Последнее - то, что претензии по названным поводам писателю, так выстроившему художественное произведение, некорректны литературоведчески, логически, человечески (и как угодно еще) - предельно очевидно. Тем не менее жизнь показывает, что роман влечет к себе хулителей (в том числе и наделенных учеными степенями), которые с пылом критикуют не его художественную сторону, а церковно-религиозную, так сказать. Не взрастив сатанистов, роман взрастил некоторых неистовых недоброжелателей, этот «сатанизм» ему же самому приписывающих. На сию тему делаются доклады на конференциях, да и публикации имеются. (Хотя это выходит за рамки нашей темы, оговоримся, что есть и такие авторы, которые едва ли не всю русскую художественную литературу объявляют греховной. Забавнее всего то, что - следуя такой логике - имело бы смысл для начала переименовать их собственные документы: из дипломов кандидатов филологических наук в дипломы кандидатов «греховных наук». По той же логике греховно и любое «мирское», не молитвенное занятие, будь ты сапожник или врач, - а потому «неистовым ревнителям» следовало бы не носить обуви и не лечиться у врачей. Однако характеризуемые порывы по природе своей имеют мало общего с логикой.).
Можно было бы назвать и упомянутые публикации, и их авторов, но вряд ли стоит делать им рекламу. Они, как и всякий, имеют право на собственное мнение по любому поводу, но пусть уж сами «пробиваются к читателю». Самый убедительный довод «за» роман Булгакова - всемирная слава этого его произведения, открытого около сорока лет назад, немедленно переведенного на рекордное количество языков и с тех пор неуклонно наращивающего свой литературный авторитет. Однако предположим, что все человечество, в том числе и пишущий эти строки, охвачено в своей читательской любви к роману душепагубным заблуждением, ибо не отличает добро от зла, и лишь отдельные прозорливцы зрят в корень и предают «Мастера и Маргариту», так сказать, своей личной «светской анафеме». Именно светской и мирской - ибо анафеме церковной это произведение никогда не подвергалось.
Предположив для вящей объективности эту самую прозорливость «отдельных прозорливцев», хочется, однако, констатировать некоторые факты.
Обсуждаемое произведение Булгакова, как и творчество его автора в целом, не только никогда официально не осуждала наша церковь (которая обычно без колебаний произносит свое авторитетное осудительное слово, если дело того заслуживает, - напомним хотя бы известную историю с неким богохульным фильмом, показанным в свое время по телеканалу НТВ). Совсем напротив: можно было бы привести высказывания крупных деятелей современного православия, церковных иерархов, на тему душеполезности романа «Мастер и Маргарита». Разумеется, может, наверное, найтись где-нибудь (предположим и это!) не только досужий мирской демагог, но и совсем другой автор - какой-то человек, облеченный саном священника, который искренне выскажет свое отрицательное мнение о «Мастере и Маргарите». Однако отдельное лицо, человек (в том числе церковнослужитель), может и заблуждаться. Его мнение в любом случае носит частный характер и не является мнением церкви. Так к нему и относиться следует - как к личному мнению, не более. Вообще же православие - вера добрая по сути своей, осторожная в оценках; это ведь не католицизм (католицизм, в своей «охоте на ведьм» когда-то уничтоживший на кострах множество девушек и женщин, знавший инквизицию, иезуитство и пр.).
Затронем даже и такой момент, существенный для читателей, исповедующих православие. Верующие люди убеждены в факте незримого присутствия в нашем мире того, о ком упомянуто в вышеприведенном высказывании святого праведного Иоанна Кронштадтского. Вряд ли сей «инженер» мог бы нейтрально относиться к столь заметному на нашей планете творению русского писателя, которое стольких людей привело в церковь и в котором, с другой стороны, столько сказано о нем самом. С другой стороны, незаметно воздействовать на человеческие умы «инженер» сей умел во все времена. Это последнее тоже имеет смысл помнить, когда наблюдаешь, как ныне отверзаются чьи-то уста для гневливой дискредитации «Мастера и Маргариты».
Мастера - главного героя книги - по ее сюжету, подвергали незаслуженной травле в печати мелкие, недобрые, нечестные и притом втайне завидовавшие его огромному таланту люди. Сама книга Булгакова, великие художественные достоинства которой неоспоримы, также не заслужила ликующе-оголтелой травли по явно надуманным поводам - травли, скрытый «подтекст» которой для людей неглупых совершенно ясен. Но тут уж авторам опять-таки самим, как говорится виднее. Одно лишь стоит помнить: «Кто в каком слове упражняется, - на заре христианства писал св. Петр Дамаскин, - тот получает свойство того слова, хотя этого и не видят неопытные, как видят имеющие духовность».
М. Булгаков создал ряд крупных произведений, но все они словно бы не обрисовывали ни истинных размеров его огромного таланта, ни тех особых его граней, которые засияют позже в «Мастере и Маргарите». Нужно было прожить ту трудную жизнь, которая ему предстояла как писателю, чтобы возвыситься до этого своего вершинного произведения.