Банников Н.
Классическая художественная литература Франции богата и красочна. Она широко охватывает французскую социальную жизнь, историю, быт, нравы и психологию человека различных общественных слоев, придвигая к нашему взору бедность и богатство, роскошь и убожество, город и деревню. Она с любовью рисует лик всего государства - от побережий лазурного южного моря до окутанных туманами долин Уазы и Соммы на севере - лик страны, столь многообразной по природным условиям, по характеру жителей и в целом поистине прекрасной. У Альфонса Доде мы читаем об Арле, о Ниме и Тарасконе - городках и селеньях Прованса, видим виноградники и бледную зелень олив, освещенных нещадными лучами полуденного солнца, силуэты ветряных мельниц, маячивших на фоне сиреневых гор. Романы Дюма-отца ведут по улицам многолюдного Марселя и - прямиком от просторной гавани по морю - к каменной твердыне на крошечном островке Иф, неприступному замку, где когда-то томился в заключении вымышленный граф Монте-Кристо и реальный граф, бунтарь, деятель Великой французской революции, пламенный оратор Мирабо. Благодаря знакомству с новеллами Проспера Мериме мы словно бы путешествуем по дикой, нетронутой цивилизацией Корсике; многие романы Оноре Бальзака погружают нас в провинциальную жизнь, рисуя плодородную долину Луары, полусонные Турень и Пуату. И уж нечего говорить о прославленном Париже - кто из нас не читал чудесных парижских страниц у того же Бальзака, у Виктора Гюго, у Золя, у Анатоля Франса! Париж - живой и шумный, полный тайн, движения и красок - встает перед нами в произведениях этих великих писателей, как и в живописных полотнах замечательных французских мастеров кисти.
Большой самобытный угол французского государства - Нормандию - представляют в литературе Гюстав Флобер и Ги де Мопассан. Оба они уроженцы Нормандии, оба в этом краю выросли. Мопассану всю жизнь казалось, что прекраснее нормандского пейзажа нельзя увидеть ничего на свете; он всегда с неизменным восторгом говорил и писал о столице Нормандии - Руане, «городе церквей, готических колоколен, отточенных, словно безделушки из слоновой кости». О полноводной красавице Сене, текущей через всю Нормандию, он слагал настоящие поэмы. Нормандия девятнадцатого столетия была краем крестьян, краем молочных ферм, краем лугов и полей, засеянных пшеницей и рожью, клевером и кормовыми травами; весной она будто дымилась от белого яблоневого цвета обильных и бесчисленных фруктовых садов; мягкий морской климат делал жизнь приятной и в больших прибрежных городах Нормандии - в Кане, Шербуре, Гавре Род Мопассанов поселился в Нормандии в восемнадцатом веке, перебравшись сюда из Лотарингии и войдя в круг местного дворянства. Дворянином по отцу был и писатель; мать его - Лора де Мопассан - происходила из состоятельной буржуазной семьи. Получив хорошее образование, она горячо любила литературу и всегда была другом и неизменной советчицей своего сына-писателя. Ее брат, Альфред Ле Пуатвен, рано умерший поэт-романтик, был учителем и покровителем юного Гюстава Флобера, что определяло в будущем особый интерес Флобера, уже признанного романиста, к начинающему свой литературный путь Ги де Мопассану.
Отец Мопассана, человек со светскими претензиями и замашками, быстро растратил свои средства, обеднел и поступил на службу биржевым маклером к парижскому банкиру. Будущему писателю было шесть лет, когда его родители разошлись, и его вместе с младшим братом Эрве воспитывала мать. Детские годы Ги прошли на семейной вилле в приморском городке Этрета', неподалеку от тех мест, где он родился. Море, рыбачий промысел, матросы, парусные лодки, быт мелкопоместных дворян и нормандских фермеров прочно входили в сознание подростка. Он бродил по морскому берегу, обследуя все бухты, пещеры и утесы в компании сверстников, принадлежащих к самым простым крестьянским семьям. Тринадцати лет мать отдала Мопассана учиться в духовную семинарию в городке Ивето. Суровой дисциплины семинарии мальчик не вынес и после нескольких побегов был исключен из нее. Поводом для этого послужили стихи Мопассана, высмеивающие преподавателей. Затем мать устраивает его в другое закрытое учебное заведение - в лицей в городе Руане, который он окончил в 1869 году со званием бакалавра и поступил на юридический факультет в Канне. Вспыхнувшая в 1870 году война с Пруссией прервала учение; Мопассан был призван на военную службу. В качестве рядового он принимал участие в походах, находился в осажденном пруссаками Париже. После войны, сопровождавшейся тяжелым экономическим кризисом, материальное положение семьи Мопассана резко пошатнулось. Для продолжения учения у него уже не было средств. Так, не закончив высшего образования, Мопассан был вынужден стать мелким чиновником. Служил он в Париже, сначала в морском министерстве, а потом в министерстве народного образования, служил целых восемь лет - с 1872 по 1880 год. Жалованье его было весьма и весьма скромное, он сводил концы с концами только благодаря тому, что получал небольшую денежную помощь от отца. Стесненное существование, когда каждый франк на учете, безрадостная канцелярская работа, чиновничье окружение, состоявшее из пошлых служак и карьеристов, тяжким гнетом ложились на душу Мопассана, с отроческих лет писавшего стихи и стремившегося к занятиям литературой. Это-то полутайное влечение к литературе да еще страсть к гребному спорту на Сене заполняют все свободное от службы время Мопассана. В летние месяцы, пишет советский биограф Мопассана профессор Ю. И. Данилин, «он жил в предместье Парижа и вставал с зарею, чтобы покататься по Сене; в десять утра - он на службе, вечером - опять на реке». Целый цикл новелл, рисующих убогий и тусклый мир парижского низшего чиновничества, а также многие страницы, посвященные лодочным прогулкам на реке, создает впоследствии Мопассан.
