Вместе с тем, начиная с конца ХVI века, в городах и местечках Беларуси начинает формироваться качественно новая форма самоуправления - на основе так называемого ''магдебургского права''. Первым городом на Беларуси, который получил право на самоуправление на основе магдебургского права, было Берестье. 15 августа 1390 г. Великий князь Литовский и Король Польский Ягайло выдал берестейцам Привилей на самоуправление. В 1391 г. такой Привилей получил город Гродно. Золотым веком свободных белорусских городов стала вторая половина XVI и первая половина XVII в. Интенсивность наделения правами самоуправления снижается на рубеже XVII - XVIII вв. В этот период окончательно формируется структура управления ''магдебургским'' поселением.
Магдебургские города освобождались из-под государственной юрисдикции воевод и старост, в них приостанавливалось действие ''права русского и литовского'', создавались самостоятельные, избираемые гражданами органы самоуправления - рада или магистрат, оформляются его атрибуты - печать и герб. Всего на этнических землях Беларуси функционировало около 120 свободных магдебургских поселений [20, с. 20].
В целом под магдебургским правом в юридическом смысле можно понимать совокупность норм права, которые регулируют жизнедеятельность граждан и жителей местечек. Оно не представляло собой некой одной универсальной для всего государства системы норм права, так как вводилось путем отдельных Привилеев (юридических документов) на самоуправление обычно за подписью Великого князя для отдельных городов и местечек.
В разных городах и местечках были общие моменты в организации самоуправления, общие свободы и вольности. Однако каждый из городов и каждое местечко, которые имели Привилеи на магдебургское право, владели только для них свойственными, отличительными правами и вольностями. Это обусловлено рядом самых разных факторов - экономических, социальных, демографических и даже географических. В качестве примера можно привести Привилей на магдебургское право от 1497 г., который получил город Гродно. В соответствии с данным Привилеем гродненцам разрешалось построить на реке Нёман мельницу, молоть зерно и собирать чинш при этом чинш с каждого лица за услуги [21, с. 9].
Выделяются два вида Привилеев - первоначальный (фундационный) и подтверждающий (конфирмационный). Первоначальным назывался Привилей, которым впервые в своей истории какой-либо город или местечко получали право на самоуправление. К подтверждающим относятся те Привилеи, которые получали города и местечки при вхождении на престол нового Великого князя. Все дело в том, что каждый новый Великий князь имел право пересмотреть все Привилеи на самоуправление, которые были выданы его предшественниками. При этом он мог или подтвердить право на самоуправление и выдать свой Привилей, или не выдавать Привилей по каким-либо причинам. В таком случае город или местечко теряли право на самоуправление. Каждый город и каждое местечко, которые владели правом на самоопределение, как правило, имели от пяти до тринадцати основных и конфирмационных Привилеев.
Оригинал текста Привилея хранился в Ратуше - месте самоуправления в том городе или местечке, которому было дано право на самоуправление. О выдаче Привилея делалась запись в книге государственного архива (метрике) Великого княжества Литовского и в актовые книги земских судов соответствующих поветов.
Известны случаи, когда крупные магнаты самостоятельно выдавали привилеи населенным пунктам, находящимся в их собственности, но они нуждались в подтверждении Великого князя. На заключительном этапе существования Речи Посполитой привилеи выдавались соймом.
С получением привилея на самоуправления населенный пункт приобретал качественно новый правовой статус, в силу которого становился автономной юридической единицей в государстве. По магдебургскому праву мещане освобождались от феодальных повинностей, им гарантировалось свободное занятие ремеслами, торговлей, земледелием, выборы своих органов власти. Ремесленники образовывали свои профессиональные объединения - цеха. Существенным было то, что магдебургское право ликвидировало сословную и иную духовную, светскую, замковую юрисдикцию на территории города и прилегающих местностей, интегрируя регион в единый территориально-хозяйственный комплекс. Одновременно обеспечивался равный правовой статус горожан с представителями иных сословий. В соответствии со статутами Великого княжества Литовского, и в частности со ст. 69 раздела четвертого Статута 1588 г., каждый мещанин магдебургского поселения мог на равных основаниях привлечь к ответственности представителей высших сословий - ''если бы кому из мещан наших права магдебургского какая обида произошла от князей, панов и земян и подданных, а они бы добровольно дать удовлетворение не желали или справедливости с подданных своих не осуществили, тогда такого каждого мещанин может в земский суд поветовый вызвать и далее поступать против него согласно порядку права и статуту земскому'' [22, с. 234].
