Теория Раскольникова заставляет нас задуматься над острейшими политическими проблемами, таким образом формулируя идеологическую направленность произведения.
Идея "Преступления и наказания" раскрывается в борьбе Сони и Раскольникова, которая представляет собой вечное "смешение добра и зла". Соня уповает на бога, на чудо. Раскольников с циничным скепсисом отвергает веру. Соня сосредоточилась на своих близких, Раскольникова больше волнуют дальние. Соня вбирает в себя мучения человеческие, Раскольников знает, как спасти мир, он один нашел необходимый рычаг. Раскольников убил других, чтобы начать спасать человечество, Соня убивает свою душу, чтобы оказать немедленную помощь погибающим.
Раскольникову для осуществления его идеи нужна власть над другими, Соня непосредственно осуществляет свои нравственные и социальные цели. Они оба преступники, оба загубили жизни - он чужую, она свою, что перед высшим этико-философским судом одно и то же, Раскольников теоретизирует. Соня действует, и она предопределяет ход событий, а герой вынужден поступать в зависимости от ее импульсов. Постепенно она становится примером для Раскольникова в борьбе за спасение погибающих. Он хотел подчинить себе Соню, сделать из нее подобие себе, она еще слова не сказала, а он уже почувствовал, что его идея не принята. Соня альтернативна Раскольникову.
Соня - воплощенное чистое добро - находит нечто общее в Раскольникове, как бы воплощенном чистом зле, и наоборот, Раскольников в глубине души Сони видит свое собственное отражение, знает, что им когда-то идти "по одной дороге", что у них "одна цель".
Идея Раскольникова претерпевает перелом в IV главе четвертой части (чтение Евангелия). Соня читает легенду о воскрешении Лазаря, чтобы пробудить в Раскольникове веру. Раскольников просит читать, чтобы укрепиться в своей правоте. Любовь Сони помогла ей перешагнуть через двойное убийство не для того, чтобы простить, а чтобы попытаться спасти убийцу. Соня способствовала окончательному крушению бесчеловечной идеи Раскольникова. Он отказался от "безверия" и склонился перед заповедями христианства.
Уверовав в правду Сони, он принял философию Разумихина и его жизненной практики. Осуждение бесплодной "революционности" и воскрешение Раскольникова закончилось в эпилоге романа.
Проблематика.
В "Преступлении и наказании" поставлены те основные социальные и этические проблемы, которые будут терзать Достоевского на протяжении всей его жизни. Прежде всего это - вопрос о возможных путях развития человеческой личности в условиях жизни России 60-х годов. Достоевский осуждает бунт сильной личности, действующей для движения власти принципом "все дозволено". Раскольников переступает не только юридические законы общества, но и нравственный "человеческий" закон. Таким писатель воспринимал человека "нового поколения".
Испытание ошибочной теории Раскольникова завершилось катастрофой, раскаянием в совершенном нравственном преступлении. Кроткая, всепрощающая Соня указывает убийце путь христианского искупления вины. Рядом с проблемой нравственного перевоспитания человека путем страдания и религиозного смирения Достоевский ставит вопрос о развращающей человека власти денег, моральном растлении молодежи, процветающем в клоаке городских трущоб и толкающем к преступлению.
Раскрывая с жестокой правдивостью внутренний мир своих героев, Достоевский показывает бесплодные попытки "маленького человека" вырваться из жизненных рамок "униженных и оскорбленных".
Создавая характеры "сильных мира сего", писатель подвергает критике культурный и моральный уровень расчетливых и растленных дельцов.
Решая вопрос, в чем состоит исторический процесс и какое место в нем занимает мыслящий человек, Достоевский полемизировал с революционной демократией.
Писатель напряженно изучал духовный мир людей своей эпохи, стремясь угадать главную мысль человека, общества, человечества, проникнуть, как он сам говорил, в "будущие итоги настоящих событий".
Композиция.
"Преступление и наказание" - одно из самых совершенных по композиции произведений Достоевского. Оно состоит из шести частей и эпилога. Перед читателем проходят сцены суда над Раскольниковым в двух ипостасях: нравственной и юридической.
Убийство рассматривается на втором плане, а на первый выступает анализ психологического состояния личности, нравственного облика "преступника".
Первые три части романа при всей борьбе мотивов "оправдания" и "осуждения" подчинены "осуждению", три последующие - "оправданию". Роман состоит как бы из двух половинок, которые еще определяют как "за" и "против". В каждой части произведения Раскольников сопоставлен с лицами, которые оттеняют какую-либо сторону его личности.
Все линии сюжета, поступки героев, бурные диалоги, сны и кошмары - всё сведено в главный фокус романа: изображение мира человеческих страданий.