2(б)
"Ты одна мне ростом вровень"
Биографические обстоятельства и в дальнейшем предопределяли трактовку темы любви в поэзии Маяковского.
В начале октября 1928 года Маяковский поехал в Париж, где остался до первх дней декабря. Помимо читсо литературных дел, цель поездки была в этот раз особой. 20 октября он покинул Париж и поехал в Ниццу, где отдыхала его американская подруга Элли Джонс с дочкой. Это было первое свидание Маяковского с Элли Джонс с 1925 года и первая встреча вообще с ребенком, отцом которого очевидно был он. Встреча в Нице была, судя по письмам Элли Джонс к Маяковскому, не очень удачной: уже 25-го октября он вернулся в Париж.
Вечером того же дня Маяковский познакомился с Татьяной Алексеевной Яковлевой, молодой русской, приехавшей к своему дяде в Париж в 1925 году.
Их встреча не была случайной. 24 декабря, за день до знакомства, Татьяна Яковлева написла своей матери в Пензу :"...пригласили специально в один дом, чтобы познакомить".
Маяковский и Татьяна Яковлева сразу влюбились дрвг в друга. С первого же дня их знакомства возник новый "пожар сердца", и засветилась "лирики лента" новой любви. Это сразу увидели и поняли те, кто был близок Маяковскому и кто был прямым свидетелем этого события.
Эльза Триоле в своих воспоминаниях пишет: "В то время Маяковскому нужна была любовь." А Р.О. Якобсон помнит слова поэта о том, что "только большая, хорошая любовь может еще спасти меня." И теперь, впервые с 1915 года, он встретил женщину, которая была ему "ростом вровень".
Из воспоминания художника В.И.Шухаева и его жены В.Ф.Шухаевой: "Маяковский сразу влюбился в Татьяну". И, дальше: "...когда МАяковский бывал в Париже, мы всегда видели их вместе. Это была замечательная пара. Маяковский очень красивый, большой. Таня тоже красавица - высокая, стройная, под стать ему. Маяковский производил впечатление тихого, влюбленного. Она восхищалась и явно любовалась им, гордилась его талантом."
О том, что они внешне составляли хорошую пару говорили и другие. Глядя на них, люди в кайе благодарно улыбались, на улице оборачивалиьс вслед им. "Маяковского восхищала ее память на стихи, ее "абсолютный"слух, и то, что она не парижанка, а русская, парижской чеканки... элегантная и воспитанная, способная постоять за себя!" (Ал.Михайлов. ЖЗЛ "Маяковский" М.: 1988 год).
Только через три недели после встречи с Т.Яковлевой Маяковский написал Л.Ю.Брик письмо. 12 ноября он на ее вопрос: "Отчего не пишешь? Мне это интересно!", отвечает неопределенно и уклончиво: "Моя жизнь какая-то странная, без событий, но с многочисленными подробностями это для письма не материал а только можно рассказывать перебирая чемоданы..."
Эти "многочисленные подробности" относились, конечено к новой любви поэта.
За ноябрь Маяковский написал два стихотворения, посвященных Т.А.Яковлевой: "Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви" и "Письмо Татьяне Яковлевойо2. Это были первые любовные послания (с 1915 года), посвященные не Лиле Юрьевне Брик.
"Опять
в работу пущен
сердца
выстывший мотор".
Стихотворения Т.А.Яковлевой были на самом деле первой светлой любовной лирикой после поэмы "Люблю".
Нет сомнения, что любовь к Татьяне Яковлевой была достаточно большая, чтобы заполнить ту пустоту, которая образовалась после разрыва любовных отношений с Л.Ю.Брик.
В первом посвященном Т.Яковлевой стихотворении, Маяковский обращается к ней по-простому, даже, я бы сказала, с хаактерной ему небрежностью:
"Я эту касавицу взял и сказал: правильно сказал или неправильно?
Я, товарищ, - из России, знаменит в своей стране я, я видал девиц красивей, я видал девиц стройнее..." Но оказалось, что Маяковский сказал неправильно. Оказалось, что Татьяна Яковлева вовсе не "товарищ".
Парижская любовь Маяковского, красивая, статная Яковлева, слыла в Париже "дамой полусвета", вела соответствующий этому "статусу" образ жизни и не лишала своих чар многих именитых мужчин, среди которых был даже великий Шаляпин.
Рассказывая о встрече с красавицей в Париже, Маяковский подчеркивает свое отрицательное отношение ко всякого рода случайным связям, ничего общего не имеющим с настоящей любовью: "Не поймать меня на дряни, на прохожей паре чувств. Я ж навек любовью ранен." (из стихотворения "Письмо к товарищу Кострову..."). Маяковский не допускает отождествления любви с чувстенной страстью, каой-бы сильной и волнующей она не была.
В "Письме к товарищу Кострову...", как мне кажется, Маяковский сумел передать состояние любовного и творческого возбуждения. У поэта обострилось восприятие окружающего мира. Его привлекают и "земные огни", и "небесные светила". Душу переполняет "сонм видений и идей", "ураган, огонь, вода подствупают в ропоте". И из всего этого рождается поэзия.