Главным органом управления являлся магистрат, состоявший из двух коллегий: рады и лавы, возглавляемых бургомистром и войтом. Бургомистр, который назначался из числа ратных войтом и утверждался в должности Великим князем, представлял центральную государственную власть и выступал одновременно в качестве высшей судебной инстанции. Рада выполняла функции представительной, а бургомистр - исполнительной власти. Таким образом, обеспечивалось сочетание интересов центра и местного населения. Лава состояла из двенадцати лавников и выполняла исключительно судебные функции по уголовным делам. Рада осуществляла руководство местным хозяйством, управляла собственностью, обеспечивала общественный порядок, выступала в качестве судебной инстанции по гражданским судам.
Магистрат размещался, как правило, в специальном здании - ратуше, которое отличалось своей архитектурой и было одной из достопримечательностей города.
К числу наиболее ответственных должностных лиц местной власти относились писари и шаферы. Писарь присутствовал на заседаниях органов магистрата и вел записи в магистратских книгах, выдавал копии магистратских документов. Шаферы выполняли функции современных ревизоров и обеспечивали рациональное использование муниципального имущества и финансовых средств.
В рамках обеспечения общественного порядка формировалась муниципальная полиция, в компетенцию которой входила также и пожарная безопасность, соблюдение правил торговли, рассмотрение бытовых споров между жителями, сбор налогов в местный и государственный бюджеты.
К органам самоуправления, существующим в городах с магдебургским правом, следует отнести и объединения мещан, которые существовали в виде цехов, старост, братств (для ремесленников), союзов подмастерьев. В цеха объединялись ремесленники одной или нескольких близких профессий. Деятельность цехов регулировалась Уставами и привилеями на магдебургское право, выдаваемыми городам. Первоначально цеховой устав утверждался магистратом города, в котором основывался цех. С конца XVI в. каждый цех добивался его утверждения специальной королевской грамотой, а затем он уже регистрировался в городских книгах [8, с. 93].
Все ремесленники в цехах по правовому положению делились на три группы: мастеров, подмастерьев и учеников. Управление цехом осуществлял цехмистр (староста). Его избирали мастера, основавшие цех, и, как правило, на один год. Членство в цехах было принудительным, так как никто не мог заниматься ремеслом в городе, пока не вступит в цех [18, с. 41-42].
Состав магистрата и его коллегий в различных поселениях был неодинаков, сроки, на которые занимали должности бургомистр и войт, были различными в зависимости от величины и значения города (местечка) и иных местных особенностей.
Таким образом, обладание магдебургским правом:
-обеспечивало горожанам равенство юридического статуса с представителями иных сословий;
-освобождало от государственной юрисдикции воевод и старост;
-предоставляло свободу выбора профессий и рода занятий, гарантий личной свободы и участие в осуществлении власти через выборы;
-возлагало равную ответственность перед законом.
Наличие на территории Беларуси влиятельного местного самоуправления обеспечивало социальную стабильность и общественный мир.
Практика реализации магдебургского права подтверждает, что развитие самоуправления не только не ослабляет центральную власть, а, напротив, является важнейшим условием обеспечения действенного централизма. Центральная власть выступала гарантом становления и упрочения самоуправления, а самоуправление было заинтересовано в укреплении положения Великого князя. Рациональное взаимодействие центральной власти с местным самоуправлением позволяло обуздать бюрократическо-чиновничий произвол. Местное самоуправление было выражением гражданских свобод и консолидации общества.
С включением белорусских земель в состав сверхцентрализованной Российской империи возможности городского местного самоуправления последовательно ограничивались вплоть до окончательной отмены магдебургского права в 1830-1840 гг.
Таким образом, предоставление белорусским городам Великого княжества Литовского самоуправления в ХV - ХVI вв. было несомненно признанием за ними важной роли в жизни государства, свидетельством значительных сдвигов в общественном сознании горожан, стремившихся к установлению демократических форм решения городских проблем.
2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ БЕЛАРУСИ В ПЕРИОД НАХОЖДЕНИЯ В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ. ЗЕМСКАЯ РЕФОРМА
После присоединения белорусских земель к Российской империи, как уже отмечалось, действие магдебургского права на Беларуси было отменено. Произошли значительные изменения в правовом положении городского населения и жителей белорусских местечек. На городское население было распространено ''Жалованная грамота городам'' Екатерины ІІ от 1785 г., а правовое положение жителей тех белорусских местечек, которые потеряли магдебургское право, было приравнено к правовому положению крестьян Российской Федерации.