Смекни!
smekni.com

«С мечтой «очеловечить» человека» (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») (стр. 4 из 5)

Психологический поединок Раскольникова с Порфирием Петровичем приводит к победе Порфирия. Есть что-то в их острых диалогах от игры кошки с мышью, это отмечает про себя Родион, чувствуя, как простоватый внешне, чем-то раздражающий Порфирий загоняет его в угол, умно, иронично высмеивает его философию. Следователь с насмешкой спрашивает, как же отличить необыкновенных от обыкновенных, клеймо, что ли ставить? И что будет, если перепутают люди свою принадлежность и начнут «устранять все препятствия». Но ответ на этот вопрос, поставленный в середине романа, будет дан только в конце, в эпилоге, символическом сне Родиона, как логический вывод из ложной концепции героя. Пока Порфирий только расставляет сети, чтобы доказать очевидность заблуждений Раскольникова, для самого преступника беседа со следователем, как и многое другое, становится источником дальнейшего преображения.

Сложный путь героя к познанию смысла жизни.

Мысль об очистительном страдании звучит в романе неоднократно. «Страдание – великая вещь», - говорит Порфирий, развенчивая теорию «сверхчеловека». Он же указывает на единственно возможный путь самоутверждения личности. «Станьте солнцем, вас увидят». Иначе: лишь через положительное, высокое, человечное можно возвыситься, обрести новую веру и вернуться к достойной жизни советует Порфирий. Но подлинным носителем этой веры в романе Достоевский делает Соню Мармеладову. Не случайно. То, о чем рассуждал Порфирий, Соня глубоко почувствовала на своем печальном опыте.

Девушка задела что-то в сердце Родиона, еще когда Мармеладов в распивочной рассказал о ее жертвенном поступке: она ушла на улицу, чтобы спасти от голода детей своего отца (от второй жены).

В самые трудные, самые тяжелые для него дни Родион, порвавший всякую связь с близкими, в глубоком одиночестве несет свою боль. И когда она становиться невыносимой, он идет к Соне. Именно в ее униженной обстоятельствами и прекрасной в существе своей душе ищет успокоения несчастный молодой человек.

Несмотря на совершенное, казалось бы, несходство этих людей, есть в них общее. Соня, как и Раскольников, сломила себя, растоптала чистоту. Раскольников, отрицая саму идею жертвенности, говорит Соне, что она тоже «переступила», «смогла переступить». «Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь… свою (это все равно)». Оговорка («все равно») показательна. Ведь на самом деле совсем не все равно: Соня спасала детей, а Раскольников убил женщин. Но в данном случае речь о нравственной гибели личности. В этом смысле они одинаково трагичны. Раскольников объясняет это Соне: «Ты могла бы жить духом и разумом, а кончишь на Сенной…»

Раскольникова влечет к Соне не только некая общность судеб («убийца и блудница»), но уже осознанное ощущение того, что человек не может быть один. Это противоестественное состояние должно быть преодолено, поскольку жизнь закономерно предполагает общение. Кто-то всегда должен быть рядом – понять, помочь, пожалеть. Даже пьяница Мармеладов, принесший много горя семье, считает: «Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть кто-нибудь можно было пойти», «… ведь надобно же, чтоб у всякого человека было хоть одно такое место, где бы и его пожалели». В этом смысле Раскольников видит свое спасение в участии к нему Сони.

Бедностью, отверженностью был вначале отделен Родион от людей. Поэтому и появилась у него «наполеоновская» программа. После ее бесславного осуществления он сам не может переносить общения с кем бы то ни было, более всего – с самыми близкими и дорогими, - матерью и сестрой. Но когда отчуждение достигает своего апогея, рождается страстная тяга к теплу тех, кто сам пережил падение и сможет понять надрыв, одиночество. В отношениях Раскольникова и Сони, а позже Раскольникова и каторжан происходит очень важный для автора поворот личности от страдания к состраданию, от эгоистического самоуглубления к способности любить несчастных.

Соня, с присущей ей добротой, не понимая сложных философских исканий Раскольникова, чувствует главное: он «ужасно, бесконечно несчастен», и она нужна ему. Для Раскольникова же Соня – воплощение бесконечных нравственных мук. Отсюда проистекают странные на первый взгляд порывы Раскольникова: «Вдруг он весь быстро наклонился и, припав к полу, поцеловал ее ногу». Родион объясняет изумленной девушке: «Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился». А когда Соня говорит: «... я бесчестная, я великая, великая грешница!», Раскольников «почти восторженно» размышляет о положении Сони, но так соотносится это с жизнью собственной, что кажется, будто он о себе говорит или думает: «А что ты великая грешница, то это так, - прибавил он почти восторженно, - а пуще всего тем ты грешница, что понапрасну умертвила и предала себя. Еще бы это не ужас! Еще бы не ужас, что ты живешь сама (только стоит глаза раскрыть), что никому ты этим не помогаешь и никого ни от чего не спасаешь! Да скажи же мне наконец, - проговорил он, почти в исступлении, - как этакой позор и такая низость в тебе рядом с другими противоположными и святыми чувствами совмещаются? Ведь справедливее, тысячу раз справедливее и разумнее было бы прямо головой в воду и разом покончить».

