Смекни!
smekni.com

Сочинения по литературе (стр. 5 из 5)

Вообще Печорин личность отнюдь не однозначная. Лрмонтов сам на­стаивает, что Печорин — уже не романтический герой, каким его хотела видеть публика.

Обладая вполне романтической внешностью — “среднего роста; строй­ный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложекие , способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов. В его улыбке было что-то детское. Его кожа имела какую-то женскую неж­ность; белокурые волосы* и т.д. —он живет очень сложной духовной , казнью — это тоже романтическая черта.

Лермонтов несколько раз заостряет наше внимание на том, что Печо­рин — герой вполне реальный. Его эгоизм, внешнее презрение ко всему окружающему, жестокие и, что самое страшное, хорошо продуманные, расчетливые поступки — это не достоинства героя, как было в эпоху ро­мантизма, но и не его слабости. Лермонтов пытается открыть читателю,венно, чем предыдущее. Поэтому проолема “отцов и дегси” лм/юс-г час, приобретая несколько другое направление.

ОТЦЫ И ДЕТИ В РОМАНЕ И. С. ТУРГЕНЕВА

В своем романе И. С. Тургенев затрагивает животрепещущую для 60-х годов проблему “отцов и детей”. Но этот конфликт не является харак­терным атрибутом лишь той эпохи, он существовал, существует и будет су­ществовать во все времена для развития общества, это противоречие является двигателем, непременным условием прогресса. Вероятно, именно поэтому даже с течением времени роман “Отцы и дети” не потерял своей актуальности.

Два поколения, сопоставленные Тургеневым в его произведении, расхо­дятся не столько потому, что одни были “отцами”, а другие — “детьми”, сколько потому, что “отцы” и “дети”, в силу обстоятельств, стали выразите­лями идей различных, противоположных эпох, они представляли разные со­циальные положения: старого дворянства и аристократии и молодой револю­ционно-демократической интеллигенции. Таким образом, этот чисто психо­логический конфликт перерастает в глубокий социальный антагонизм.

Для более подробного рассмотрения этой проблемы мне кажется целе­сообразным условно выделить три части: во-первых, конфликт дворянст­ва в лице Павла Петровича Кирсанова и разночинной интеллигенции (Ба­заров); во-вторых, это конфликт Аркадия с отцом, не имеющий такой серьезной идейной почвы, но от этого не менее болезненный; и в-третьих, конфликт Базарова с родителями, который придает роману особую ост­роту, пронзительность.

Итак, проблема противоречия между дворянством и революционными де­мократами заявлена буквально с первых же страниц романа. Уже в самом описании героев читатель обнаруживает противопоставление. Когда автор представляет Базарова, нам видится фигура мрачная, отгороженная от мира, в ней чувствуется сила, энергия. Особо Тургенев акцентирует наше внимание на уме главного героя. Описание Павла Петровича, напротив, состоит почти только из прилагательных, это человек-кукла, жизнь и дела которого бес­смысленны: он носит английский костюм и лаковые полусапожки в деревне, заботится о красе ногтей. Все прошлое Павла Петровича — погоня за мира­жем, в то время как Базаров приносит реальную пользу, занимается конкрет­ными проблемами, ему некогда мечтать. Контрастность этих образов броса­ется в глаза. Автор хочет изобразить могучего разночинца и слабых дворян. Этот конфликт развивается на протяжении всего романа, но так и не имеет развязки. Писатель как бы предоставляет его разрешение будущему, рас­сматривая его со стороны.

