Смекни!
smekni.com

Тургенев (стр. 3 из 4)

Он предлагает народникам учить мужика грамоте, помогать ему, заво дить больницы, что он и делает на фабрике, которой управляет. Он не верит в лёгкую победу, но он сочувствует революционерам, потому что сам из народа, любит и жалеет народ. Внешне незаметный, простой, ни о чём не кричащий, Соломин спокойно и уверенно управляет фабрикой. В отличие от своих предшественников-постепеновцев Лежнёва и Литвинова, которые стремились провести реформистскую программу сверху, Соломин хочет идти другим путём. Он говорит: "Постепеновцы до сих пор шли сверху, а мы попробуем снизу". Слегка иронизируя над деятельностью Маркелова и Нежданова и покровительственно относясь к Марианне, Соломин недвусмысленно отмежёвывается от их тактики и последовательно проводит в жизнь свою культурническую, буржуазно-просветительскую программу. Так, он заявляет, что цель и у него и у Маркелова одна, но дороги к этой цели - разные.

Марианна верит Соломину; она начинает понимать, что в нынешние времена геройство не должно оканчиваться самоубийством под старой яблоней или судом общественности, а состоит в повседневной, будничной, кропотливой работе с народом. Уход Марианны из лагеря Маркеловых-Неждановых к Соломину Тургенев трактует как победу постепеновской тактики над революционной. Писатель заставляет и Нежданова частично признать преимущество соломинской тактики борьбы. В предсмертном письме Силину Нежданов говорит о Соломине: "Он из нашего лагеря - да спокойный какой-то". Даже Паклин в финале романа характеризует Соломина как "человека с идеалом - и без фразы; образованного - и из народа; простого - и себе-на-уме". "Такие, как он, говорит о Соломине Паклин, - они-то вот и суть настоящие. Их сразу не раскусишь, а они - настоящие, поверьте; и будущее им принадле жит", "настоящая, исконная наша дорога - там, где Соломины, серые, простые, хитрые Соломины! " Вот какова главная идея романа "Новь", которую Тургенев долго вынашивал и о которой писал А. М. Жемчужникову 17 марта 1877 года: "...я сознавал, что жизнь бежит в эту сторону, я сделал набросок, я указал пальцем на настоящую дорогу...".

Кроме Маркелова и Нежданова Соломину противопоставлены до конца преданные "общему делу" Остродумов, Паклин и Машурина. Характерна биография Машуриной: "Бросив свою родную дворянскую небогатую семью в южной России, прибыла в Санкт-Петербург с шестью целковыми в кармане, поступила в родовспомогательное заведение и безустанным тру дом добилась желанного аттестата". Она молчалива, исполнительна, верна, проницательна, она не ведает колебаний; она "не сомневалась" своей деятельности. Привлекает и её глубокая по силе любовь к Нежданову, вера в революцию. Под стать Машуриной и Остродумов, человек честный, стойкий, трудолюбивый, верный начатому делу. Он погиб от руки одного мещанина, которого подговаривал к восстанию.

Весьма односторонне изображён в романе народ. Запечатлев лучшие, благородные качества крестьян в "Записках охотника", Тургенев подошёл к народу в романе "Новь" совершенно с иной стороны. Эпизодические герои, представляющие крестьянские массы, - Еремей из Голоплёк, Менделей Дутик, пьяница Кирилл, громадный парень, который тащит Нежданова в кабак, - всё это люди безграмотные, глухие к пропаганде народников. Они не доверяют Маркелову, хватают его, избивают и передают в руки правосудия. Они насильно спаивают Нежданова.

Тургенев сам признался в письме К. Д. Кавелину 29 декабря 1876 года в том, что изобразил крестьян в "Нови" с некоторой преднамеренностью, что представил только "ту их жёсткую и терпкую сторону, которой они соприкасаются с Неждановыми, Маркеловыми и т.д.".

В романе есть герои Фимушка и Фомушка, представляющие своеобразную разновидность гоголевских старосветских помещиков. В письме К. Д. Кавелину 29 декабря 1876 года Тургенев пишет о том, что он "не стоял перед желанием нарисовать старорусскую картинку - в виде "d'un repoussoir" (контраста) , или оазиса, как хотите". "Оазис" Фи мушки и Фомушки - сатирический контраст народникам, их идеализации мужика. Невинная, сладко воркующая чета обитателей оазиса понадобилась Тургеневу для того, чтобы, вызвав у читателей отрицательное отношение к ней, устами Паклина заявить Нежданову: "И там чепуха и здесь чепуха... Только та чепуха - чепуха восемнадцатого века ближе к русской сути, чем этот двадцатый век".

Таким образом, в целом Тургенев осуждает тактику тех народников, которые плохо зная народ, не учитывали отсталости и косности народных масс, шли к крестьянам с проповедью социалистических теорий, хотя они (крестьяне) ещё не были к этому готовы. И слабовольный Нежданов, и решительный, но грубый Маркелов - это люди, которые стремятся поднять новь не "глубоко забирающим плугом" (как нужно делать по мнению Тургенева, высказанному им в эпиграфе) , а "поверхностно скользящей сохой".

