Смекни!
smekni.com

«С мечтой «очеловечить» человека» (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») (стр. 5 из 5)

Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого». Достоевский тем не менее не облегчает путь к грядущему, так как новая жизнь не даром достается его герою, «ее надо еще дорого купить, заплатить за нее великим, будущим подвигом…». Но о «постепенном обновлении человека, истории постепенного перерождения его» писатель предлагает рассказать в новом произведении. Сложен и мучителен путь Раскольникова к познанию смысла жизни. От преступления, которое искупается страшными страданиями, к вниманию, состраданию и любви к тем самым людям, которых хотел презирать, считать ниже себя гордый юноша».

Как к кривом зеркале, предстает перед Раскольниковым его идеал «сильной личности» в Свидригайлове, уверенном, что ему позволено все: насилие, убийство, разврат. В образе Свидригайлова видится воплощение «идеи» Раскольникова в ее законченном виде: с утверждением любой подлости правом сильного. Уродство облика и поведения Свидригайлова наглядно демонстрирует тот финал, к которому приходит каждый, кто исповедует поклонение порочной воле.

Однако преступления не остаются безнаказанными. Эта мысль Достоевского нашла воплощение не только судьбе Раскольникова, но и в страшном падении Свидригайлова. В финале он с ужасом понимает, что для него нет возвращения к подлинной жизни. Свидригайлов – не одиночный злодей. Действующие лица романа делятся на две группы: с одной стороны - Раскольников, Мармеладов, Разумихин, с другой – Свидригайлов, Лужин, Лебезятников. Противопоставлением этих характеров подчеркивает писатель контрасты современной ему действительности с ее социальном неравенством, угнетением одних и богатством и вседозволенностью других.

Все действия романа происходят в той части Петербурга, где жили бедняки. Серый, мрачный город, в котором на каждом углу распивочные, зазывающие бедняков залить горе, пьяные толпы на улицах, проститутки, женщины, бросающиеся с моста в воду. Страшное царство нищеты, бесправия, болезней. В таких условиях рождались лжеусловия силы. Но, появившись однажды в человеческом сознании, они модифицировались в другой социальной обстановке. Это хорошо понимал великий художник. Поэтому исступленными красками написал он картину заблуждений, страданий, на высокой ноте воспел пробуждение Раскольникова. А в «Дневнике писателя» за январь 1876 года, размышляя о далеком грядущем, заметил: «Я не хочу мыслить и жить иначе, как с верой, что все наши девяносто миллионов русских (или там сколько их тогда народиться) будут все, когда-нибудь, образованны, очеловечены и счастливы».

Идеалы действенной гуманности, духовной гармонии никогда не потеряют своего назначения. Близки они и нам. Немудрено, что традиции Достоевского живо восприняты современной литературой.

Писатель определил свое творчество как «фантастический реализм». Удивительно краткая, емкая и глубокая характеристика. Автор «Преступления и наказания» с редкой смелостью вскрыл внутренние закономерности преступного мира, трагедию разуверившейся в людях личности, с другой стороны, здоровые тенденции преодоления противоречий. Во всем появился воистину трезвый реализм. Вместе с тем писатель до «фантастических» размеров сгустил переживания героев, усилил столкновение архизлодейства со сверхчистотой и добротой, создал непереносимо тягостные коллизии. Но именно это свойство таланта позволило сказать о реальном содержании жизни с такой силой, что даже голос Достоевского продолжает предостерегать и ныне: преступление – это гибель души, полное ее одиночество, отчуждение от живого мира, вернуться в него можно лишь силой сопротивления человеконенавистническими идеями и действиями.

Заключение.

Роман, рассказывавший об убийстве и страданиях людей, имеет неожиданно светлый конец. Человек, опустившийся, казалось бы, до самого страшного, принявший за основу своего существования теорию, предполагающую уничтожение других людей, пережил сильное потрясение и пришел к необходимости сменить свое мировоззрение. Даже маленькая бесчеловечность непременно ведет к бесчеловечности в большем, а, может быть, и в глобальном масштабе. Во главу жизни каждого должна быть поставлена любовь. Лишь тогда люди смогут очеловечиться и стать счастливыми.