Не мечтая о служебной карьере, Мопассан довольно небрежно относится к своим обязанностям в министерстве; общительный, жизнерадостный, жадный на впечатления, он стремится ухватить все наслаждения парижской жизни, какие были ему доступны; в ту пору у него было немало друзей и подружек. Но в те чиновничьи годы он завязывает близкое знакомство и с Флобером, у которого он бывал еще в ранней юности, и с Эмилем Золя, и с другими французскими писателями. У Флобера Мопассан впервые увидел и Тургенева, с которым впоследствии у него возникла большая дружба и через которого он многое впитал из русской литературы. Никому не известно, сколько вещей было написано молодым Мопассаном в то время - они так и не попали в печать: строгий, взыскательный его учитель Флобер не разрешал ему выступать со своими произведениями, пока он не овладеет устойчивым и зрелым реалистическим мастерством.
Флобер являл собою пример фанатично преданного литературе работника и требовал от ученика систематического труда. «От пяти часов вечера и до десяти утра все ваше время должно быть посвящено музе... Для художника существует только один принцип - жертвовать всем для искусства», - твердил Флобер. «...Никогда не забывайте, молодой человек, что талант, по выражению Бюффона, - только длительное терпение. Работайте!» Суровый наставник стремился развить в Мопассане острую наблюдательность, способность увидеть в окружающей жизни характерное, никем не замеченное и описать это правдиво и кратко, в точных, незаменимых словах. «Какова бы ни была вещь, о которой вы заговорили, - излагал позднее уроки Флобера Мопассан, - имеется только одно существительное, чтобы ее назвать, только один глагол, чтобы обозначить ее действие, и только одно прилагательное, чтобы ее определить. И нужно искать до тех пор, пока не будут найдены это существительное, этот глагол и это прилагательное, и никогда не следует удовлетворяться приблизительным...»
Флобер, помимо прочего, учил и высочайшей чувствительности и всеобъемлемости писателя - быть «одновременно пустыней, путешественником и верблюдом». Мопассан упорно трудился, потратив на флоберовскую школу мастерства не меньше семи лет. Множество сюжетов и тем было накоплено им за это время. Однако работы Мопассана разбирались, правились и отвергались Флобером. До 1880 года - переломного года в судьбе Мопассана - он опубликовал под псевдонимом и, вероятно, без ведома Флобера, лишь один рассказ, затем поэму «На берегу» и статью о творчестве своего учителя.
В конце семидесятых годов в кругу молодых писателей - друзей Эмиля Золя - возник замысел создать сборник новелл с эпизодами из франко-прусской войны, трактованными отнюдь не в шовинистическом духе, как тогда нередко случалось. Сборник этот, названный «Меданские вечера», вышел в свет в 1880 году. В нем была помещена новелла Мопассана «Пышка» - лучшая в книге. Мопассан подписал ее уже подлинным своим именем. Это был по существу дебют писателя, и дебют блестящий. «Я вошел в литературу, как метеор»,- говорил Мопассан на закате своей жизни, имея в виду успех «Пышки». Флобер был от «Пышки» в восторге и объявил ее «истинным шедевром». «Это шедевр композиции, комизма и наблюдательности», - утверждал он в одном своем письме. Эмиль Золя назвал «Пышку» произведением «совершенным по нежности, иронии и смелости». Золя был, конечно, прав: чтобы так беспощадно-язвительно нарисовать типы нормандской буржуазии, идущей на соглашение с национальным врагом, и противопоставить эту буржуазию социальным низам французского общества - для этого требовалась писательская смелость.
Поразительна память Мопассана, столь живо и подробно рассказавшего о войне с пруссаками по юношеским своим воспоминаниям. Описанное в «Пышке» путешествие руанских буржуа в карете было в действительности - о нем Мопассан слышал от одного из своих родственников, который сам был в числе пассажиров дилижанса и выведен в новелле под именем Корнюде. Но, разумеется, многое в «Пышке» автор написал по-своему, не считаясь с фактическими деталями. Впоследствии на Мопассана обижалась реальная героиня новеллы, ибо она, в отличие от Пышки, не подчинилась домогательствам прусского офицера.