Смекни!
smekni.com

Пути и перепутья Валерия Брюсова (стр. 1 из 2)

Латышев М.

1

Скандалы, скандалы, скандалы...

Все тридцать лет, которые Валерий Брюсов работал в литературе, они сопровождали его. Пожалуй, до Брюсова таких скандалезных поэтов в русской поэзии не было. Маяковский со своей желтой кофтой, так же, как и прочие футуристы, включая Игоря Северянина, появились лет через пятнадцать после первого, шокировавшего не только окололитературную публику поступка Брюсова - публикации стихотворения, состоящего из одной строки:

О, закрой свои бледные ноги!

В последние годы девятнадцатого века он был неоспоримым лидером московских "декадентов", постоянных героев газетных фельетонов и салонных сплетен.

Владислав Ходасевич вспоминает:

"Когда я увидел его впервые, было ему года двадцать четыре, а мне одиннадцать. Я учился в гимназии с его младшим братом. Его вид поколебал мое представление о "декадентах". Вместо голого лохмача с лиловыми волосами и зеленым носом (таковы были "декаденты" по фельетонам "Новостей дня") -увидел я скромного молодого человека с короткими усиками, с бобриком на голове, в пиджаке обычнейшего покроя, в бумажном воротничке. Такие молодые люди торговали галантерейными товарами на Сретенке".

Однако ординарным молодым людям из галантерейных лавок на Сретенке не дано было стать Валериями Брюсовыми. Увы!

Он был по складу характера упорным тружеником, равно сочетающим в себе тонкую лиричность поэта и холодную рассудочность ученого, причем ученого уже нового, двадцатого, века, осваивающего области знаний, неведомые в веке девятнадцатом, когда начиналась литературная жизнь Валерия Брюсова.

На его судьбе, может быть, ярче всего отобразились извилистые дороги русской литературы, никогда не бывшей единой по своим нравственным устремлениям, странно сочетавшей в себе в одно и то же историческое время такие непохожие явления, как, например, поэзия Боратынского и Рылеева, философские работы Чаадаева и Хомякова, проза Достоевского и Салтыкова-Щедрина, публицистика Михайловского и Владимира Соловьева.

И Валерию Брюсову, казалось, суждено было стать воплощением этой противоречивости, одинаково осиянной и вопросами Вечности, и сиюминутными социальными вопросиками.

В двадцать два года, еще сам не освоив толком всех тонкостей поэтического ремесла, Брюсов самоуверенно давал советы юному поэту:

Юноша бледный со взором горящим,Ныне даю я тебе три завета:Первый прими: не живи настоящим,Только грядущее - область поэта.Помни второй: никому не сочувствуй,Сам же себя полюби беспредельно.Третий храни: поклоняйся искусству,Только ему, безраздумно, бесцельно.

Если разобраться, это он себе самому намечал программу действий в искусстве и жизни, себе указывал: "...не живи настоящим, / Только грядущее область поэта"; себя призывал: "...никому не сочувствуй, / Сам же себя полюби беспредельно"; себя обрекал на непростое служение: "...поклоняйся искусству,/ Только ему, безраздумно, бесцельно".

И, в общем, все три совета-завета Валерий Брюсов в той или иной степени соблюдал в собственной жизни и творчестве. Особенно, возможно, второй, что отразилось на его взаимоотношениях с другими поэтами, да и на взаимоотношениях более интимных, протекающих не на глазах читателей и поклонников, - с домашними, окружающими, женщинами.

2

Он родился 13 декабря 1873 года в семье, далекой от литературы и искусства, был в каком-то смысле "парвеню" среди друзей и соратников-символистов. Однако лишь совсем пристрастный человек будет утверждать, будто влияние Валерия Брюсова на русскую поэзию (да и на всю предреволюционную жизнь России!) менее значительно, чем влияние, скажем, профессорского сына Бориса Николаевича Бугаева, более известного под псевдонимом Андрей Белый, или сына мелкого помещика из-под Шуи Ивановской губернии Константина Дмитриевича Бальмонта.

Дед поэта, Кузьма Андреевич, был крепостным человеком графа Брюса, откуда и фамилия такая -Брюсов. Отличался Кузьма Андреевич деловой сметкой и хваткой, и отнюдь не "вел соху под барский бич", как уверял его внук уже при советской власти, а работал буфетчиком. К 1859 году он сумел скопить достаточно денег, чтобы выкупить из крепостной зависимости себя с семьей, после чего переехал из Костромской губернии в Москву, где занялся торговлей товаром редким - пробками.

Дела Кузьмы Андреевича шли куда как успешно. Он купил дом на Цветном бульваре, а после его смерти осталось около двухсот тысяч капиталу, деньги по тем временам большие.

Кажется, сына своего Якова Кузьма Андреевич недолюбливал, хотя я дал ему неплохое образование, -по крайней мере, торговое дело он передал другому сыну, Авиве, а дом на Цветном бульваре завещал внукам, сыновьям Якова, - Валерию и Александру. Видимо, причина такого отношения отца к сыну кроется в том, что скучной торговле Яков Кузьмич предпочитал общество "передовой молодежи" да и женился на "стриженой". Матрене Александровне Бакулиной, атеистке в духе некоторых героинь Тургенева и Боборыкина.

