Смекни!
smekni.com

Александр Блок (стр. 5 из 19)

И наконец, у Блока мелькает страшное, кощунственное, с точки зрения его недавних идеалов, прозрение о том, какую пряжу "и прядет, и прядет, и прядет" беззвучная прялка болотного королевства: "Мудры мы, ибо нищи духом; добровольно сиротеем, добровольно возьмем палку и узелок и потащимся по российским равнинам. А разве странник услышит о русской революции, о криках голодных и угнетенных, о столицах, о декадентстве, о правительстве?.. Странники, мы-услышим одну Тишину.

А что, если вся тишина земная и российская, вся бесцельная свобода и радость наша-соткана из паутины? Если жирная паучиха ткет и ткет паутину нашего счастья, пашен жизни, нашей действительности, - кто будет рвать паутину?" (V, 82).

Крушение прежних мистических надмирных иллюзий влекло за собой не только трагическую, все развенчивающую иронию "Балаганчика", по и более трезвый и человечный взгляд на мир, признание иной, земной, реальной действительности.

Поверь, мы оба небо знали:Звездой кровавой ты текла,Я измерял твой путь в печали,Когда ты падать начала.Мы знали знаньем несказаннымОдну и ту же высотуИ вместе пали за туманом,Чертя уклонную черту.Но я нашел тебя и встретилВ неосвещенных воротах,И этот взор - не меньше светел,Чем был в туманных высотах!("Твое лицо бледней, чем было...")

Та, к кому он простирает здесь руки, как влюбленный Пьеро, - кажется ему олицетворением настоящей, не задрапированной высокими вымыслами, жизни, исполненной подлинной, все более открывающейся поэту красоты:

И этот взор - не меньше светел,Чем был в туманных высотах!

Однако стремление отрешиться от мистических схем не мешало поэту романтизировать саму повседневность, превращая ее в "странные и прекрасные видения".

Так, сопротивление души обступающей пошлости, тоска по подлинному большому чувству и горькое сознание редкости его в окружающем мире породили в знаменитом стихотворении "Незнакомка" видение прекрасной женщины, напоминающее о какой-то иной красоте, загадочной и сказочной:

И каждый вечер, в час назначенный(Иль это только снится мне?),Девичий стан, шелками схваченный,В туманном движется окне.И медленно, пройдя меж пьяными,Всегда без спутников, одна,Дыша духами и туманами,Она садится у окна.И веют древними поверьямиЕе упругие шелка,И шляпа с траурными перьями,И в кольцах узкая рука.И странной близостью закованный,Смотрю за темную вуаль,И вижу берег очарованныйИ очарованную даль.Глухие тайны мне поручены,Мне чье-то солнце вручено...

В этом зыбком видении своеобразно, искаженно воскресают "древние поверья" поэта - теперь уже древние, отделенные, хотя и немногими, но бурными годами от настоящего! - видения Прекрасной Дамы. "О, читайте сколько хотите раз блоковскую "Незнакомку", - писал, например, поэт Иннокентий Анненский, - но если вы сколько-нибудь петербуржец, у вас не может не заныть всякий раз сладко сердце, когда Прекрасная Дама (курсив мой. - А.Т.) рассеет и отвеет от вас, наконец, весь этот теперь уже точно тлетворный дух... О, вас не дразнит желание. Нет, нисколько. Все это так близко, так доступно, что вам хочется, напротив, создать тайну вокруг узкой руки и девичьего стана, отделить, уберечь как-нибудь от кроличьих глаз, сказкой окутать..."14.

В ту пору критик К. Чуковский как-то назвал Блока "поэтом Невского проспекта". Было бы вернее добавить: поэт гоголевского Невского проспекта, своего рода художник Пискарев из гоголевской повести, чудесно преображающий своей фантазией увиденную на улице незнакомку: "Все, что остается от воспоминания о детстве, что даст мечтание и тихое вдохновение при светящейся лампаде, - все это, казалось, совокупилось, слилось и отразилось в ее гармонических устах... Он не чувствовал никакой земной мысли; он не был разогрет пламенем земной страсти, нет. он был в эту минуту чист и непорочен, как девственный юноша, еще дышащий неопределенною духовною потребностью любви... Он не сомневался, что какое-нибудь тайное и вместе важное происшествие заставило незнакомку ему ввериться..."

Глухие тайны мне поручены,Мне чье-то солнце вручено...

И так же, как у Блока, в его сновидении о незнакомке присутствует пошлейшая светская или чиновная чернь: подошедший к ней камергер "довольно приятно показывал ряд довольно недурных зубов и каждою остротою своею вбивал острый гвоздь в его (Пискарева. - А.Т.) сердце".

Среди канав гуляют с дамамиИспытанные остряки.

Однако между рыцарями незнакомок существует и большое различие. Гоголевский художник, завороженный своим видением, почувствовал отвращение к реальности: "...глаза его без всякого участия, без всякой жизни, глядели в окно, обращенное во двор, где грязный водовоз лил воду, мерзнувшую на воздухе, и козлиный голос разносчика дребезжал: старого платья продать".

