Смекни!
smekni.com

Романтизм в творчестве А.С. Пушкина (стр. 3 из 3)

И всё чем я страдал, и всё , что сердцу мило,

Желаний и надежд томительный обман ...

В этих строках прекрасно сочетается волнующееся море и душа в волнении.

Такова романтическая лирика Пушкина. Удивительно тонкая и возвышенная , она стала художественным материалом для многих крупных русских композиторов , находивших в ней мир благородных эмоций. На тексты этой лирики были написаны прекрасные романсы А.Н. Верстовского , М.И. Глинки, Н.А. Римского-Корсакова и др. Особенно замечателен романс Н.А. Римского-Корсакова, написанный на текст стихотворения Пушкина “Редеет облаков летучая гряда...” . Когда после слушания этого романса начинаешь читать пушкинское стихотворение , невольно повторяешь именно те интонации , которые даны в романсе Римского-Корсакова. Так органически сливается музыка с текстом романса. Но всё же основная область романтической лирики Пушкина - это область любовных переживаний. Поэтому все его романтические поэмы имели любовные сюжеты . В них ещё ярче , чем в романтической лирике , выразились сильные , “пламенные” страсти и полярная душевная охладелость. Так как же проявилось всё это в его поэмах ?

“Кавказский пленник”.

Первая романтическая поэма Пушкина—“Кавказский пленник”, — законченная в феврале 1821 года , принесла ему успех , наибольший в его литературной деятельности. Успех был вызван тем , что читатели находили в ней образ современного романтического героя , отсутствовавший в допушкинской литературе.

Легко убедиться в том , что основные психологические черты заглавного героя поэмы были в высшей степени современными . В Пленнике живёт яркое и смелое вольнолюбие. Он попадает на Кавказ именно потому , что ищет свободы , которой нет в неудовлетворяющем его “свете”- в цивилизованном обществе:

Отступник света , друг природы ,

Покинул он родной предел

И в край далёкий полетел

С весёлым призраком свободы.

Свобода ! он одной тебя

Ещё искал в пустынном мире.

Сам сюжет поэмы организует тема свободы : герой , лишённый духовной свободы и стремящийся обрести её , попав в плен , лишается свободы физической. Таким образом , опять оказывается бессильным найти счастье. В поэме сказано о закованном в цепи Пленнике :

Затмилась перед ним природа.

Прости , священная свобода !

Он раб.

Другая важная черта Пленника —душевная охладелость. Пленник не может ответить на чувство влюбившейся в него Черкешенки потому , что он лишился способности чувствовать. Об этом говорят его слова , обращённые к Черкешенке:

Бесценных дней не трать со мною;

Другого юношу зови.

Его любовь тебе заменит

Моей души печальный хлад...

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Как тяжко мёртвыми устами

Живым лобзаньям отвечать

И очи , полные слезами ,

Улыбкой хладною встречать!

Правда , даже эта душевная охладелость не заставляет героя отвергнуть идеал свободы. Пушкин говорит о Пленнике и свободе :

Охолодев к мечтам и мире

С волненьем песни он внимал ,

Одушевлённые тобою;

И с верой , пламенной мольбою

Твой гордый идол обнимал.

Рисуя душевную охладелость Пленника , Пушкин стремился запечатлеть характерную сторону психологии не только русской , но и западноевропейской молодёжи. Но вместе с тем Пушкин нарисовал эту “преждевременную старость души” на основе доступного ему жизненного и литературного материала.

О том , что пленника привели к душевной охладелости страсти , подробно рассказано в том месте поэмы , где закованный Пленник вспоминает о родине:

Где первую познал он радость ,

Где много милого любил ,

Где бурной жизнью погубил

Надежду , радость и желанье

И лучших дней воспоминанье

В увядшем сердце заключил.

Это чисто романтическая предыстория Пленника. Особенно важен здесь образ “душевного увядания”. Особенности же психологии “увядшего” Пленника были раскрыты Пушкиным по законам романтической поэмы , в которой часто встречался приём контраста , который позволяет оттенить психологические черты героев. Душевному холоду и увяданию Пушкин - романтик противопоставил пылкую расцветающую страсть. Пушкинская сюжетная ситуация “Пленник-Черкешенка” , сталкивает людей не имеющих ничего общего в своём психологическом складе.

Черкешенка- прежде всего страстная дева. Вторая часть поэмы начинается описанием “огненных” душевных переживаний героини:

...Пленник милый,

Развесели свой взгляд унылый,

Склонись главой ко мне на грудь,

Свободу , родину забудь.

Скрываться рада я в пустыне

С тобою , царь души моей !

Люби меня...

Но “огню” в поэме был противопоставлен “холод” а иногда и “окаменелость”. Пленник в ответ на признания Черкешенки жаловался на свою полную разочарованность и жалел , что он уже не может разделить пылкое чувство :

Умер я для счастья ,

Надежды призрак улетел ;

Твой друг отвык от сладострастья ,

Для нежных чувств окаменел...

