С вышеназванным условием связано и другое — требование запрета на введение иноземных обычаев. Ведь именно с иноземными законами связывались изменения в обычаях и делах русского государства, которые разожгли Смуту. Видимо, иностранное засилье времен Смуты настолько сильно повлияло на сознание русских людей, что еще долго будет сохраняться идея, высказанная в трактате: “И то таково же не приносит доброго конъца в государстве, коли обычаи иноземъские въ государьстве приимают”.
К правовым и политическим рекомендациям можно отнести и требование ограничения власти приказных людей в государстве: “И тая власть приказныхъ людей чтобы по постановленью, в судебниках описаному, а не болши ширилась над подданными”. Это интересная мысль, показывающая, что в России постепенно усиливалось влияние государственной бюрократии. Трактат же рекомендует сосредотачивать власть в руках “добродетельного” государя.
Отдельное и большое рассуждение посвящено тому, что бояре имеют право свободно рассуждать о делах. По мнению автора трактата, подобная практика принесла бы государству только пользу.
Есть в трактате советы и внешнеполитического характера. Так, рекомендуется государям избегать “желанье и хотенье” к захвату чужих царств. В то же время всячески поддерживается то, что государи занимаются такими делами, “которые помогли бы государству разрастаться и шириться”.
Не забыта и судебная система. В качестве прямого совета русским правителям, пишется: “Всякий опять начальникъ и судия постановленны къ разсуждению различныхъ дел долъжен есть правды беречи и по описаных субедниках судити”. Кроме того, рекомендуется “собирати людей мудрыхъ и богобоязныхъ, которые бы были праведными и лакомством возгнушались”.
Как можно было заметить, трактат “О причинах гибели царств” является одним из самых глубоких произведений начала XVII столетия, в котором рассмотрены различные стороны и правила государственного устройства. Вызванный к жизни трагедией Смуты, этот трактат всячески подчеркивает необходимость возрождения старины — и в моральном, и в политико-правовом аспектах. При этом специально оговаривается, что государство должно быть устроено так, чтобы служить для блага всех людей. Только в этом случае автору трактата представляется возможным возвращение России к былой “добродетельности” и “благонравию”.
Сам по себе трактат “О причинах гибели царств” был очень популярен и получил широкое распространение в русской литературе XVII — начала XVIII века. А один из списков этого памятника находился в библиотеке Петра I.