В основе ахматовского понятия Родина — образ земли.
Но ложимся в нее и становимся ею,
Оттого и зовем так свободно своею.
В последнем двустишии сопоставление «мы» — «земля» утверждает глубинную нерасторжимую связь русского человека с родной землей. Связь эта осмысляется поэтом как связь трагическая — связь смерти и страдания, требующая «бесслезной стойкости». Эпиграф, взятый из стихотворения 1922 года, подчеркивает постоянство темы Родины в лирике поэта.
Образ Родины связан с темой земли. Образ земли в поэзии Ахматовой характеризуется святостью и чистотой. Он — один из ключевых в поэзии Ахматовой. Тема Родины в лирике Ахматовой, однако, не статична, ее развитие отражает эволюцию творчества поэта. Истоки ее — в стихотворении «Ты знаешь — я томлюсь в неволе...», созданном в 1913 году на основе впечатлений от Слепнева:
Но все мне памятна до боли
Тверская скудная земля.
Журавль у ветхого колодца,
Над ним, как кипень, облака,
В полях скрипучие воротца,
И запах хлеба и тоска...
Образ России усложняется и получает дальнейшее развитие в стихотворении «Плотно сомкнуты губы сухие...» (мотив страдания и нищеты, народной судьбы и пламенной веры).
В годы первой мировой войны появляется беспримерное по жертвенности любви к родной земле стихотворение «Молитва» (1915), выражающее высшую степень самоотречения:
Так молюсь за Твоей литургией
После стольких томительных дней,
Чтобы туча над темной Россией
Стала облаком в славе лучей.
Мотив Родины, русской земли, ее судьбы, ее культуры и истории является одним из сквозных в поэзии Ахматовой. Он органически связывает ее произведения начала века и позднее творчество. Образ России, созданный в ее стихах, развивает традиции русской классической поэзии, поэзии Пушкина, Лермонтова, Тютчева.
В годы Великой Отечественной войны Ахматова, ощутив свою жизнь как часть народно-национального бытия, пишет стихотворения, которые отражают душевный настрой сражающейся России.
Интимная лирика полностью исчезает. Все стихотворения наполнены патриотической взволнованностью за судьбу России. В цикл «Ветер войны» входят стихотворения, пронизанные как утверждением силы, воли, мужества народа, так и щемящим чувством матерей, жен, сестер русских солдат. Характерно, что в лирике второй мировой войны господствует местоимение «мы». Стихотворения, посвященные войне, свидетельствуют о торжестве народного начала. Ахматова чувствует, что вся страна — это и Родина. В своих стихотворениях она выражает любовь к России и веру в победу.
Стихотворение «Родная земля» звучит заключительным аккордом в теме Родины. В нем представлены разные значения слова «земля». Это и грунт («грязь на калошах»), и пыль («хруст на зубах»), и нравственная почва, и первоматерия («ложимся в нее и становимся ею»). В позднем творчестве Ахматовой Родиной становится просто русская земля и все, что на ней находится.
Таким образом, тема Родины в творчестве Ахматовой претерпевает сложную эволюцию. Само понятие Родины менялось в поэзии Ахматовой. Сначала Родиной для Ахматовой было Царское Село, конкретное место, где прошли ее детские и юношеские годы. Потом Родиной становится Петербург. В годы великих испытаний и народных бедствий, в период репрессий Сталина и в период Великой Отечественной войны Ахматова сливается с русским народом, ощущает себя его частью, считая своей Родиной всю страну. К концу жизни Ахматова приходит к осознанию Родины как просто русской земли.
В течение всей своей жизни Ахматова не перестает переживать, страдать за Россию. Она с христианским смирением принимает все, что происходит- с Россией, не жалея о том, что не уехала из страны. Ахматова считает, что быть поэтом и творить можно только на Родине.
«Я не переставала писать стихи. Для меня в них — связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных».
Список литературы
1. Агеносов В. В. Русская литература серебряного века. — М.: 1997 199 – 213, 253 – 264
2. Гумилев Н. Письма о русской поэзии. – М.: 1999 - 108
3. Добин Е. Поэзия Анны Ахматовой. — Л.: Сов.Писатель, 1968. — 250 с.
4. Ельницская С. Поэтический мир Цветаевой. — Вена: 1991. — 220 с.
5. Жирмунский В. М. Творчество Анны Ахматовой. — Л.: Наука, 1973. — 184 с.
6. Зубов Л. В. Поэзия Марины Цветаевой. Лингвистический аспект. — Л.: Изд-во Ленинградского университета. 1989. — 264 с.
7. Лосская В. Марина Цветаева в жизни. — М.: Культура и традиции, 1992 . — 352 с.
8. Максимова Т. Ю. М. И. Цветаева. Лирика. Избранное. Анализ текста. Сочинения. 11 кл.: Справочное пособие. М.: Дрофа, 1997 69 -105 с.
9. Найман А. Рассказы об Анне Ахматовой. — М.: Худож. Лит., 1989. — 300 с.
10. Саакянц А. Критика поэтов серебряного века. Статья «Тайный жар» - М.: 1986 – 53 - 54
11. Страхова Л. Д. А. А. Ахматова. Стихотворения. Поэма. Справочный материал. 11 кл. М.: Дрофа, 1998. – 93 – 117 с.
12. Разумовская М. Марина Цветаева. Миф и действительность. —М.: Радуга. 1994. — 576 с.
13. Скатов Н. Книга женской души (О поэзии Анны Ахматовой).// Ахматова А. Соч.: В 2 т. Т. 1. — М.: Правда, 1990. — С. 3—16.
14. Хейт Аманда. Анна Ахматова: Поэтическое странствие.// (Пер. с англ. дневники, воспоминания, письма А.Ахматовой). Предисл. А.Наймака. — М.: Радуга, 1991. — 383 с.
15. Чуковская Л. Записки об Анне Ахматовой. Книга 1. 1 938 1941. — М.: Книга, 1989.
16. Швейцер В. Быт и бытие Марины Цветаевой. — М.: СП Интерпринт, 1992. — 544 с.
17. Электронная энциклопедия БэКМ. Статья: «М.И. Цветаева», «А.А. Ахматова» 2004 г.