У Блока же "вседневное и действительное" в эту пору, напротив, становится объектом заинтересованного грустно-сочувственного внимания.

Мы встретились с тобою в храмеИ жили в радостном саду,Но вот зловонными дворамиПошли к проклятью и труду.Мы миновали все воротаИ в каждом видели окне,Как тяжело лежит работаНа каждой согнутой спине...Нет! Счастье - праздная забота,Ведь молодость давно прошла.Нам скоротает век работа,Мне - молоток, тебе - игла.("Холодный день")

В это время Блок внимательно читал Некрасова. В книге его стихов, принадлежавшей Блоку, сохранилось много пометок.

Но мгла навстречу черная Навстречу бедняку...Одна открыта торная Дорога к кабаку.

Влияние подобных стихов Некрасова и Аполлона Григорьева определенно сказалось на осеннем цикле стихов 1906 года.

Блок даже "вошел в роль" бедствующего обитателя чердака, находящегося на грани полного отчаяния и топящего горе в вине. Будто в продолжение и развитие некрасовских сюжетов о нищете и горемычной бедняцкой любви, возникает стихотворение "На чердаке":

Что на свете вышеСветлых чердаков?Вижу трубы, крышиДальних кабаков.Путь туда заказан,И на что - теперь?Вот-я с ней лишь связан...Вот-закрыта дверь...А она не слышит -Слышит - не глядит,Тихая - не дышит,Белая - молчит...Уж не просит кушать...Ветер свищет в щель.

Но даже и без столь трагического завершения жизнь обитателей подобных дворов хватает за сердце своей горестной будничностью, воскресающей с каждым рассветом:

Одна мне осталась надежда:Смотреться в колодезь двора.Светает. Белеет одеждаВ рассеянном свете утра.Я слышу - старинные речиПроснулись глубоко на дне.Вон теплятся желтые свечи,Забытые в чьем-то окне,Голодная кошка прижаласьУ жолоба утренних крыш.("Окна во двор")

Впоследствии в известной статье "Интеллигенция и революция" (1918), вспоминая годы, наступившие после поражения первой русской революции, Блок писал: "В том потоке мыслей и предчувствий, который захватил меня... было смешанное чувство России: тоска, ужас, покаяние, надежда. ...Все это продолжалось немного лет; но немногие годы легли на плечи как долгая, бессочная, наполненная призраками ночь" (VI, 9).

Еще недавно - и в незавершенном цикле "Ее прибытие", и в пьесе "Король на площади", и в "Ночной Фиалке" - поэт предвещал "больших кораблей приближенье" - скорые и радостные перемены.

Теперь в цикле стихов "Снежная Маска" звучат иные ноты:

...в дали невозвратныеПовернули корабли.Не видать ни мачт, ни паруса,Что манил от снежных мест...("Последний путь")И за тучей снеговойЗадремали корабли -Опрокинутые в твердь Станы снежных мачт.И в полях гуляет смерть - Снеговой трубач...И вздымает вьюга смерч,Строит белый, снежный крест, Заметает твердь...("И опять снега")

Образ героини цикла явно родствен Снежной Королеве (из знаменитой андерсеновской сказки), несущей мертвенный холод, отчуждение от людей и мира. "Снежная Королева поцеловала Кая еще раз, и он позабыл и Герду, и бабушку, и всех домашних", - напоминал один из критиков слова сказки и сопоставлял с ними строки Блока:

Я всех забыл, кого любил,Я сердце вьюгой закрутил,Я бросил сердце с белых гор, Оно лежит на дне!("Сердце предано метели")

Настроение героя "Снежной Маски" часто напоминает то "лихое веселье", которому предается в народных песнях загулявший с горя молодец, надрывное и грозящее обернуться богохульством:

Птица вьюгиТемнокрылой,Дай мне два крыла!Чтоб с тобою, сердцу милой,В серебристом лунном кругеВся душа изнемогла!Чтоб огонь зимы палящейСжег грозящийДальний крест!Чтоб лететь стрелой звенящейВ пропасть черных звезд!("Тревога")

"...со мной - моя погибель, - писал Блок Е.П. Иванову, - и я несколько ей горжусь и кокетничаю" (VIII, 165). И в пьесе "Незнакомка" он вывел поэта, который вроде бы и впрямь горюет, но слишком уж легко, как пьяные слезы, льются его горестные стихи:

Прекрасное имя: "Мария"!Я буду писать в стихах:"Где ты, Мария?Не вижу зари я".

И все же (вспомним еще раз слова Блока о "смешанном чувстве"!) за Снежной Маской таятся разные лики, разные возможности, порожденные противоречивой стихией жизни, исторической действительности, хотя и по-прежнему понимаемые Блоком в смутно-романтической, мистифицированной форме (Любопытно, что в статье критика Н. Русова, которую Блок назвал "одной из самых нужных" для него, говорилось: "Россия и теперь, как и во всю свою историю, одна Великая Снежная Маска".)