Однако в романе Лермонтова, построенном па "сплошной цепи мотивировок", существует вполне конкретное объяснение, оправдывающее несоблюдение хронологии в рассказе о Печорине. Ведь сначала это - путевые записки, которые пишутся офицером в определенной последовательности: "...я пишу не повесть, а путевые записки". Так, в "Бэле" повествователь передает рассказ Максима Максимыча со всеми его остановками, попутными замечаниями, мотивируя это тем, что не может "заставить штабс-капитана рассказывать прежде, нежели он начал рассказывать в самом деле". А потом это - случайно обнаруженный и изданный офицером "Журнал Печорина".
Общепризнанно, что такое построение романа Лермонтова подчинено прежде всего постепенному и многоаспектному раскрытию характера центрального героя - Печорина. Это справедливо отмечается как новаторство и основная заслуга писателя в изображении человека. Впервые на эту особенность романа обратил внимание Белинский в рецензии на первое издание "Героя нашего времени". В настоящее время эта точка зрения поддержана и развита в работах многих литературоведов. Так, В. А. Мануйлов пишет, что "такое расположение частей романа, нарушающее хронологический порядок, усиливает сюжетное напряжение, дает возможность максимально заинтересовать читателя Печориным и его судьбой, постепенно раскрывая во всей противоречивости и сложности его характер" (Мануйлов В. А. Роман М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени". Комментарий. Изд. 2-е, доп. Л.. 1975).
Действительно, все это так. Потому что Лермонтов в "Герое нашего времени" - впервые в русской литературе - ставит и решает чрезвычайно важную и трудную задачу всестороннего изображения человека, многоаспектной его характеристики. При этом писатель в своем романе совмещает два подхода к изображению человека, существовавшие в литературе до него: позицию "внешнего наблюдения" (в повествовании офицера и Максима Максимыча) и прием самораскрытия героя в форме его дневника, исповеди, приобретший в 1830-е годы, т. е., по словам Белинского, в эпоху "безвременья" и "преимущественно рефлексии", особую актуальность.
Были попытки даже восстановить "биографию" Печорина, располагая главы романа в нужной для этого хронологической последовательности. Однако еще Белинский заметил, что роман Лермонтова "нельзя читать не в том порядке, в каком расположил его сам автор: иначе вы прочтете две превосходные повести и несколько превосходных рассказов, но романа не будете знать". В предисловии автора, как уже говорилось, дается прямое обоснование задачи и содержания романа: показать "портрет... всего нашего поколения". Это - цель, исходная авторская посылка, авторская идея, во многом мотивирующая композиционное решение романа и сам принцип изображения центрального героя.
Не случайно Белинский так говорил о романе Лермонтова: "Тут нет ни страницы, ни черты, ни слова, которые были бы наброшены случайно; тут все вытекает из одной главной идеи и все в нее возвращается". Действительно, и сама композиция романа глубоко содержательна. Через "фрагментарность" композиционного строения романа писателем выражена трагическая судьба своего поколения - поколения "странников".
Содержательность композиции романа признавала, в частности, Е.Н. Михайлова, отмечавшая, что такое композиционное решение "Героя нашего времени" служит для отражения "судьбы, исполненной всяческих метании", но имея при этом в виду судьбу только центрального персонажа. Думается, однако, что понятие "метания" может лишь отчасти охарактеризовать скитальческие мотивы в судьбе Печорина и что звучание этих мотивов не ограничено в романе Лермонтова пределами только одной сюжетной линии. Таким образом, общий лейтмотив романа, проходя через образы всех трех персонажей-повествователей, определяя содержательность сюжета и композиции, выражает основную идею романа - трагедию "всего нашего поколения", мятущегося в поисках смысла жизни, но обреченного оставаться в "бездействии пустом". Причину этого писатель усматривает, однако, не только в социально-исторических обстоятельствах жизни, условиях российской действительности 1830-х годов, но и в характере современного человека, зачастую внутренне раздвоенного, рефлектирующего, не обретшего почвы под ногами, безвольно переходящего "от сомнения к сомнению". Наполняясь конкретно-историческим и глубоким психологическим содержанием, традиционный романтический мотив странствия приобретает в романе Лермонтова уже иной - реалистический - художественный смысл.
Знаменательно, что Белинский выражал подобный же взгляд на судьбу своего поколения. В письме к В.П. Боткину от 16 июня 1840 года он писал следующее: "Да, наше поколение - израильтяне, блуждающие по степи, и которым никогда не суждено узреть обетованной земли". Вероятно, такая точка зрения на современное поколение возникает у критика не без влияния лермонтовского творчества. Не случайно, например, слова Белинского о "нашем жалком поколении" соседствуют с характеристикой лермонтовской "Думы" в письме к тому же адресату от 16 мая 1840 года. Критику удалось необыкновенно тонко уловить основную идею романа "Герой нашего времени" - трагедию поколения, оказавшегося в положении "странников".
Список литературы
Сацюк И.Г. "Странники" в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" // Литература в школе. 1986. N 3