Здесь в связи с душевной драмой Пленника в поэме звучала ещё одна тема. Герой рассказывал о какой-то своей прошлой любви , которая не принесла ему счастья. Мы узнаём , что это была любовь неразделённая , что герой “не знал любви взаимной : любил один , страдал один”. Эта тема влекла за собой другую тему—ревности героини. Черкешенка хотела узнать , кто её соперница:

Но кто ж она,

Твоя прекрасная подруга ?

Ты любишь , русский ? Ты любим?

Но Черкешенка преодолевает ревность—в этом-то и состоит её душевный героизм. Освобождая Пленника , Черкешенка совершает подвиг великого благородства. Недаром , когда она идёт освобождать Пленника , Пушкин говорит :

Казалось, будто дева шла

На тайный бой , на подвиг ратный.

В этой сцене поэмы Черкешенка действительно героична: распилив оковы Пленника , она желает ему счастья и даже соединения с “другой” , хотя её собственная любовь разбита. Это место поэмы отмечено тонким психологизмом. Хотя Черкешенка преодолела ревность в её словах ещё звучат отголоски этого чувства. Она не хочет бежать с Пленником именно из-за его любви к “другой”, благословляя его в то же время на новую жизнь, полную любви:

Прости , любви благословенья

С тобою буду каждый час.

Прости - забудь мои мученья ,

Дай руку мне... в последний раз.

Эти переживания Черкешенки, кончающей самоубийством, бросающейся в ту самую реку , которую переплывает Пленник , чтобы достичь родины , не похожи на “злую” ревность Заремы и Алеко , которые под её влиянием совершают убийство.

По мысли Пушкина , злоупотребление страстями ведёт к охлаждённости, пресыщенности и душевной старости. Это судьба Пленника. Но нормальная , естественная страсть возвышает человека и даёт ему возможность совершить подвиг. Это судьба Черкешенки. При этом Пушкин считает , что нормальные естественные страсти живут не в цивилизованном обществе, к которому принадлежит Пленник, а в диком, близком к природе, где воспиталась Черкешенка.

Первая русская романтическая поэма, изданная Пушкиным, вполне отвечала его убеждению, что романтизм - это область необыкновенного. Герои поэмы отмечены романтической исключительностью, а их предыстория отличается намеренно созданной поэтом неясностью.

Общее значение “Кавказского пленника” было очень велико. Пушкин не только дал первый образец большого романтического произведения, но и отразил характерные черты целого поколения русской и европейской молодёжи.

Пушкин внёс огромный вклад в русскую литературу. Его романтизм можно изучать бесконечно. Пушкин-романтик написал множество прекрасных произведений, которые поражают душу своей чувственностью. Его поэмы полны любви и трагизма. Пушкин-романтик изображал сильные страсти, яркие незаурядные явления “внутреннего мира души человека”. Пушкин создал наиболее содержательный и оригинальный романтический мир страстей в русской литературе. Его смерть потрясла всех. В.Ф. Одоевский опубликовал 30 января 1837 года в “Литературных прибавлениях” и журнале “Русский инвалид” такие строки: “Солнце нашей поэзии закатилось! Пушкин скончался, скончался во цвете лет, в середине своего великого поприща!.. Пушкин! наш поэт! наша радость, наша народная слава!.. Неужели в самом деле нет уже у нас Пушкина! К этой мысли нельзя привыкнуть!”

Жуковский, перебирая бумаги только что умершего поэта, обнаружил потрясающие стихи:

Нет, весь я не умру - душа в заветной лире

Мой прах переживёт и тленья убежит...

И всё шептал он их как заклинание, как молитву, как утешение.

Как реквием...

Библиографический список

1. Письма Н.М. Языкова к родным. С.П.б, 1913г.

2. Сборник ответов на вопросы по литературоведению (IV Международный съезд славистов. Сов. комитет славистов). М., 1958г.

3. Соколов А.Н. История русской литературы XIX века (1-ая половина). 3-е изд. М., 1970г.

4. Ребякин А.И. История русской литературы XIX века. Первая половина. М., 1977г.

5. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений. М.-Л., 1937г., т. XIII, с. 245.

6. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений. М.-Л., 1937г., т. XII, с. 179.

7. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений. М.-Л., 1937г., т. XIII, с. 57.

8. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений. М.-Л., 1937г., т. XIII, с. 102.

9. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений. М.-Л., 1937г., т. XIII, с. 225.

10. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений. М.-Л., 1937г., т. III, с. 52.

Использованная литература

1. Волков Генрих. Мир Пушкина. М. “Молодая Гвардия”, 1989г.

2. Фридман Н.В. Романтизм в творчестве Пушкина. М. “Просвещение”, 1980г.

3. А.С. Пушкин. Сочинения в трёх томах. М. “Художественная литература”, 1985г.