Бузусловно, "Письмо товарищу Кострову..." - одно из интимнейших лирический произведений В.В.Маяковского. Именно из этого стихотворения, как ни из какого другого, становится ясно, что значит для него любовь. Нет, не любовь к определенной женщине, а любовь как чувство, как состояние души. Сердце поэта, кажется, готово вместить весь мир, его чувства приобретают "вселенские" масштабы. Наверное, поэтому, для их выражения Маяковский использует такие превеличенные, емкие слова: "Из зева до звезд взвивается свло золоторожденной кометой", или "Распластан хвост небесам на треть".
Совершенно иного плана, на мой взгляд, второе, посвященное Татьяне Яковлевой стихотворение. Оба эти стихотворения (и "Письмо товарищу Кострову...", и "Письмо Татьяне Яковлевой") о любви, но сравнивая их, понимаешь, на сколько они различны, хотя и написаны приблизительно в один период.
Если первое носит более глобальный, даже, где-то, философский характер, то второе - более личное. В "Письме Татьяне Яковлевой" Маяковский весь как будто нараспашку, открыт. Здесь уживаются рядом сила страсти и ее бессилие, ревность и достоинство.
"Ты не думай,
щурясь просто
из под выпрямленых дуг.
Иди сюда,
иди на перекресток
моих больших и неуклюжих рук.
Не хочешь?
Оставайся и зимуй,
И это оскорбление
на общий счет нанижем.
Я все равно
тебя
когда-нибудь возму
Одну
или в довоем с Парижем."
Яковлевой не нравилось, что он читал стихи в русском обществе Парижа: их отношения получили широкую огласку. И в то жевремя ей были лестны внимание и ухаживание знаменитого поэта.
В течение пяти недель они встречались каждый день. "Сорок дней осенью двадцать восьмого были радостны и до предела насыщены, но уже весной двадцать девятого, Маяковский очень ясно осознает, что он - не единственный. Он конечно, знал об этом и раньше, но, как всегда, каждый день заново, надеялся на подавляющее, уничтожающее, захватывающее действие своего обаяния. Как всегда ошибся." (Юрий Карабчиевский "Восресение Маяковского", М.Изд."Советсский писатель", 1990 г.)
Из письма Татьяны Яковлевой к матери: "У меня сейчас тасса драм. Если бы я даже захотела быть с Маяковским, то что стало бы с Ильей, и кроме него есть еще двое. Заколодованный круг."
Но кроме этого, существует еще один "Заколодованный круг", где главное действующее лицо - Лили Юрьевна Брик.
"Все стихи (до моих) были посящены только ей. Я очень мучаюсь всей сложностью этого вопроса," - жалуется Татьяна Яковлева матери.
Да, все женщины МАяковского не просто знали о существовании Лили Брик - они обязаны были выслушивать восхищенные рассказы о ней.
Привязанность Маяковского к Лили Юрьевне была настолько сильна, что мешала ему в общении с другими женщинами, даже после того, как в 1925 году изменился характер их отношений.
Н.А.Брюханенско, с которой у Маяковского тоже была связь, вспоминает его слова:" Я люблю только Лилию. Ко всем остальным я могу относиться только хорошо или очень хорошо, но любить я уж могу на втором месте."
Есть женщины, которые заколдовывают мужчин навечно. От них невозможно освободиться. Такой женщиной в жизни Маяковского была, несомненно, Лиля Брик.
"Я люблю, люблю, несмотря ни на что и благодаря всему, любил, люблю и буду любить, будешь ли ты груба со мной или ласкова, моя или чужая. Все раво люблю. Аминь." Эти строки Маяковского, написанные в дневнике в 1923 году, обращены, конечно же, к Лили Юрьевне Брик.
Но, несмотря на это, "властительница" не на шутку встревожена. Такого серьезного увлечения, как Татьяна Яковлева, в его жизни, пожалуй, не было.
Она осведомлена обо всех подробностях (Эльза Юрьевна обо всем ее информирует). В письмах к ней Маяковский об этом - ни единого слова. Из Парижа он овзвращается тоже какой-то иной, более независимый и отчужденный, с новыми мыслями и заботами.
Письма в Париж, эти публично прочитанные стихи, посвященные не ей - вее раздражает Лили Юрьевну. она во всем видит, чуть ли , не измену, хотя между ними давно уже все кончено. Напрасно Маяковский мытается усыпить ее бдительность. "И в Ниццу, и в Москву еду, конечно, в располагающем и приятном одиночестве", - пишет ей Маяковский из Парижа. Затем, он опять возвращается, но только до осени. Пишет письма, получает письма, шлет телграммы...
"Уже второй
должно быть ты легла
А может быть
и у тебя такое
Я не спешу
и молниями телеграмм
мне не зачем
тебя
будить и беспокоить."
(из (Неоконченного) 1928-30 гг.)
"По тебе регулярно тоскую, а в последние дни даже не регулярно, а чаще," - так пишет МАяковский Т.А.Яковлевой в эти дни.
К сожалению, из переписки Яковлевой и Маяковского сохранились только письма, написанные Владимиром Владимировичем. Их Татьяна Алексеевна хранила до конца своих дней. Ее же письма к Маяковскому, как, впрочем, и всех других женищн к нему, уничтожила Лили Юрьевна, к которой, по завещанию поэта, перешел весь его архив.