оторванность молодых людей того времени от национальной почвы, ведь Они с раннего детства находились в атмосфере чужого языка, людей (гувернантки и гувернеры — иностранцы) и вещей. (“Но панталоны, фрак, жилет, — Всех этих слов на русском нет...”). День молодого франта завершает бал, любимое время провождение столичных дворян.
Пушкин говорит о петербургском высшем обществе с изрядной долей иронии и без особых симпатий, ибо жизнь столичная “однообразна и пестра”, а “света шум очень быстро наскучивает”.
Поместное, провинциальное дворянство представлено в романе весьма широко. Это дядя Онегина, семейство Лариных, гости на именинах Татьяны, Зарецкий.
ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ ЛИРИКИ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА
Где не погибло слово, там и дело еще не погибло.
А. И. Герцен
М. Ю. Лермонтов — духовный преемник Пушкина. Он отразил в своих произведениях размышления о своем поколении, о времени, о себе, о Родине. Все стихи поэта рождались “из пламя и света”, то есть из бури чувств и напряженно вьющейся мысли. Так как большинство произведений Лермонтова Написано в годы реакции, многие из них проникнуты горечью ; одиночества, сознанием того, что его современники живут бесцельно. Об этом пишет Лермонтов в стихотворении “Дума”. Говоря, что будущее его поколения “ иль пусто, иль темно ”, Лермонтов уточняет: “ Богаты мы, едва из колыбели, ошибками отцов и поздним их умом”. Этот вывод тяжел для поэта, потому что отцы — декабристы. И отказ от их идеалов, отсутствие s всяких стремлений позорны . Люди, которые “в начале поприща... вянут без борьбы”, не могут быть полезны. Для Лермонтова такие люди — “толпа угрюмая”. Поэт сожалеет, что гибнут лучшие силы современников. Он осуждает их бездействие, предрекает им бесславную кончину и презрение потомков.