Переулки между Цветным бульваром и Сретенкой в дореволюционной Москве считались не самыми аристократическими кварталами. Скорее - наоборот. Именно здесь находились самые известные в Первопрестольной "злачные места", и тому, кто захочет представить атмосферу этого района, стоит перечитать очерки Гиляровского - они как раз о временах жизни там Валерия Брюсова, о годах, когда формировался его характер.

Впрочем, кроме Цветного бульвара и его окрестностей, хорошо знал Валерий Брюсов и иную Москву, совершенно с другой жизнью, населенную другими людьми, ведь учился он в престижнейшей Поливановской гимназии, которую посещали сыновья самых известных в Москве фамилий, а после гимназии поступил на историко-филологический факультет Московского университета, весь девятнадцатый век поставлявший русской литературе виднейших ее представителей, с Жуковского и "архивных юношей" начиная.

Интерес к литературным занятиям у Валерия Брюсова пробудился рано, чуть ли не в десять лет.

"На пути в гимназию, - вспоминал он позднее, -я обдумывал новые произведения, вечером, вместо того, чтобы учить уроки, я писал".

Еще в студенческие годы Валерий Брюсов издал три тоненьких выпуска книги под названием "Русские символисты" и сборник собственных стихотворений с претенциозным названием "Шедевры", ни больше, ни меньше! Причем название было написано по-французски.

Слава Брюсова началась, кажется, с издевательских рецензий Владимира Соловьева на выпуски "Русских символистов" в журнале "Вестник Европы", с пародией выдающегося философа, литературного критика, поэта на творчество студента и его малочисленных единомышленников.

Над зеленым холмом,Над холмом зеленым,Нам влюбленным вдвоем,Нам вдвоем влюбленнымСветит в полдень звезда,Она в полдень светит,Хоть никто никогдаТой звезды не заметит.Но волнистый туман,Но туман волнистый,Из лучистых он стран,Из страны лучистой,Он скользит между туч,Над сухой волною,Неподвижно летучИ с двойной луною.

Пародия Соловьева не только передает "аромат" первых публикаций Валерия Брюсова со товарищи, но, окажись она ненароком под одной обложкой с ранними произведениями Брюсова, мало кто отличил бы пародию от стихотворений, написанных "сурьезно".

Свою литературную деятельность Брюсов начал почти одновременно с москвичом Константином Бальмонтом и петербуржцами Зинаидой Гиппиус, Димитрием Мережковским, Федором Сологубом, придерживающимися приблизительно тех же эстетических взглядов, что и он. В истории русской поэзии они оказались людьми, с которых начался ее "серебряный век", действительный ее расцвет, сравнимый по итогам разве что со временем работы в поэзии Пушкина л его старших и младших современников.

3

Из размышлений Владислава Ходасевича:

"Символисты не хотели отделять писателя от человека, литературную биографию от личной. Символизм не хотел быть только художественной школой, литературным течением. Все время он порывался стать жизненно-творческим методом, и в том была его глубочайшая, быть может, невоплотимая правда...". Из трактата Валерия Брюсова "О искусстве":

"Художник не может большего, как открыть другим свою душу. Нельзя предъявлять ему заранее составленные правила. Он - еще неведомый мир, где все ново. Надо забыть, что пленяло у других, здесь иное. Иначе будешь слушать и не услышишь, будешь смотреть, не понимая".

Когда сейчас, с расстояния времени, смотришь на сделанное Валерием Брюсовым в литературе, во-первых, поражает быстрота, с какою совершенствовалась его душа, а значит, и творчество; во-вторых, вызывает почтительную робость объем написанного им, многообразие его интересов: от десятков книг стихов и переводов с разных языков до нескольких книг прозы и теоретических статей, романа "Огненный ангел", мелких рецензий в нескольких редактируемых им на протяжении жизни журналах; в-третьих, удивляет этот, подмеченный В. Ходасевичем, сплав жизни и литературы, когда самые изощренные психологические переживания поэта оказываются лишь отражением реально существовавших взаимоотношений мужчины с женщиной или, наоборот, на эти взаимоотношения переносятся как самые светлые, так и самые темные озарения поэта, что приводит к результатам трагическим, вплоть до самоубийства - хоть в перетекании литературы в жизнь и жизни в литературу есть глубочайшая правда, но она ведь - учтем - невоплотимая.

Порой кажется, что Валерий Брюсов не столько естественно и просто жил, сколько играл в жизни определенную роль, конструировал свою биографию, как некое художественное произведение, и уже это -сконструированное - возвращал в поэзию, выдавая искусственность за естественность.

Поклонник Верхарна, отрицатель Художественного театра, демиург, изрекающий непреклонные мнения, тонкий знаток поэзии русской и мировой, демонический мужчина, разбивший не одно женское сердце и доведший до самоубийства перед Первой мировой войной юную поэтессу Надежду Полякову, наркоман, привыкший в "годы душевной усталости и повального эстетизма" к морфию, а после революции пристрастившийся к героину - это игра на публику, сконструированный Валерием Брюсовым Валерий Брюсов. Подлинная же его суть, неистребимые мужицкие корни, исконная приязнь к родной природе и истории прорывались вдруг такими стихами: