Славянский перевод Библии впервые был предпринят святыми первоучителями славян - братьями Кириллом и Мефодием во второй половине IX века. Отсюда через посредство Болгарии он перешел и к нам на Русь, где долгое время обращались лишь отдельные, разрозненные книги Библии. Впервые полный рукописный список Библии был собран новгородским архиепископом Геннадием (1499 г.). Первая печатная славянская Библия была издана у нас в 1581 году князем Константином Константиновичем Острожским. В основе нашей Библии лежит греческий перевод Септуагинта. Русский же синодальный перевод сделан сравнительно недавно, в середине прошлого XIX столетия трудами митрополита московского Филарета и профессоров духовных академий. В основу его был положен еврейский масоретский текст, который сличался с греческим и латинским переводами. Закончен он был в 1876 году, когда появилась первая полная русская Библия.
Как построена Библия? Нужно заметить, что в древней Церкви не существовало нашего разделения библейских книг на главы и стихи: они все были написаны сплошным связным текстом, расположенным в виде колонн, наподобие стихов, и если делились, то только на отделы для богослужебного употребления. Современное деление на главы ведет свое начало от кардинала Стефана Лангтона, разделившего около 1205 года Вульгату (латинский перевод). Такое деление закончил и утвердил ученый доминиканец Гуг-де-Сен-Шир около 1240 года. А в половине XVI века ученый парижский типограф Роберт Стефан ввел и современное деление глав на стихи, сначала в греко-латинском издании Нового Завета (1551 г.), откуда оно постепенно перешло и во все другие тексты.
В чем заключается основное содержание Библии? Основной, центральной идеей всех богодухновенных книг Библии, идеей, вокруг которой сосредоточиваются все остальные, которая сообщает им значение и силу и вне которой немыслимо было бы единство и красота Библии, является учение о Мессии, Иисусе Христе, Сыне Божием.
Как предмет чаяний Ветхого Завета, как Альфа и Омега Нового Завета, Иисус Христос, по слову апостола, явился тем краеугольным камнем, на основе которого, при посредстве апостолов и пророков было заложено и совершено здание нашего спасения. Иисус Христос - предмет обоих Заветов: Ветхого, как Его ожидание, Нового - как исполнение этого ожидания, обоих же вместе как единая внутренняя связь.
Это может быть раскрыто и подтверждено целым рядом внешних и внутренних доказательств. К доказательствам первого рода (внешним) принадлежат свидетельства Господа о самом себе, свидетельства его учеников, традиция иудейская, традиция христианская.
Обличая неверие и жестокосердие еврейских книжников и фарисеев, Иисус Христос неоднократно ссылался на свидетельства о нем "закона и пророков", т.е. вообще ветхозаветных св. Писаний. "Исследуйте Писания, ибо вы думаете через них иметь жизнь вечную: а они свидетельствуют о Мне" (Ио. V, 39); ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он написал о Мне (Ио. V, 46), - говорил, например, Господь ослепленным иудейским законникам после известного чуда исцеления расслабленного при овчей купели.
Еще яснее и подробнее раскрывал эту истину Иисус Христос Своим ученикам, явившись им по воскресении, как об этом свидетельствует евангелист Лука: "... и начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании... И сказал им: вот то, о чем Я говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах" (Лук. XXIV, 27 и 44). Кроме того Господь указывает нередко и частные случаи ветхозаветных образов, имевших отношение к Нему, например, указывает на исполнение пророчества Исайи о "лете Господнем благоприятном", говорит об осуществлении всех пророчеств, об Его искупительной жертве и даже на самом кресте, в момент страданий произносит Свое глубоко трогательное и спокойно величественное:
"Совершилось" (Ио. XIX, 30), давая этим понять, что исполнилось все то, что, будучи предназначенным на века, "Многочастно и многообразно было говорено через пророков" (Евр. 1. 1).
Подобно своему божественному Учителю, евангелисты и апостолы беспрестанно ссылаются на Библию в ее мессианских предсказаниях и устанавливают тем самым гармонию обоих заветов, объединенных вокруг Лица Мессии - Христа. Так, все евангелисты - эти четыре независимых друг от друга жизнеописателя Иисуса Христа - настолько часто ссылаются на исполнение ветхозаветных пророчеств, что выработали даже специальные формулы для этого: "а все это произошло", "да сбудется реченное Господом через пророка", или просто: "тогда сбылось реченное через пророка", или же еще: "и сбылось слово Писания" и целый ряд других аналогичных выражений.
