Смекни!
smekni.com

Лирика Маяковского (стр. 2 из 5)

Наоборот, все, что способствует индивидуалистическому обособлению трудящихся, все, что вности беспорядок в хозяйственную организацию пролетариата, все, что развивает классовую трусость, растерянность, тупость, все, что плодит у трудящихся суеверие и невежество, - все это бузнравственно, преступно, такое поведение должно боспощандно пролетариатом преследоваться".

Одним из наиболее убежденных защитников идеи механзированного человека был в те времена поэт А.Гостев. Он предлагал делить рабочих на типы в зависимости от характера и труда, настаивая на технизации языка, отделении его от человека. В газете "Пролетарская культура (1919 год N 9-10, стр.45) он писал: "Мы идем к невиданной объективности, демонстрации вещей, механизированных толп и потрясающей открытой грандиозности, не знающей ничего интимного и лирического".

Пролеткультовский подход к лирике в значительной степени восприняла группа "На посту". для Лелевича, Родова, Вардина, Волина и других "напостовцев" МАяковский был лишь "буржуазным попутчиком", и его обращение к лирике рассматривалось как свидетельство к чуждому пролетариату крылу литературы.

Заговорили о том, что Маяковский исписался, начал "перепевать самого себя". Маяковского обвиняли в его грехе "Индивидуализма и психологизма", в мелочном копании в личных переживаниях.

"Пролеткультцы неговрят

ни про "я",

ни про личность.

"Я"

для пролеткультца

все равно что неприличность."

(Из поэмы "Пятый Интернационал")

Полемика вокруг поэмы "Про это" очень показательна для литературной борьбы того времени.

И пусть многие видели в поэме Маяковского измену собственным принципам, возвращение к традиционному стиху, сам поэт считал, что он продолжает борьбу с пошлостью, которая проходит через поэзию Пушкина и Лермонтова. Он считал, что подлинная поэзия должна обязательно опираться на реальные чувства на собственные переживания поэта.

"Нами

лирика

в штыки

неоднократно атакована,

ищем речи

точной

и нагой.

Но поэзия

пресволочнейшая штуковина:

существет

и не в зуб ногой".

За восемь лет до написания поэмы "Про это", а точнее в 1915 году, Маяковским были созданы еще два произведения, которые объединяла общая тема - тема любви. Это поэмы "Облако в штанах" и "Флейтапозвоночник". Причем, "Флейта-позвоночник" явилась своего рода продолжением "Облака в штанах". Указание на связь с "Облаком" содержится в самом тексте "Флейты":

"Вот я богохулил.

Орал, что бога нет,

а бог такую из пекловых глубин,

что перед ней гора заволнутеся и дрогнет,

вывел и велел:

люби!"

В поэме "Флейта-позвоночник", на мой взгляд, на первом месте стоят личные чувства и переживания поэта, а не "гуманистический смысл и революционное значение", (В.Перцов. "МАяковский. Жизнь и творчество". М. 1976 год) как это было принято считать еще лет пятнадцать тому назад.

Тема любви была задана поэту конкретными событиями его жизни. Изучая подробно биографию В.В.Маяковского, становится совершенно ясно, что за вымышленными, как это может показаться на первый взгляд, героями, стоят вполне реальные люди.

"Бог доволен.

Под небом в круче,

измученный человек одичал и вымер.

Бог потирает ладони ручек.

Думает бог:

погоди, Владимир!

Несомнено, что главный герой поэмы, от лица которого ведется повествоание, и есть сам МАяковский.

И, далее:

"... Это ему, ему же,

чтоб не догадался, кто ты,

выдумалось дать тебе настоящего мужа

и на рояль положить человечьи ноты".

Та, к которой обращены эти строки, безусловно возлюбленная поэта - Лиля Брик. Маяковский даже и не скрывате ее имени; а в роли "настоящего мужа" выступает никто иной, как Осип Максимович Брик

"... А там,

где тундрой мир вылинял,

где с северным ветром ведет река торги,

на цепь нацарапаю имя Лилино

и цепь исцелую во мраке каторги".

Лили Юрьевна, с первого дня знакомства с Маяковским, стала для него "единственной героиней в жизни и творчестве. "Облако в штанах" носило печатное посвящение ей, хотя вдохновительницей этой поэмы был не она, а другие женщины.

Начиная с "Облака", он печатно посвятил Лиле Юрьевне все свои поэмы. Когда в 1928 году вышел первый том его собрания сочинений, посвящение гласило: Л.Ю.Б. - тем самым он посвятил ей все им написанное и до, и после знакомства.

И во "Флейте-позвоночнике" и в других стихотворениях 1915-1916 годов, МАяковский восторженно воспевает свою любовь, "имя которой звучит радостнее всех!". Он "поет" ее "накрашенную, рыжую,", готовый положить "Сахарой горящую щеку" под ее ногами в пустыне; он дарит ей корону, "а в короне слова мои радугой судорог". (Б.Янгфельдт. "Любовь - это сердце всего". М."Книга",1991 год)

"Крикнул ему:

"Хорошо!

Уйду!

Хорошо!

Твоя останется.

