Здесь, как мы видим, имиджмейкер и психотерапевт достаточно точно идут «по сказке».
----------------------------
10 Вообще очень заметно стремление досказать и объяснить сказку; очевидно, это провоцирует текст, содержащий много недосказанного, текст, по сути, амбивалентный. Ср. все-таки выделяющийся на общем фоне пародийный «эротический триллер» некоего Федора Самураева «Колобок», где начало отсылает к загадочности происхождения и сущности Колобка, о чем уже говорилось: «У бабушки с дедушкой живет Колобок, который считает их своими настоящими близкими родственниками. Вдруг из подслушанного случайно разговора он узнает, что создан искусственно и что его „родственники" планируют его съесть. Колобок переживает сложную душевную драму, в результате которойубегает из дома».
Интересны попытки варьировать сюжет. Приведем два примера, в которых содержатся попытки подправить сказку в сторону благополучногоконца. Первый — сказка Виталия Бианки, детского писателя-натуралиста, «Колобок-колючий бок», имеющая просветительские цели.
Виталий Бианки
Лесной Колобок — Колючий Бок
Жили-были старик со старухой — те самые, от которых Колобок укатился. Пошли они в лес. Старик и говорит старухе:
— Глянь-ка, старуха, никак под кустиком-то наш Колобок лежит?
Старик плохо видел, да и у старухи глаза слезились. Наклонилась онаподнять Колобок, и наткнись на что-то колючее. Старуха: «Ой!» — а Колобок вскочил на коротенькие ножки и покатил по дорожке.
Катится Колобок по дорожке, навстречу ему Волк.
— Колобок, Колобок, я тебя съем!
— Не ешь меня, Серый Волк, я тебе песенку спою:
Я лесной Колобок — Колючий Бок1
Я по коробу не скребен,
По сусеку не метен,
На сметане не мешен.
Я под кустиком рос,
Весь колючками оброс,
Я на вкус нехорош,
Меня в рот не возьмешь!
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
От тебя, Волк, подавно уйду!
Волк рассердился, — хвать его лапой. Колючки в лапу впились Волку, —ой, больно! А Колобок подскочил и покатился по дорожке, только его Волк
и видел!
[То же самое происходит при встрече с Медведем]
<...>
Катится Колобок, — навстречу ему Лиса.
— Колобок, Колобок, куда катишься?
— Качусь по дорожке.
Колобок, Колобок, спой мне песенку!
Колобок и запел:
[Следует та же песенка]
<...>
И только было покатился по дорожке, — Лиса его тихонечко, однимикоготками толк в канаву! Колобок — плюх! — в воду. Мигом развернулся, заработал лапками, — поплыл. Тут все и увидели, что это совсем не Колобок, а настоящий лесной еж.
Конец Ежа должен был бы быть плачевным — Лиса его «развернула», и он оказался беззащитным (описывается действительный способ охоты лис на ежей), однако конец остается открытым, и читательнадеется, что Ежу удастся уплыть от Лисы.
Второй пример — переделка сказки для детского представленияна Пасху:
Священник Константин Островский
Пасхальный Колобок
1-й ведущий: Жили-были бедные дед и баба.
2-й ведущий: Очень бедные.
1-й ведущий: У них не было курочки-рябы.
2-й ведущий: Ох, не было.
1-й ведущий: Она не снесла им яичка.
Ведущие (вместе): И не могли они испечь пасхального куличика!
2-й ведущий: Дед бабе говорит:
Дед: Чем же, милая, нам на Пасху разговеться-то?
Баба: Ох, и не знаю, милай. Ведь мука у нас давно уже кончилась.
Дед: Давай, баба, не будем унывать, а помолимся Богу да по амбарампометем, по сусекам поскребем; может, хоть на колобок наберется.
1-й ведущий: Так они и сделали: по амбарам помели, по сусекам поскребли, мучицу на водице замесили, слезицей посолили.
2-й ведущий: Бога поблагодарили.
1-й ведущий: Испекли постный колобок и на окно положили.
Ведущие (вместе): До утра простынуть.
2-й ведущий: А наутро проснулся колобок раньше всех.
Колобок: Что-то бабушки и дедушки не слышно. Спят поди. Намаялисьсо мной вчера, даже обедню проспали. Покачу сь-ка я в церковь, пока они спят, окроплюсь у батюшки святой водой, хоть этим старичков утешу.
1-й ведущий: Соскочил колобок с подоконника на землю и айда в церковь. Да не по дороге, а прямиком через лес. Навстречу ему волк.
Волк: Колобок, Колобок, я тебя съем.
Колобок: Что ты, Волк, ведь я еще не освященный. По амбарам метен,по сусекам скребен, на водице мешен, слезицей солен, но еще не освящен. Жди меня здесь.
2-й ведущий: Колобок покатился дальше, а навстречу ему медведь.
Медведь: Колобок, Колобок, я тебя съем.
Колобок: Что ты, Медведь, ведь я еще не освященный. По амбарам метен,по сусекам скребен, на водице мешен, слезицей солен, но еще не освящен. Жди меня здесь.
2-й ведущий: Колобок покатился дальше, а навстречу ему лиса.
Лиса: С праздничком тебя, Колобок. Далеко ли ты, мой сладенький, направился?
Колобок: Я, Лиса, в церковь спешу.
Лиса: Куда, сладенький? Я что-то не расслышала.
Колобок: В церковь Божию, святой водой окропиться.
Лиса: Я что-то глуховата стала. Подойди ко мне, мой постненький,поближе.
Колобок: Я, Лисонька, в церковь тороплюсь, у батюшки святой водойокропиться, а ты меня здесь подожди.
2-й ведущий: Прикатился Колобок в церковь и сразу к батюшке. Окропился святой водой, а батюшка его спрашивает:
Батюшка: Где же, Колобок, твое красное яичко?
Колобок: Нет у меня, батюшка, красного яичка. Мои бабушка и дедушка бедные.
Батюшка: На, возьми, Колобок, отнеси яички дедушке и бабушке.
1-й ведущий: А тут прихожане услыхали разговор, надавали Колобкуяичек целую корзину.
2-й ведущий: Катится Колобок обратно через лес прямиком, а навстречу ему волк, медведь и лисица.
Звери: С праздником тебя, Колобок, с наступающим Христовым Воскресением! Будет нам чем на Пасху разговеться!
Колобок: Экие вы, звери, неразумные! Ведь я же постный: по амбарамметен, по сусекам скребен, на водице мешен, слезицей солен. Как же вы мною разговеетесь?
Звери: Что же нам тогда делать?
Колобок: Возьмите вот по красному яичку, а как ночью обедня отойдет,разговеетесь.
Звери: Ну спасибо тебе, Колобок! Передай поклондедушке и бабушке!
1-й ведущий: Прибежал Колобок домой.
Дед и Баба: Где ты был, Колобок? Мы о тебе сильно беспокоились!
Колобок: Я, дедушка и бабушка, в церкви был, святой водой окропился и вам красных яичек принес. Будет чем на Пасху разговеться!
Из газеты «Воскресная школа», № 13, апрель 1998 г.
Перед нами примечательная попытка не только создания «утешительного конца», но и христианизации «языческой» сказки,что в конце концов создает образец классического двоеверия, характерного для народной картины мира.
Однако самое сказку не изменишь, она, насколько нам известно,чрезвычайно устойчива, и остается утешаться удачливостью еще одного не менее подвижного «круглого персонажа», который счастливо перебрался в другой сюжет, где стал героем-победителем: это Покати-горошек(АТ312D).