Отношения Аркадия с отцом представляются мне наиболее трогательны­ми. Эти образы созданы Тургеневым с большой любовью, которую он передает читателю. Несмотря на конфликт, завязка которого происходит в самом на­чале романа, мы видим, что отец и сын невероятно похожи и противоречия между ними по большей степени наносные. Аркадий представляется нам “молоденьким мальчиком”, романтиком, увлекшимся идеями равенства и братства, он хочет, чтобы мир вокруг был так же счастлив и радостен, как и он сам. Тургенев с легкой иронией подчеркивает желание Аркадия казаться взрослым, зрелым человеком с собственными взглядами на окружающий его мир, общество; молодой человек изо всех сил старается быть похожим на свое­го кумира Базарова, заслужить его уважение независимостью мышления:

“Он (Аркадий) в душе очень обрадовался предложению своего приятеля, нопочел обязанностью скрыть свое чувство. Недаром же он был нигилист!” А на самом деле для счастья ему надо немного: жить в родном доме вместе с отцом, иметь добрую и любящую жену, воспитывать детей. И это “обы­вательское”, простое и незамысловатое счастье пересилило идеи о всеобщем благе и всемирной гармонии. Таков и его отец, он ценит уклад, семью;благополучие близких людей для него превыше всего. Он сохранил в своей душе идеалы романтизма, недаром Николай Петрович читает Шиллера, Тете, Пушкина. Не случайно его так коробит напускной цинизм и развяз­ность Аркадия, и, в то же самое время, отчуждение сына, который ему так дорог. Он сам старается не отставать от времени, искренне пытается по­днять молодежь. Это неуклюжее подражание новому вызывает у автора улыбку, но, скорее всего, добрую. Этот искренний, бесхитростный, пусть даже не очень глубокий человек очень близок Тургеневу. Таким образом, этот конфликт между отцом и сыном снимается в конце романа как бы Ц автоматически. Базаров уходит из жизни Аркадия, идеи которого и были |,“яблоком раздора”. Автор подводит нас к тому, что молодой человек, вероятно, повторит путь своего отца.

На конфликте Базарова с его родителями хотелось бы остановиться осо­бенно. Именно в нем-то и заложен весь смысл, вся мудрость.

Я думаю, что при встрече Базарова с родителями конфликт поколений 'достигает своего апогея. Это проявляется прежде всего в том, что ни сам Базаров, ни даже, пожалуй, автор не знают, как же на самом деле главный герой ^относится к своим родителям. Его чувства противоречивы: с одной стороны, в порыве откровенности он признается, что любит своих родителей, а с другой — в его словах сквозит презрение к “глупой жизни отцов”. И это презр|те не наносное, как у Аркадия, оно продиктовано его жизненной позицией, ^твердыми убеждениями. Этот разлад имеет очень глубокие корни, и, по-видимому, он неразрешим. Отношения с Одинцовой, с родителями доказывают, что даже Базаров не может полностью подавить свои чувства и подчиняться 1 только уму. Трудно объяснить, какое же чувство не позволяет ему окончательно отрешиться от родителей: любви, жалости, а может быть, чувстве блаюдарности за то, что именно они дали первые импульсы, заложили основу йдля развития его личности. В разговоре с Аркадием Базаров утверждает, что |- *всякий человек сам себя воспитать должен — ну хоть как я”. Здесь, я думаю, ^Базаров не прав. Именно родительское воспитание, их пример или, напротив, |- их ошибка создали почву для интеллектуального роста Базарова. Он, как и I, все дети, пошел дальше своих родителей и отдалился настолько, что утратил |f возможность понимать их, принимать их такими, как есть, прощать. Эта пропасть велика и непреодолима, да и сам Базаров не хочет сблизиться со стариками нами, считая это шагом назад. И очень жаль. Сколько ценного он мог бы ^дочерпнуть от них, и не было бы этого трагического одиночества, метаний. Узнав поближе своих родителей, он бы понял, что Россия держится именно | на таких людях, на силах их душ, на их вере и любви. То, как вписывает автор Василия Ивановича и Арину Власьевну, то, сколько души он в это вкладывает, не оставляет сомнений, что эти герои ему особенно дороги. Трудно определить, на чьей стороне находится автор в этом конфликте Ц “отцов” и “детей”. Но все-таки, по каким-то трудно уловимым интонаци­ями,, чувствуется, что ближе для него сторона “отцов”.