Смекни!
smekni.com

"Преступление и наказание" Ф.М. Достоевского. Опыт систематического анализа (стр. 8 из 8)

Иными словами, Порфирий выражает словами все то, что Соня может только дать почувствовать в своей любви. Логика Порфирия, любовь Сони и ужас от страшного конца Свидригайлова вместе подвигают Раскольникова на решительный шаг — явку с повинною. Это еще не отказ от теории (даже идя доносить на себя, Раскольников восклицает: “Никогда, никогда не был я сильнее и убежденнее, чем теперь!” - 6; 400), но это необходимое условие для последующего воскресения: Раскольников начинает искупать свою вину страданием и кладет начало своему воссоединению с людьми.

Эпилог и его роль в романе.

В оценке эпилога мнения исследователей как правило, разделяются: одним он кажется натянутым, монологически прекращающим полифонию голосов в романе, искажающим первоначальный замысел характера Раскольникова. Нам же кажется, что он логически вытекает из всей философской концепции романа.

Поначалу Раскольников и на каторге остается верен себе, относится ко всем окружающим его людям с бессознательным презрением, чем заслуживает всеобщую ненависть, но затем жизнь, которой он доверился, “берет свое”. Однажды он попадает в острожную больницу, и это заболевание сливается в читательском восприятии с его общим болезненным состоянием на протяжении всего романа. Но только здесь символически изображается его окончательное выздоровление. Идея покидает его ум после апокалиптического видения, где она показана в полном развитии своей разрушительной силы — в виде моровой язвы, уничтожающей чуть ли не все человечество. Но Достоевский не заставляет Раскольникова прямо разубедиться и отказаться от своей теории, что выглядело бы откровенно натянуто. Просто в какой-то момент герой перестает жить одним “эвклидовским” разумом, выполняющим одну и ту же всеразлагающую самоаналитическую работу, и отдается “живой жизни”, непосредственным сердечным чувствам. Отметим также, что это стало возможно для него только вне Петербурга, которому в эпилоге противопоставлено первое за весь роман описание природы — необозримые просторы степи с юртами кочевников, где “как бы самое время остановилось, точно не прошли еще века Авраама и стад его” (6; 421). Этот пейзаж вызывает ассоциацию с библейским временем, когда человечество еще только начинало осваивать Землю и познавать Божьи законы, медленно, веками нащупывая обратный путь к Богу после грехопадения. Он символически знаменует собой начало новой, трудной и еще неизвестной жизни героя – возвращение к первоистокам бытия, к Земле, к источникам «живой жизни» и следующее за тем возрождение. И первым живым чувством, воскресившем его, была любовь к Соне. До сих пор на протяжении всего романа он только пользовался ее любовью как единственой нитью, связывающей его с людьми, но отвечал ей одной холодностью, жестоко мучая и безжалостно перекладывая часть своей тоски на ее хрупкие плечи. Ныне же, по выздоровлении от болезни его безотчетно потянуло к ней и “бросило к ее ногам”. Это уже не демонстративный жест, подобно поцелую ноги при первом свидании, но символический знак смирения в любви “гордого человека”. Теперь «сердце одного заключало в себе бесконечные источники счастья для другого». Евангелие пока еще не читается Раскольниковым. Но мы помним, что у самого писателя как раз на каторге произошел духовный перелом и потому естественно можем предположить, что он верит в реальность будущего прихода к Истине и воскресение своего героя.

Контрольные вопросы к "Преступлению и наказанию":

1. какое место занимает роман "Преступление и наказание" в творчестве Достоевского?

2. Каковы основные принципы изображения героев Достоевским?

3. Каким предстает перед нами Петербург в "Преступлении и наказании"? В чем отличие образа Петербурга у Достоевского от Петербурга Пушкина, Гоголя, Некрасова?

4. Чем было спровоцировано появление на свет и окончательное формирование теории Раскольникова? изложите сущность самой теории.

5. Каковы были мотивации Раскольниковым своего преступления?

6. Как изменялось душевное состояние Раскольникова до и после совершения преступления? В чем состояло само преступление? Расскажите о смысле названия романа.

7. Кого и на каких основаниях можно считать двойниками Раскольникова?

8. Какова роль снов в романе?

9. В чем специфика женских образов романа?

10.Какую роль в судьбе Раскольникова сыграли семья Мармеладовых, Соня, Порфирий, Свидригайлов?

11.В чем значение эпилога романа?

Список литературы

1. Анненский И. Книга отражений. Статьи разных лет. // Избранное. М., 1987.

2. Белов С.В. Роман Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание". Комментарий. М., 1985.

3. Бердяев Н.А.Миросозерцание Достоевского. // О русских классиках. М., 1993.

4. Кожинов В. "Преступление и наказание" Ф.М.Достоевского. // Три шедевра русской классики. М., 1971.

5. Мочульский К.В. Достоевский. Жизнь и творчество // Гоголь. Соловьев. Достоевский. М., 1995.

[1] Ф. М. Достоевский, Письма.1832-1881.Т. I-IV, М.-Л., 1928-59. Т.II, с. 169.

[2] Впервые обратил внимание на эту деталь Г.Мейер в книге “Свет в ночи” (О "Преступлении и наказании"). Опыт медленного чтения. Франкфурт на Майне, 1967.

[3] Все выделения жирным шрифтом в цитатах Достоевского принадлежат автору статьи, выделения курсивом — самому Достоевскому.

[4] Мочульский К.В. Достоевский. Жизнь и творчество // Гоголь. Соловьев. Достоевский. М., 1995. С.366.

[5] Альми И.Л. К вопросу о психологизме Достоевского ("Преступление и наказание"). // Достоевский и современность. Материалы VIII Международных “Старорусских Чтений” 1993г. Новгород 1994. С.11.

[6] Анненский И. Книга отражений. Статьи разных лет. // Избранное. М., 1987.

[7] Кожинов В. "Преступление и наказание" Ф.М.Достоевского. С.149.