Сочувственное отношение Тургенева к народникам подчёркнуто в "Нови" сатирическим изображением их врагов, к которым относятся "петербургский гранжанр" высшего полёта Калломейцев, тяготеющий ко всему иноземному, он является прямым продолжением Павла Петровича Кирсанова из "Отцов и детей" и сановный либерал Сипягин, лицемер и карьерист, близкий к правительственным сферам. Реакционер Калломейцев и преуспевающий либерал Сипягин претендуют на роль представите лей "прогресса и просвещения". Прототипами образа "либерального бюрократа" Сипягина послужили министр государственного имущества П. А. Валуев и государственный контролёр А. А. Абаза. "Болтун" Сипягин и мракобес, помещик-ростовщик, поборник "консерваторских, патриотических и религиозных принципов" Калломейцев, доводящий до самоубийства своих крестьян, на всём протяжении романа проявляют духовное убожество и алчность. Прототипом Калломейцева является начальник главного управления по делам печати М. Логинов. Оба эти пресмыкающиеся перед правителями "деятеля" в конце романа превратились в "полицейских сыщиков", помогая искать Нежданова, Марианну, Соломина. Приверженец "принсипов", Павел Петрович, почувствовав в естественнике Базарове своего опасного врага, воевал с ним и в переносном и в прямом смысле слова, вплоть до дуэли. Ретроград Калломейцев в первом же столкновении с Неждановым увидел в нём "красного" и обрушил на него поток гневных слов. Павел Петрович изредка разговаривал с крестьянами; правда, говоря с ними, он морщился и нюхал одеколон.

Калломейцев предпочитал с мужиками дело иметь через приказчика. В деревню же он приезжал лишь для того, чтобы "кого пугнуть, кого поприжать".

В романе "Новь" даётся зарисовка картин русской жизни: перед нами проходят студенты, фабричные, крестьяне, губернские власти, купцы, богатые помещики и высокопоставленные чиновники. Зарисовки Санкт-Петербурга, богатой усадьбы, фабрики, купеческого дома, жилища патриархальных стариков в провинциальном городке, городской студенческой квартиры создают многогранное представление о быте раз личных слоёв населения старой России. Герои последнего романа Тургенева Нежданов, Маркелов, Машурина, Остродумов по словам писателя являли собой "что-то честное и стойкое, и трудолюбивое" - родные по духу погибшему на парижских баррикадах 1848 года Дмитрию Рудину, борцу с турецким игом болгарину Инсарову и "хотевшему драться" Базарову.

Тургенев любил русский язык, предпочитал его всем остальным языкам мира и умел великолепно пользоваться его неисчерпаемыми богатствами. Как чуткий художник слова, тонкий стилист, он внёс неоценимый вклад в развитие родного языка. Этот вклад можно определить, рассмотрев в общих чертах историю русского литературного первой половины XIX века.

Современные Тургеневу критики, признавая в нём психолога, тончайшего лирика, считали, что он не обладал ни юмористическим, ни сатирическим талантом. Так, например, критик П. Полевой в статье, которую он назвал "Ахиллесова пята Тургенева", категорически утверждал: "Тургенев не обладал юмористическим талантом, но воображал, что владеет им", "старался подражать Гоголю, быть юмористом, но это ему не удавалось". Разумеется, Тургенева нельзя назвать в полном смысле слова писателем-сатириком, однако сатирическая тенденция органически присуща его произведениям. В его повестях, Рас сказах, очерках, пьесах, романах нетрудно обнаружить разные виды комического: от беззлобной и добродушной насмешки до сарказма. В зависимости от мировоззренческой позиции писателя и от объекта изображения сатира в его произведениях меняла свои формы. Проследить изменение этих форм - значит понять эволюцию Тургенева-сатирика.

Романы Тургенева - произведения остро социальные и в то же время психологические. В них преобладает специфически тургеневское лирическое начало. Сатира же обычно лишь вкраплена в повествование, иногда оттесняется на второй план. И всё же перо писателя нет-нет, да и воссоздаёт ряд сатирических ситуаций, картин, портретов, диалогов. Есть здесь и персонажи, которых можно с большей или меньшей степенью определённости назвать сатирическим, например Пигасов и Пандалевский в "Рудине", Паншин и Гедеоновский в "Дворянском гнезде", Ситников и Кукшина в "Отцах и детях", баденские генералы в "Дыме", Сипягин и Калломейцев в "Нови". Значительно возросла роль сатиры в романах "Дым" и "Новь". Как в описании кружка Губарева, так и в изображении ратмировских генералов ("Дым") заметны элементы шаржа и карикатуры; Сипягин и Калломейцев в "Нови" развенчиваются в манере, близкой к Салтыкову-Щедрину.