Смекни!
smekni.com

Тюрьма и каторга: организация и управление системой исполнения наказаний в России в XIX веке (стр. 2 из 5)

Каторга, каторжные работы (от греч. кбфесгщн – катергон, большое гребное судно с тройным рядом вёсел; позднее такое судно стали называть галерой) – подневольный труд, отбываемый в пользу государства самыми тяжкими с точки зрения государства преступниками[2].

Подневольный карательный труд на пользу казны как мера наказания, соединённая со ссылкой, был известен с глубокой древности и уже в Римской империи применялся в довольно широких размерах и оставил неизгладимые следы (римские водопроводы). Распространённой формой подневольного труда преступников к концу средних веков почти у всех романских народов была работа на галерах, то есть на весельных судах, движимых мускульною силою осуждённых.

В Российской империи существовала с XVIII столетия; упразднена Временным правительством после Февральской революции 1917 г. В 1943 году во время Великой Отечественной войны на небольшой срок была введена норма наказания – каторжные работы сроком от 15 до 20 лет[3].

В некоторых странах Европы и Азии – Аргентине, Египте, Замбии, Индии, Ираке, Республике Корее, Сенегале, Турции – каторжные работы формально сохраняются в законодательстве до настоящего времени. В Англии каторга существовала до 1948 года, в Западной Германии до 1970 года. В США принудительный труд каторжников применялся до 1970 года, затем был снова восстановлен в 1994 году в штате Алабама и окончательно ликвидирован в 1997 году.

История русской каторги начинается с конца XVII столетия и тесно связана с историей ссылки как карательной меры. Ещё до издания уложения Алексея Михайловича заметно стремление утилизировать личность преступника в пользу государства. Прежняя форма изгнания, или «выбытия из земли вон», практиковавшаяся ещё в XVI ст., заменяется в XVII в., особенно со времени завоевания Сибири, ссылкою с государственною, колонизационною целью, которой по Уложению 1648 г. подвергаются многие категории преступников.

В XVII в. выработались для ссыльных – за исключением тех немногих, которые на местах ссылки содержались в заключении, – три вида хозяйственного устройства: служба, приписка к посадским тяглым людям и ссылка на пашню. Иностранные писатели, знакомившие Западную Европу с Россией XVII в., указывают еще на ссылку для добычи соболей в царскую казну; но правильность этого указания оспаривается русскими исследователями[4].

Правительство старалось сделать ссылку производительною и устанавливало меры надзора за тем, чтобы всякий ссыльный «у того дела был и в том месте жил, где кому и у какого дела быть велено и бежать бы на сторону не мыслил» (грамота верхотурскому воеводе 1697 г.). При всем том работа ссыльного остается свободным, личным трудом на себя. Только к самому концу XVII в. появляется ссылка с обязательным подневольным трудом каторжан на пользу государства.

1.2 Формирование пенитенциарной политики России XIX столетия

Начиная со средних веков, постепенно выделились следующие виды тюрем:

1) тюрьма в тесном смысле слова для отбытия наказания за менее тяжкие преступления и за проступки;

2) арестантские отделения;

3) смирительные дома (Zuchthдuser);

4) каторжные;

5) тюрьма предварительного заключения;

6) пересыльные;

7) военные;

8) для несовершеннолетних;

9) для увечных, больных и анормальных (Invaliden-Gef д ngnisse);

10) переходные (intermediateprisons в ирландской системе);

11) политические;

12) для военнопленных (английские концентрационные лагеря для буров в Южной Африке);

13) для несостоятельных должников; 14) мужские и женские.

В абстрактном смысле тюрьма – это род наказания, поражающий одно из главнейших благ человека – свободу. По своим свойствам тюрьма как наказание отличается:

1. Делимостью. Тюремное заключение может назначаться на любые сроки и даже при пожизненном заключении делимость достигается посредством досрочного освобождения. Наивысшими сроками считаются: во Франции 20 лет (при рецидиве 40), в Германии – 15 (Zuchthaus); Бельгии – 20 для общего и 10 для одиночного, Голландии – 20; у нас – 2 года для Т. и 6 лет для арестантских отделений.

2. Восстановимостью, конечно, до известной степени, так как по отбытии наказания возможна только реабилитация самого преступника; но, во всяком случае, во время пребывания в заключении восстановимость наказания может быть легче достигнута, нежели при других наказаниях, исключая только имущественных;

3. Простотою применения: не требует таких дополнительных и неудобных условий, как передвижение арестантов при ссылке и т.д.

4. Гуманностью: не оскорбляет чувства человеческого достоинства и сострадания.

5. Индивидуализированием: может быть легко изменяемо согласно личным особенностям заключенных, для достижения чего служат разнообразные системы тюремного режима и различные типы мест заключения.

6. Нравственными и умственным воздействием наряду с физическим: в Т. возможны мастерские, школы, посещение арестантов духовными лицами, беседы и т.д.

Совокупность теоретических, исторических и практических сведений об устройстве и управлении тюрем, а также о способах достижения целей наказания посредством лишения свободы – составляет особое учение, называемое тюрьмоведением. С развитием идеи исправления в наказании расширились и задачи тюрьмоведения; в круг их теперь входит исследование и критика не только тюрьмы в конкретном и абстрактном смысле, но и целого ряда народившихся в течение времени институтов, имеющих целью восполнить пробелы и недостатки тюремно-исправительного режима; сюда относятся патронаты, колонии для несовершеннолетних, специальные исправительные дома, представляющие собой переходную степень от заключения к свободе, досрочное освобождение, полицейский надзор. Тюрьмоведение широко пользуется данными психологии, антропологии, гигиены, государственных и юридических наук, этики, педагогики. Зародившись в конце XVIII в., тюрьмоведение являлось первоначально лишь сводом сведений о тюрьмах. Выдающимся деятелем этого периода является Говард. Дальнейшему развитию тюрьмоведения много способствовали, начиная с сороковых годов XIX в., тюремные или пенитенциарные конгрессы, а также специальная периодическая литература.

В начале XIX века под руководством графа М.М. Сперанского, назначенного в 1819 г. указом Александра I Павловича сибирским генерал-губернатором, стал разрабатываться проект преобразования сибирской ссылки. В 1822 г. увидел свет Устав о ссыльных, установивший правовую регламентацию ссылки. Нельзя не согласиться с выводами об этом основном законе, сделанными исследователем политической каторги в России З.В. Мошкиной: «он представлял собой сборник действовавших в стране нормативных актов, которые определяли устройство органов управления, правила и порядок в местах поселения и заключения, порядок делопроизводства и правовое положение ссыльных. Законы о ссылке не разграничивали ссыльнокаторжных по характеру преступлений, то есть не делили на политических и уголовных. Существовал единый общеуголовный кодекс о ссылке»[5].

В этом нормативном документе была введена классификация каторги на бессрочную каторгу и срочную. Предел бессрочной каторги определен в двадцать лет, после чего предполагалось освобождение каторжных и закрепление их за тем заведением, где они работали. Срочных каторжных по истечении срока их наказания должны были отправлять в ссылку на поселение, а бывших военных – к воинскому начальству[6].

Несколькими годами позже проводилась кодификация российского законодательства. Результатом работы стала систематизация законов, принятых после Соборного уложения 1649 года, составление новых сводных законов и их публикация. В 1830 г. вышло «Полное собрание законов Российской империи», состоящее из 45 томов, в 1832 году – отдельный «Свод законов» из 15 томов. В это первое издание Свода законов Российской империи был включен Устав о ссыльных[7].