В этот момент сходство между собеседниками кончается, потому что Соня отвечает: «А с ними-то что будет?» (с детьми). Здесь – вся Соня. Раскольников, думая о самоубийстве, понимает, что не сможет его совершить, так как побеждает чувство самосохранения, страх перед смертью. Меньше всего он в этот момент о близких. Раскольников стоит пока на полпути к правде. И даже по отношению к Соне побеждает не лишенное эгоизма побуждение. Именно ей изливает свою боль Родион. «За одним и звал, за одним приходил: не оставить меня. Не оставишь, Соня?» И далее: «… за что ты меня обнимаешь? За то, что я сам не вынес и на другого пришел свалить: «страдай и ты, мне легче будет!» Родион знает: Соня пойдет за ним на каторгу, разделит его долю, что дает ему силу, просветляет будущее. Тем не менее сдвиг в переживаниях героя есть. Смутно намечается потребность искупить свою вину, потому что «страдание и боль всегда обязательны для широкого сознания и глубокого сердца».

Колебания, сомнения, терзания героя особенно очевидны в сопоставлении с судьбой Сони. Раскольников начинает искать в своей душе, сознании истоки ошибочных взглядов и поступков. Родион размышляет, почему он не убил себя, а явился с повинной. Ответить на этот вопрос он не может. Но автор намечает перспективу, говоря: герой «не мог понять, что уж и тогда, когда стоя над рекой, может быть, предчувствовал в себе и в убеждениях своих глубокую ложь. Он не понимал, что это предчувствие могло быть предвестником будущего перелома в жизни его, будущего воскресения его, будущего нового взгляда на жизнь».

Наказание собственной совестью страшнее всего для Раскольникова, чем каторга. Однако эти муки не приносят Раскольникову успокоения. Его иногда даже раздражает вечная терпеливость Сони, чуждо ему и окружение – каторжане. В этой части манера повествования изменяется. Оно более исходит от автора: Раскольников замыкается в себе. Исчезает былая экспрессивность слова, взволнованность интонации. Тем не менее внутренне напряженное действие романа не прерывается. Перед Раскольниковым намечается новая возможность – преодолеть свой душевный раскол (вот где таится мотивация фамилии героя), обрести основу иного бытия. А конкретнее: от самонаказания перейти к принятию мира, вырваться из узких границ своего «я». По Достоевскому, эта перспектива – в любви. Какой? Ответ не однозначен.

Постепенно, несмотря на внутренне сопротивление, Раскольников, сосланный на каторгу, понимает, что Соня, с ее религиозностью, им не принятой, добротой, милосердием, открытым для людей сердцем, становиться частью его существования. Как логическое завершение этого открытия звучит просьба принести ему Евангелие: «Разве могут ее убеждения не быть теперь и моими убеждениями? Ее чувства, ее стремления по крайней мере…» Раскольников видит: религия, вера в бога для Сони – то единственное, что осталось ей «подле несчастного отца и сумасшедшей от горя мачехи, среди голодных детей, безобразных криков и попреков». Раскольников хочет принять Сонину веру по убеждению (он так и не открыл Евангелие, которое она ему дала), а потому, что глубокое доверие к Соне, возникшая в нем благодарность заставляют его смотреть на мир ее глазами.

Для самого Достоевского понятие «бог» мало что общего имеет с христианскими постулатами. В этом образе слиты представления о высших началах бытия: вечной красоте, справедливости, любви. Соня придерживается скорее традиционной веры. Раскольников же приходит к выводу, что бог – воплощение гуманности, способности служить несчастным, падшим (как некогда он сам). То, что делала Соня практически, Раскольников постиг в сущности проявления. И затем естественно обратил свой взор к каторжникам и почувствовал, что он им нужен, осужденные, отверженные, так же как он сам от Сони, ждут помощи. Вот что дает первый проблеск счастья душевного очищения героя. На этом прерывается история преступления и наказания.

Достоевский приводит своего героя к мысли о необходимости жить настоящей, а не придуманной жизнью, утверждает себя не через человеконенавистнические идеи, а через любовь и доброту, через служение людям. Интересна образная перекличка: в начале романа писатель говорит о болезни Раскольникова как об определенной реакции на события, в конце, в эпилоге, после болезни будто прозревает герой, что-то тягостное , темное растопилось в его сердце. Переболел Раскольников «бонапартизмом», фантастической и страшной идеей, очнулся от бреда и стал выздоравливать. «Они оба были бледны и худы, но в этих больных и бледных лицах уже сияла заря обновленного будущего, полного воскресения в новую жизнь.