Смекни!
smekni.com

Русский язык и духовное состояние общества (стр. 2 из 2)

Простой пример "капитализации" сегодняшних речевых отношений в деловом коллективе. Если раньше деятельность руководителя контролировалась и была отчасти подотчетна партийному, государственному и профсоюзному начальству, то нынешняя производственная организация поставила во главе многих коллективов людей, деятельность которых бесконтрольна при пассивном отношении со стороны самих работников. Ослабление речевой "спайки" общества (русской коллективности и соборности), отсутствие честного и продуманного замысла реформаторов, отсутствие связей с общественностью и провалы в экономике – звенья одной цепи.

Всякая интеллектуальная деятельность – деятельность речевая (об этом внятно писал академик РАО Ю.В.Рождественский в статье "Хорош ли русский язык?" в ЛГ 4 октября 1996 г. – осознали мы мысли выдающегося, ныне покойного филолога?). Труд политика, юриста, ученого, педагога, священника, врача, военного, предпринимателя – речевой., и если такой человек не владеет речью, родным языком, его деятельность не может быть продуктивной. Насколько каждый из специалистов получает у нас должную речевую подготовку? В вузах введен предмет "русский язык и культура речи", но его программа ограничивается изучением норм литературного языка (как правильно говорить "звОнит" или "звонИт", какое слово выбрать из ряда синонимов). Обучать следует речевому творчеству, которое необходимо каждому человеку как гражданину общества и профессионалу-специалисту.

Язык и школа. Языковая подготовка пронизывает насквозь весь школьный учебный процесс – в классической школе (например, Царскосельском лицее или Лицее имени Цесаревича Николая) существовало требование владения хорошим русским языком ко всем педагогам-специалистам. И этому есть объяснение: каждый учитель выражает знания и общается только на русском языке, а воспитание возможно только с помощью слова. Какие же могут быть знания, если педагог и учащиеся не владеют языком? В сущности, методика есть педагогическое красноречие, ибо подготовка хорошего преподавателя всегда выражена в том, как он общается со своими учениками. Увы, ни пропаганда хорошего языка, ни обучение педагогической риторики как искусству общения с учениками не находятся в светлой точке нынешнего педагогического сознания.

Язык и политика. Эта сфера будет в ближайший год едва ли не важнейшей вследствие предстоящих президентских выборов. Кто на эту тему что-нибудь внятное произнёс или написал (хотя бы на страницах ЛГ)? Всякий политик – прежде всего ритор, т.е. мастерский оратор и писатель. "Политика есть общение…" (Иван Ильин). Много ли у нас написано исследований о политической риторике как искусстве организации политической жизни общества с помощью Слова (речи, языка)? Между тем, нас ждут в самое ближайшее время "слова, слова, слова…" Но наши политики даже начального риторического образования не имеют, до всего доходя "опытным" путём. Конечно, "ораторами становятся" (как говорили в древности), но не потому ли так несовершенна наша демократия, что не понимает: в основе политических процессов, воспитания политика-профессионала лежит осознание речевых (ныне говорят: "коммуникативных") процессов в обществе, а в основе подготовки политика лежит язык?

Язык и СМИ. Это центр сегодняшней речевой и идеологической жизни общества. СМИ стали "первой" властью вследствие авторитетности по степени влиятельности на умы людей, создание настроения и стиля как материальной, так и духовной жизни. Этому находится ясное филологическое объяснение: речь СМИ - коллективный вид языкового творчества, результаты которого представляются миллионной аудитории, которая, словно завороженная, внимает и доверяет сказанному. В то же время текст СМИ не храним в культуре (не "культурный" текст), поскольку результаты этого труда не хранятся в памяти аудитории: мы легко забываем то, что смотрели по ТВ, едва ли не на следующий день. Коллективность творчества, авторитетность, нехранимость в культуре создают из СМИ (и массовой коммуникации в целом) монстра, спрута, чудовище, совладать с правилами поведения которого не представляется возможным… Наконец-то президент признался на встрече с молодыми писателями, что больше всего ему говорят о том, что пора менять ситуацию в СМИ, да, увы, не ответил Владимир Владимирович на поставленный вопрос –сказал нечто о потребностях рекламы… Скажем правду: ВВП не в силах поменять сетку вещания на ТВ, т.е. на Первом канале или на "России" в воскресенье вечером показать что-либо иное, кроме до тошноты надоевших американских фильмов, "Кривого зеркала" и подобной продукции, от которой стонет стоном всякий здравомыслящий человек.

Обратим внимание: стон стоит от многого в государственных СМИ… "Литературка" сломала много копьев, судя по блестяще написанным статьям в "ТЕлеведении", но воз почти не движется… Такова цена Слова в демократическом сообществе, и это в некотором смысле, качество нашей демократии: говорить можно, но эффекта от сказанного почти никакого. Конечно, капля камень точит, но какое коллективное сообщество должно выразить мнение о том, чтобы в России было позволено по воскресеньям (не дважды в году - на 23 февраля и на 9 мая) видеть на государственных каналах не пошлейше развлекательную программу и не фильм-подарок от дяди Сэма?

Как-то президент (кстати, очевидно, что именно Путин на сегодня главный "ритор" страны, ежедневно-двухминутным появлением на телеэкране руководящий жизнью государства), будучи на Афоне, сказал: "Ведь и святой Георгий Победоносец побеждает не мечом или копьем, а словом". Эта мысль была повторена на встрече с молодыми писателями. Но что есть Слово – во всех областях нашей жизни? Что есть русский язык, проникающий во все области науки, искусства, обстоятельства общественного и личного бытия? На эту тему надо бы серьёзно и не кратковременно (не "год", а вечно) говорить, писать, внушать. Тогда от плодов уст своих, может быть, вкусим добро.