Смекни!
smekni.com

Роковой путь Колобка (стр. 2 из 3)

3 То, что образуется путем катания, скатывания и затем/поэтому само приобретает способность катиться, скатываться.

4 Существенно, что колобком может называться просто «последняя булочка» — к магическим свойствам поскребышей (Кабакова 1994, с. 34).

Итак, если шар/колесо начинает двигаться, то только одним-единственным способом: «вертясь», «переворачиваясь через себя», т. е. катясь 5. Обратимся к русскому паремиологическому фонду за примерами того, что катится, чтобы проиллюстрировать и так несомненную связь круглый/катиться. Катятся: бочка, бревно, горох, звезда, клуб (пара), клубок, луна, мяч, орех, слеза, солнце, ядро, яйцо, так же как и многочисленные производные от катить (ся) — каток, катило, катушка, катышек и т. п.

Вновь обратимся к Далю: «катать, катить, катнуть, катыватъ — оборачивать колесом, подвигать обращая, тащить или толкать предмет так, чтобы он вертелся через себя; шибко ехать, гнать, вм. катиться. Катиться, катываться плавно спускаться, течь, нестись, спускаться» (Даль, s. v.).

Итак, Даль указывает в катиться направление движения — вниз. В семиотическом и мифопоэтическом контексте это весьма значимо, поскольку в универсальной оппозиции верх/низ, описывающей мировое устройство, низ связан с иным, нижним миром, миром мертвых, т. е. имеет отрицательные коннотации. В космологии это оказывается связанным с оппозицией свет/тьма, верхний мир=небо/нижний, подземный мир. Приведем только одну, но весьма характерную и распространенную (восточно)славянскую космологическую загадку «о качении круглого» (Рыбникова 128, с. 11):

Катится катушка,

Ни зверь ни птушка,

Ни камень ни вода,

Никто не отгадает никогда.

Отгадки: солнце, луна, дорога. Метафора солнца и луны понятна и подтверждается соответствующей фразеологией: они круглые и катятся по небу, как по блюдцу, ср. варианты «золотое яблочко по серебряному блюдечку катится»; солнце (Рыбникова 1932, с. 156,9) и под.; с участием Колобка см. (Митрофанова 1968, с. 21): «Голубой платок, красный колобок по платку катается...» 6. Способ движения — переворачивание — отразился в другой загадке о солнце: вертится вертушечка, шар вертлянский, птица-веретеница и под. (Митрофанова 1968, с. 21). Что касается дороги, то это, скорее, метонимия: катится не дорога — катятся по дороге (ср.: дорога идет, бежит, вьется и т. п.).

5 В уменьшительном колобок мотив переворачивания вокруг себя дополнительно подчеркнут тем, что колобок — это почти палиндром (колобок-коболок).

6 Круглая форма отражена и в других способах представления светил: горошек,

ягодка, дуга, копейка, кринка, кубышка, лукошко, сито, тарелка, чашка, не только колобок, но и другие круглые мучные изделия: блин, ватрушка, лепешка, оладьи, каравай, каравашек, коврига и др. (Митрофанова 1968, с. 20-22).

Вместе с тем в движении солнца и луны (как и звезд в загадке «катилися каточки по ягнову/липову мосточку, увидели зорю, бросились в воду», вариант «горох варят», т. е. бросают в кастрюлю с водой) явно предполагается направление вниз, что и поддерживается устойчивыми оборотами закат солнца, солнце закатилось и под. (про луну чаще говорят зашла) — подразумевается «за горизонт» т. е. за край, отделяющий небо от земли, «за землю». Это означает, что свет сменился тьмой — наш мир поменялся местами с иным, подземным миром.

Фразеология, связанная с катиться, определенно отсылает вниз, к гибели, реальной или метафорической: куда ты катишься, до чего докатился, катиться по наклонной (плоскости), под гору, в пропасть; «яблочко, куда ты котишься, ко мне в рот попадешь, не воротишься» (вариант в Губчека попадешь), «катись колбаской по Малой Спасской, скажи деду, в Москву еду» (формула изгнания; ср. звуковое сходство, или анаграмму колобок — колбаска, как и появление родственника — деда), катиться катушкой 'убираться вон' (СРНГ 1977, s. v. катиться), ср. в этом же ключе прокатить (на выборах), и укатали сивку крутые горки и т. п.

Обратимся к самому слову. В значениях слав. *katati (sę) / *kotiti(sę)/ *katjati (sę), таких как 'ронять, закатываться, качать, лежать больным, валить(ся), валять, крушить' и под. (ЭССЯ, s. v.), просматривается и неустойчивость, и движение вниз — заведомо «к плохому». В связи с этим стоит упомянуть предложенную В. Н. Топоровым связь слав. *kotiti (sę) с греч. καταα по семантическому множителю «движение вниз» (Топоров 1973), с значением неблагополучия, ср. хотя бы катастрофа, собств. «поворот (обращение) вниз» и не более того, но означающее неотвратимое (и неожиданное) несчастье, гибель.

Итак, заданное изначально (собственной «неустойчивой» круглой/ шарообразной формой) направление вниз обрекло Колобка на печальный конец, а попытки переменить это направление и двигаться вверх оказались неудачными. Колобок прыгает в двух эпизодах — и каждый раз «не туда». В первый раз он перепрыгнул через порог, т. е. черезграницу дома=спасительного пространства, потеряв шанс на защиту (в предположении, что дома его ждало чудесное превращение и спасение)7; два следующих раза были не просто неудачными, но оказались роковыми: «Колобок вскочил лисе на мордочку <...> Колобок сдурупрыг ей на язык»... — вот и докатился!

7 В варианте из собрания Зеленина Колобок не катится, а бежит, что может подчеркивать его антропоморфизацию (Зеленин 1914, с. 394-396); отметим, что у ОнчуковаКолобок укатился, покатился (Ончуков 1998, с. 410).

В Париже при обсуждении моего доклада о Колобке двое слушателей (Полина Травер и Кирилл Ильинский) резонно спросили, следует ли из этого финала, что Колобок докатился, а не что он допрыгался-доскакался? Я чрезвычайно благодарна им за это ценное замечание. Если уместно сравнение с Н. И. Толстым, от которого Колобок«сумел уйти», то про себя могу сказать, что от меня Колобок не ушел,но «упрыгнул и ускакал». Действительно, теперь следует заняться кругом мотивов, связанных с прыганием/скаканием вверх и вниз, с перепрыгиванием/перескакиванием и под. (и соответствующей фразеологией).

Читателю/«потребителю» сказки жалко симпатичного, веселого и легкомысленного Колобка: отсюда возникают многочисленные авторские варианты и продолжения, в которых Колобок оказывается героем-победителем (хотя и не всегда); корпус «самодеятельных» (по большей части) текстов такого рода, постоянно пополняющийся, заслуживает специального анализа.

Приведем лишь некоторые примеры. Следует начать с того, что Колобок в современной массовой культуре чрезвычайно популярен.Что только не называется его именем! 8 Его изображение — всегдав виде шара, а не круга — один из самых распространенных логотипов. Чтобы познакомиться с немудреными игрушками 9 или «сувенирами» Колобок, с Колобками-копилками и под., достаточно пройтись хотябы по Арбату. Чтобы понять степень популярности (и тиражирования)Колобка, надо заглянуть в Интернет, где среди груды сайтов, чатов, рассказов, стихов, анекдотов о Колобке (увы, предсказуемо пошлых)можно выловить и достаточно примечательные сюжеты. Приведем образец из «Газеты для женщин», где психологический портрет женщинКолобков (в духе описаний типа личности по знаку Зодиака) представляет собой вполне верную (или, во всяком случае, правдоподобную)интерпретацию сюжета сказки и характера главного героя (ограничимся здесь фрагментом текста):

8 Детские сады, детские студии и под.; пекарни и булочные — естественно; кафе и рестораны; магазины; журнал; даже инженерно-производственный кооператив и т. д.

9 Предлагается, например, неваляшка-колобок со звоном. Ср. еще одно изобретение — эстафета «Колобок» со следующими правилами: «Все помнят, что в сказке Колобок ловко обошел зайца, медведя, волка, но угодил в пасть лисе. В эстафете первых трех зверей заменят кегли, а последнего — ведро. Каждый участник будет пинать ногами свой Колобок-мяч между кеглями. Подведя мяч к ведру, участнику необходимо, не прибегая к помощи рук, забросить мяч в ведро, т. е. отправить Колобка в пасть лисы. Попыток ему дается сколько угодно. После того как мяч-Колобок все же оказалсяв ведре, участник вынимает его руками и быстро бежит к следующему игроку, чтобытот тоже смог пройти со своим Колобком все препятствия». Откровенно говоря, незнаю, пародия это или счастливая педагогическая находка.

Сотрудники Психологической ассоциации АРТ — ПСИ психолог-имиджмейкер Татьяна Симонятова и психолог-психотерапевт Андрей Калинин вновь встречаются с вами.

Колобок

Чем ближе весна, тем ярче и солнечнее образ нашей героини.

Вот и сменил Снежную королеву новый сказочный персонаж.

Впечатление

Колобки миловидны, смешливы и непосредственны. Эти женщины обычно имеют весьма округлые формы. По щекам их гуляет легкийрумянец, а тело пышет здоровьем. Веселый нрав Колобков сочетается с их чрезвычайной общительностью. Колобки свободно «катятся» пожизни, не обременяя себя обязательствами и серьезными отношениями. Их существенный недостаток — поверхностность. От проблем Колобоквсегда устраняется. Девиз Колобка: «Ничего не брать в голову!». Поэтому знакомым не следует ждать от него помощи в серьезном деле — он просто уйдет от вас, как ушел «...от бабушки, от дедушки». Колобки от рождения склонны к различным авантюрам. Они никогда ничего не планируют и не продумывают наперед, поэтому их жизнь превращается в череду приятных и неприятных сюрпризов. Они с легкостью выпутываются из неприятных ситуаций. Но даже для самых удачливых Колобков существует реальная опасность попасться, наконец, в лисьи лапы10