Тряпок нашей ей,

робкие крылья в шелках зажирели б.

Смотри, не уплыла б.

Камнем на шее

навесь жене жемчуга ожерелий!"

("Флейта-позвоночник")

Не могу не упомянуть еще об одной поэме Маяковского, изданной впервые в Москве в марте 1922 года. Это поэма "Люблю".

Поэма "Люблю" писалась во время прибывания Лили Юрьевны Брик в Риге, которая отправилаь туда по двум причинам: "во-первых, повидаться с матерью, а во-вторых, разыскать заграничного издателя, который напечатал бы книги Маяковского в Латвии для экспорта в Россию, так как в эти годы Маяковский испытывал большие трудности в своих отношениях с Госиздатом.

Поэма " Люблю" была готова как раз к возавращению Лили Брик домой, в фервале 1922 года. Она отражает отношения между Маяковским и Брик этой поры, подобно тому как "Флейта-позвоночник" и другие стихотворения дают представление об их связи в военные годы.

Вообще "Люблю" - самя светлая поэма В.В.Маяковского, полная любви и жизнерадостности. В ней нет места мрачным настроениям. Этим она, пожалуй, сильно отличается от всех других произведений поэта.

"... А я ликую.

Нет его

ига!

От радости себя не помня

скакал,

индейцем свадебным прыгал

так было весело,

было легко мне.

"... разве

к тебе идя,

не иду домой я!?

Земных принимает земное лоно.

К конечной мы возвращаемся цели.

Так я

к тебе

тянусь неукловнно,

еле расстались,

развиделись еле."

Этот период в отношениях между Маяковским и Лилией Брик был счастливым вопреки тому, что у обоих были в это время были другие любовные приключения: у Лили Юреьвны в Риге была связь с Альтером, а Маяковский увлекался сестрами Гинзбург в Москве.

Подтверждение их нежных отношений в этот период я нашла в недавно изданной книге Бенгта Янгфельдта "Любовь - это сердце всего", где автор приводит переписку Брик и Маяковского с 1915 по 1930 год.

В.В.Маяковский -Л.Ю.Брик (первая половина января 1922 года. Москва -Рига)

"Дорогой Мой Милй Мой Любимый Мой Лилятик!

Я люблю темя. Жду тебя, целую тебя. Тоскую буз тебя ужасно ужасно.

Письмо напишу тебе отдельно. Люблю.

Твой Твой Твой."

Л.Ю.Б. - В.В.М. (конец декабря 1921 года. Рига - Москва)

"Волоски, Ценик, Ценятка, зверик, скучаю по тебе немыслимо!

С Новым годом, Солнышко!

Ты мой маленький громадик!

Мине тебе хочется! А тибе?

Если стыдно писть в распечатанном конверте - пиши по почте: очень аккуратно доходит.

Целую переносик и родные лапики, и шарик, все равно, стрижетый или мохнатенький, и вообще все целую, твоя Лиля."

1924 год был переломным в отношениях между Маяковским и Лилей Брик. Намек на это можно найти в стихотворении "Юбилейное", которое было написано к 125-летию со дня рождения Пушкина, 6 июня 1924 года.

теперь

свободен

от любви

и от плакатов.

Шкурой

ревности

медведь

лежит когтист."

Сохранилась записка от Л.Брик к Маяковскому, в которой она заявляет, что не испытывает больше прежних чувств к нему, прибавляя: "Мне кажется, что и ты любишь меня много меньше и очень мучиться не будешь."

Одна из причин этой перемены в их отошении очевидна. В письме от 23 февраля 1924 года Лиля Юрьевна Брик спрашивает""Что с А.М.?" Александр Максимович Краснощеков, бывший председатель и министр иностранных дел Дальневосточной республики, в 1921 году вернулся в Москву и в 1922 году стал председателем Промбанка. Лиля Юрьевна познакомилась с ним летом того же года. Между ней и Краснощековым начался роман, о котором знал Маяковский. В сентябре 1923 года Краснощеков был арестован по необоснованным обвинениям и присужден к тюремному заключению.

Осенью 1924 года Маяковский уехал в Париж. После одной недели во Французской столице Маяковский пишет Л.Ю.Б.: "писать я не могу, а кто ты и что ты я все же совсем не знаю. Утешать ведь все же себя нечем ты родная и любимая, но все же ты в Москве и ты или чужая или не моя". На это Лиля Брик ответила:

"Что делать. Не могу бросить А.М. пока он в тюрьме. Стыдно! Так стыдно, как никогда в жизни."

Маяковский: "Ты пишешь про стыдно. Неужели это все, что связывает тебя с ним, и единственное, что мешает быть со мной. Не верю!... Делай как хочешь ничто никогда и никак моей любви к тебе не изменит."

Л.Брик была не права,полагая в своей записочке, что он любит ее "много меньше" - ничто не могло подорвать его любви к ней, и он "мучился" (Б.Янгфельдт "Любовь - это сердце всего" М. "Книга" 1991 год).

После возвращения Маяковского из Америки (1925), характер отношений между ним и Л.Ю.Брик коренным образом изменился. Теперь из связывала глубокая дружба; новые, эмоционально менее напряженные отношения.