В.Катаев описал явление, присущее советской действительности на всем ее протяжении: различные чистки, политические проверки, экзамены при вступлении в партию, в комсомол, даже при выдаче разрешения на туристическую поездку заграницу. Эти процедуры проводились агрессивно, унизительно для человека, зачастую людьми более низкого интеллектального уровня, так называемым активом райкома старыми большевиками, отставными военными. И вопросы всегда были формальными, вполне по Катаеву: кто, к примеру, является первым секретарем германской или английской компартии?
В рассказе "Матерьял" (1930) Л.Добычин пишет: "На чистке было людно
Председатель был шутник, и зрители покатывались. Коммунальщики (служащие коммунального отдела, то есть те, кто проходил чистку, чья жизнь могла быть искалечена из-за одного "неправильного" слова В.Б.) сидели серые"
Значительное пополнение получил разговорный язык в лексике. Множество слов, хотя они были известны и ранее, оказались у всех на устах: уплотнение, мандат, ордер, карточки, паек, осьмушка, делегат, партиец, безбожник, ячейка, цека, чека, чистка, заложник, двурушник, контра, контрик, вредитель, бывший
Мы видим здесь и политическую лексику и ту, что связана с новыми условиями быта, с системой распределения, которая заменила обычную торговлю
Невиданный размах получили различные аббевиатуры. Не говорю об общеизвестных типа "комбед","партячейка", "партмаксимум", "партком", "комсомол", "совнарком". Рождались совершенно немыслимые, нередко двусмысленные сочетания: "Мосстолгубкомдезертир"это московская столичная губернская комиссия по борьбе с дезертирством; "волревк" волостной революционный комитет; "Перпетун" первый петроградский университет, "Трепетун" третий петроградский университет, "Восторг"(по типу "Мосторг"), а то еще "Тифгастроном"
"Теперь время сокращений,писал Чуковский в мае 1919 года: есть слово "МОПС" оно означает Московский Округ Путей Сообщения. Люди, встречаясь, говорят: Чик это значит Честь Имею Кланяться"
А ровно через пять лет, в 1924 году, Чуковский, уже и сам не замечая, сообщает в том же дневнике: "Мне два раза запретили чтение лекции о Горьком <...>. Отказ Гублитмоно был утвержден Агитпропом М.К.Партии, куда аппелировала комячейка студенчества". (6)
"В окрэспеэс уже никого не было. Один отсекр окрембеит, товарищ Липец<...>",пародирует это явление Л.Добычин в рассказе "Сад". А письмо 1926 года к тому же Чуковскому завершает словами "пламприв (т.е. пламенный привет) и Вампред (т.е. Вам преданный) Л.Добычин"
Чтобы разрушить старые традиции, требовалось не так уж много самоуверенность, неуважение к человеку, к культуре. Обновлялась прежде всего внешняя сторона жизни. Началось переименование фабрик, учреждений, улиц. На тысячах вывесок, на географических картах появились имена Маркса, Энгельса, Розы Люксембург и Карла Либкнехта, Бебеля и отечественных вождей Ленина, Троцкого, Зиновьева. Напомню, что к середине 20-х годов существовал город Ленина, Ленинград, рядом Троцк бывшая Гатчина, Слуцк (в честь Веры Слуцкой, бывший Павловск), Урицк (Стрельна), Кингисепп бывший Ямбург, Толмачево бывшая станция Серебрянка, а в других концах страны появились Зиновьевск (Елизаветград), Сталинград, Сталино, бесчисленные Ильичевы, Ленински, Ленинаканы, Ленинабады, Ульяновски, были даже Луначарская и Люксембургские волости (в честь Луначарского и Розы Люксембург). Переименование требовало большого взноса в международную картографическую организацию, только это и сдерживало коммунистических демиургов.
Удивительно, как все повторяется в нашей жизни! Всякие новые веяния начинаются у нас не с дела, а со слов, и часто ими и заканчиваются
Борьба с культом личности при Хрущеве началась и завершилась переименованием Сталинграда. (Сразу же возник анекдот: "Переименованием города согласен. Иосиф Волгоградский"). И в наши перестроечные времена почти ничего не сделав реально, прежде всего взялись за возвращение старых названий улиц, театров, всего, что как-то называлось. ("Знаете, кто написал роман "Мать"? Алексей Максимович Нижний-Новогород")
В первые послереволюционные годы стали давать новые имена людям Красная Пресня (из рассказа Л.Добычина "Ерыгин", 1924), Револа, Автодор (стихотворение А.Прокофьева "Страна принимает бой", 1930). У Бабеля на на эту тему есть рассказ "Карл-Янкель". Кстати, поэтесса Римма Казакова, рожденная в начале 30-х годов, на самом деле не Римма, а Рэмо, то есть Революция, Электрификация, Мобилизация. В честь вождей и героев новорожденным давали имена: Марлен (Маркс-Ленин), Будена, Лени'на, Стали'на, Бухари'на
Делались упорные попытки разрушить старую систему праздников, ликвидировать церковный календарь, старые названия дней недели. В 1931 году, когда я пошел в школу, мы их не знали. Была пятидневка. В дневнике писали: первый день пятидневки, второй день пятидневки и т.д. Потом ввели шестидневку, и мы писали: первый день шестидневки, второй... А потом долго привыкали к нормальной неделе, заучивали: воскресенье... понедельник... Ни о каких елках и речи не было. Церковную свадьбу, венчание заменили красной, комсомольской свадьбой
В рассказе Николая Брыкина "Собачья свадьба" дружки обходят гостей с тарелкой и плакатом: "По случаю красной свадьбы молодые просят дарить на ероплан"
Гораздо сложнее было создать привлекательный образ нового режима, коммунистической партии и ее руководителей. Но так как действительно положительного в жизнь пришло не так уж и много, даже для бедняков, потребовалось внедрить в сознание людей мифы об этом режиме, мифы о партии и мифы о ее вождях
Для чего делается всякая революция? Только для того, чтобы те, во имя кого ее совершают, жили лучше, чем прежде. Не вдаваясь в экономические подробности, отмечу, что уровень 1913 года на протяжении долгих лет советской власти оставался непревзойденным. Недаром сложили анекдот:
Что такое коммунизм?