Из множества новозаветных ссылок можно привести несколько примеров, устанавливающих тесную связь с ветхозаветными пророчествами, в частности, из посланий апостола Павла, того самого Павла, который в качестве Савла был сам раньше фарисеем, ревнителем отеческих преданий и глубоким знатоком ветхозаветного закона. И вот этот-то апостол говорит, что конец закона - Христос (Рим. X, 4), что закон был для нас детоводителем ко Христу (Гал. III, 24).
Если от священных книг Нового Завета перейти к древне-иудейским толкованиям Писания и сочинениям первых раввинов до XII века включительно, то увидим, что постоянной и неизменной общеиудейской традицией толкования Библии было стремление всюду искать и находить указания на Мессию и Его время: Бл. Августин говорил: "Нельзя желать прилагать все непосредственно к Мессии, но места, которые не относятся к Нему прямо, служат основанием Для тех, которые Его возвещают. Как в лире все струны звучат сообразно их природе и однако дерево, на котором они натянуты, сообщает им свой особый колорит звука, так и Ветхий Завет: он звучит как гармоничная лира об имени и царстве Иисуса Христа".
Переходя теперь ко внутренним доказательствам, т.е. к самому содержанию священных книг, мы окончательно убеждаемся, что Иисус Христос составляет главный пункт и центральную идею всей Библии. Эта великая книга, составленная столь многочисленными и разнообразными авторами, разделенными между собой весьма значительными периодами времени, стоявшими под влиянием самых различных цивилизаций, представляет в то же время замечательное единство и удивительную цельность, благодаря, главным образом, постепенному развитию в ней одной и той же мессианской идеи. "Новый Завет в Ветхом скрывается, Ветхий - в Новом открывается", - говорили средневековые богословы, основываясь на словах бл. Августина.
Можно положительно сказать, что нет ни одной важной черты из эпохи и жизни Мессии, которая не была бы тем или иным путем предуказана в Ветхом Завете или в форме ясного пророчества, или под покровом символов и прообразов. Пророк Исайя получил даже наименование "ветхозаветного евангелиста" за полноту и поразительную точность пророчественных предызображений жизни Иисуса Христа.
Не менее ясно это единство мессианской идеи сквозит и в общем плане Библии. По своему характеру и содержанию все ветхозаветные книги могут быть разделены на три главных группы: книги законоположительно-исторические, книги пророческие и книги поэтически-назидательные. Первый класс излагает историю теократии, т.е. правления Иеговы над Израилем. Но с какой целью Господь употребляет столь различные методы воспитания Своего народа? Завет на Синае, Моисеево законодательство, бедствия пустыни, завоевание земли обетованной, победы и поражения, отчуждение от других народов, наконец, тягость вавилонского плена и радость возвращения из него - все это имело очевидной своей целью сформировать еврейскую нацию в известном духе сохранения и распространения мессианской идеи. Еще очевиднее этот мотив в пророческих книгах, где то через угрозы, то через обещания наград народ еврейский постоянно поддерживался на определенной нравственной высоте и приготовлялся в духе чистой веры и правой жизни к приходу грядущего Мессии. Что касается книг из последней группы - поэтическо-назидательных, то одни из них, как например, Псалмы, были прямо мессианскими молитвами еврейской нации; другие как Песнь песней в аллегорической форме изображали союз Бога-сына с Израилем; третьи - раскрывали различные черты Божественной Премудрости, лучи того Божественного Слова, которые сияли среди мрака язычества в дохристианском мире.
Особенности Заветов (договоров) Бога с людьми. Иисус объединяет Ветхий Завет с Новым. Старый Завет повествует о том, что случится в Новом. Новый Завет - это и есть то, что случится. Библия - это рассказ о том, как Бог через Завет, скрепленный кровью, восстановил контакт со Своими потерянными, обманутыми детьми и через новый, лучший завет восстановил общение с ним.
Завет в Крови это и есть "красная нить", которая пронизывает Писания от сотворения мира до последней страницы Откровения.
Начало ее здесь: "Господь Бог сделал Адаму и его жене одежду из кожи и одел их". Это была шкура жертвенного животного, отдавшего свою жизнь вместо тех, кто согрешил. Шкура жертвенных животных прикрыла наготу духовную согрешивших, и через пролитие крови неповинных животных первым людям было дано прощение "в кредит". Этот момент и стал началом кровного союза между Богом и человеком. Он сопровождался обещанием, что "семя жены... поразит змея в голову". На языке восточных народов это означает, что у змея будет отобрана корона правителя, т.е. власть дьявола падет. Только кровь, пролитая взамен крови грешника, могла покрыть грех человека.
Таким образом, мы видим, что с сотворения мира завет, союз означал всегда кровный союз. Заменить кровь не могли никакие, даже самые добрые дела человека. Отсюда в Ветхом Завете требование жертвоприношений, обряд обрезания, сопровождающийся пролитием крови.