Роман ”Преступление и наказание” отразил тревогу Достоевского за будущее человечества. Его страшили все усиливающаяся власть денег, падение нравственного ориентира, обилие преступлений, с которыми ему приходилось сталкиваться на каждом шагу. И он настойчиво искал выход из кричащих противоречий буржуазного общества. Писатель попытался решить вопрос о пагубности анархического бунта, о возможности изменить существующий миропорядок без революционных потрясений, путем перевоспитания человека через проповеди религиозного смирения и очищающего страдания. Он поставил и попытался решить также глобальные вопросы бытия, как жизнь и бессмертие, добро и зло в окружающем мире, вера и безверие, отношение общества к личности. В романах и повестях Достоевского, в его публицистических выступлениях и литературно-критических статьях отразилась тревога писателя за судьбу человечества, стремление предостеречь его от пагубных последствий учений, иных родителей всемирного счастья, призывающих пожертвовать во имя торжества абстрактных “теорий” миллионами жизней. Все эти идеи будут говорить, что они и только они спасут мир и только они знают истину, но мир не может быть спасен насильно.

Достоевский, конечно, испытывал чувство вины за страдания человеческие, за несовершенство мира. Он решительно проникается недоверием ко всем гипотезам о правах "сильных", "особенных" индивидуумов, якобы освобожденных от ответственности перед людьми за свои "чрезвычайные" "сверхчеловеческие" ("человекобожеские") поступки. Вместе с тем, тип сильной личности все более и более уясняется им - как явление художественно внушительное, исключительное, но в то же время и реальное, вполне исторически выразившееся в теории социалистов и в практике социалистическо-террористических групп. Это та "фантастическая" личность, которая кажется ему реальнее всех реальностей, это великолепный образ для романа - реалистического "в высшем смысле". Достоевский был ослеплен блеском идеи соединить историю семьи Мармеладовых с историей "человекобога" - социалиста.

А как же с великими идеалами добра и счастья для людей? Достоевский об этом говорит очень определенно: "Язва росла и продвигалась все дальше и дальше. Спастись во всем мире могли только несколько человек, это были чистые и избранные, предназначенные начать новый род людей и новую жизнь, обновить и очистить землю, но никто и нигде не видал этих людей, не слыхал их слова и голоса."

Мир Достоевского христоцентричен — этот вывод, преодолев атеистические десятилетия, выговорило наконец-то наше время. «Сияющая личность Христа, пресветлый лик Богочеловека, его нравственная недостижимость, его чудесная и чудотворная красота»— это был тот идеал, который Достоевский утверждал всей мощью своего гения.

Но мир Достоевского еще и противоречив. В этом мире «страшно много тайн»: Бог «задал одни загадки», и они «угнетают на земле человека». Здесь «берега сходятся» и «все противоречия вместе живут». Здесь обитает широкий человек Достоевского, сознание которого разорвано, сердце горит, душой правят и ангел, и злое насекомое. В одиночестве, на свой страх и риск, он обречен разгадывать тайны мира. Ум и сердце широкого человека находятся в вечной войне: «что уму представляется позором, то сердцу сплошь красотой». Широкий человек пытается постичь тайну красоты. В мире Достоевского красота есть не только спасающая сила (согласно загадочной формуле писателя «красота спасет мир»), красота еще и страшная, таинственная стихия.

Попытки описывать мир Достоевского так, будто все мучительные тайны уже разгаданы, все широкие люди сужены до нормы, а противоречивые идеалы сведены к одному утвержденному образцу, — занятие бесплодное и безнадежное: оно в прямом смысле бьет мимо цели.

Мир Достоевского жаждет правды и справедливости не когда-нибудь потом, в иной жизни, а здесь, в реальном человеческом и земном измерении. Этой жаждой жил и сам Достоевский.

Список литературы

1. Абельтин Э.А., Литвинова В.И. «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского в контексте современного изучения классики». М., «Просвещение», 1999

2. Дулуман Е.К. «Философская Антропология.» М., «Наука», 1970

3.Журнал «Новый мир» №12, Леонид Андрулайтис «Дневник писателя» М., 2005

4. Кирпотин В. Я. «Достоевский – художник» М., 1972

5. Кулешов В. И. «Жизнь и творчество Достоевского» М., 1979

6. Селезнев Ю. В. «В мире Достоевского» М., 1980

7. Смирнова Л. А. «Российская и советская литература» М., «Просвещение»,1989

8. Сараскина Л.И. «Достоевский в созвучиях и притяжениях: (от Пушкина до Солженицына)» М., «Русский путь», 2006