Это когда все-все будет... Ну как при Николае Втором!
То же самое подтверждает и деревенская частушка:
При царе при Николашке
Ели маслены олашки,
Началась советска власть До конины добралась
Если современность непривлекательна, то нужно создать образ светлого будущего. Миф о прекрасном коммунистическом рае начал создаваться с первых же дней Октября. "Напрячь должны мы все усилья, чтоб после схватки боевой С вершин в Долину изобилья Войти семьею трудовой!"
(Д.Бедный, март 1918). "Близится эра светлых годов,"вторил комсомольский поэт Александр Жаров. Примеры тут бесчисленны от дооктябрьских обещаний до знаменитого заявления Хрущева о том, что нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме
1 января 1919 года "Правда" писала в передовой статье "Новый год, новая борьба, новое счастье": "А где богачи, нарядные дамы, роскошныерестораны, пышные особняки, богатые квартиры <...>? Все сметено. И на улице нельзя встретить барина в шубе, читающего "Русские ведомости". Нет "Русских ведомостей", нет у барина шубы, и нет самого барина <...>"
Главное в этой тираде не дума об улучшении жизни бедного народа, а радость по случаю бедственного положения недавних богачей (вспомним ленинские слова о лаптях для капиталистов). Типично большевистское сознание! Раскрывает его и убивает один мудрый анекдот
Началась революция. На улицах толпы, какие-то крики... Внучка декабриста посылает горничную узнать, что там происходит
Барыня, революция,говорит она
Революция? Это очень хорошо! А что они хотят?
Они хотят, чтобы не было богатых
Да? А мой дедушка хотел, чтобы не было бедных..
Но вернемся к новогодней статье "Правды"
"Что будет через год?<...> Никто не знает.Но мы знаем одно: <...через год капитализм во Франции, Англии, Италии будет представлять собою столь же живописные развалины, обломки старины, каким он теперь является в Германии. Через год это мы можем сказать с твердой верой мир уже будет свободен. Последние тяжкие цепи порвутся <...>
С Новым годом, товарищи! С новой борьбой, с новыми жертвами тяжелыми и кровавыми,но и с новым счастьем, светлым, прекрасным счастьем освобожденного человечества!"
Еще немного и вот оно, счастье. Затем, как горизонт, по мере приближения к нему, отодвигалось и счастье. Но у большевиков всегда находились и аргументы, и, главное, враги, на которых они все и сваливали
"Соблазнение светлым будущим важнейшая генетическая черта советского периода нашего государства",пишет современный философ Б.Фирсов.(7)
Был ли культ Ленина при жизни Ленина?
Можно почти с уверенностью сказать, что самому Ленину действительно были неприятны славословия в его адрес. Вот один рядовой факт, для последующих партийных вождей немыслимый. 25 марта 1919 года "Правда" напечатала передовую статью, посвященную итогам 8 съезда партии. Ленин в этой передовице даже не упоминается. Его статьи и речи зачастую печатаются как обычные газетные материалы, без особого выделения и пиэтета
Тут я хочу подчеркнуть, что большевистский режим такой, каким он был задуман самим Лениным еще в дореволюционные времена, вскоре самоорганизовался, стал объективной, плохо управляемой силой,которая уже действовала даже помимо воли правителей. Вспомним ужас Ленина перед новой бюрократией,перед комчванством,его проигранную борьбу за правильную русскую речь.Ужасно не понравилось ему слово "совнархоз",но оно ведь никуда не делось,им похвалялся Демьян Бедный,а при Хрущеве оно снова вознеслось
В январе 1919 года красные войска сдали Пермь. Цензура запретила газетам сообщать об этом. Был издан специальный приказ председателя Реввоенсовета Троцкого. "Стало быть, с возмущением писал он в приказе, цензура попыталась скрыть от русского народа то, что знают его враги". (8). Но цензура, созданная с самого начала переворота (Бунин говорит об этом в "Окаянных днях") и, скорее всего, не без участия Троцкого, преспокойно продолжала делать свое дело и даже все более свирепо. В том же. 1919 году была обругана сама Крупская (при здравствующем Ленине!) за то, что возглавляемый ею Наркомпрос выпустил полное собрание сочинений Жуковского. Крупская энергично протестовала в "Правде", но победила, говоря каламбуром, не правда, а цензура. Что там Жуковский! Все-таки, автор гимна "Боже, царя храни..."! "Мойдодыр" Чуковского запрещался из-за строчки: "Боже, боже, что случилось..."