Смекни!
smekni.com

Биография Льва Толстого (стр. 2 из 2)

В 80-е годы Толстой также вошел в конфликт и с духовной властью. В 1900 году Толстой был публично отлучен от Церкви за кощунственное изображение Божественной Литургии в романе «Воскресение». Отлучение великого писателя от Православной Церкви – основы русской духовности, культуры, всего жизненного уклада,– стало событием, взволновавшим не только русскую, но всю мировую общественность. Сам Толстой воспринял свое отлучение невозмутимо: его внутренний конфликт с церковью начался задолго до внешнего, окончившегося так ужасно – отлучением. По его собственному признанию, вера и неверие жили в его душе, как кошка с собакой в одном чулане. Воспитанный в православной христианской вере Толстой уже с юных лет критически смотрел на историю, традиции Церкви, на ее учение. Самоуверенной мыслью он отрекся от ее опыта и попытался открыть религиозные истины самостоятельно, но пришел все-таки к истинам христианским: «Из двух лет умственной работы я нашел простую, старую вещь, но которую я знаю так, как никто не знает, я нашел, что есть бессмертие, что есть любовь и что жить надо для другого, для того, чтобы быть счастливым вечно. Эти открытия удивили меня сходством с христианской религией, и я вместо того, чтобы открывать сам, стал искать их в Евангелии, но нашел мало», – вспоминал Толстой позже о своих религиозных исканиях, результатом которых было создание своего варианта Евангелия, представляющего собой роман из жизни Христа. Толстой создал свою религию, стержнем которой стали идеи о непротивлении злу насилием. Долгое время и после смерти Толстого находились приверженцы его идей (толстовцы), которые строили свою жизнь согласно его учению: создавали коммуны, заводили общее хозяйство и жили своим трудом, обрабатывая землю (советская власть жестоко с ними расправилась в 1930-е годы).

Последнее свое крупное произведение Толстой создал через 12 лет после романа «Анна Каренина»: роман «Воскресение» он пишет 10 лет (1889-1899). Главный герой – князь Нехлюдов – мучится внезапно открывшейся ему неизбывной виной перед крестьянкой Катюшей Масловой, попавшей из-за него в публичный дом, а затем по ложному обвинению на каторгу. Проступок Нехлюдова символически вырастает в романе до общей вины высших классов перед народом, требующей немедленного покаяния и искупления. В «Воскресении» усиливается морализм Толстого и его обличительный пафос, часто в ущерб психологизму характеров, ибо всех представителей дворянства Толстой безоговорочно осуждает. В «Воскресении» Толстой доходит до отрицания государства в целом как аппарата насилия, особенно негодуя против таких его институтов, как суд, тюрьмы, каторга, армия, чиновничество, церковь.

Между последними двумя романами заключен для Толстого период очень мучительных раздумий и колебаний о своем назначении как человека и как писателя. С молодости он определил для себя цель своей жизни в полезной деятельности для общества. Писательский труд он расценивал как возможность рассказать людям о правде жизни, раскрыть зло, главным носителем которого он видел государство. Толстой считал, что писатель всегда находится в состоянии тревоги и волнения, так как «он мог решить и сказать то, что дало бы благо людям, избавило бы их от страдания, дало бы утешение, а он не так сказал, а завтра, может, будет поздно – он умрет».

Умер Лев Николаевич Толстой в 1910 году вдали от своей семьи, от которой ушел, не выдержав противоречий со своими родными во взглядах на важные для него проблемы религии и народа. Великий, известный всему миру писатель прожил долгую жизнь, с детства обуреваемый заветной мечтой: сделать всех людей счастливыми, которой он служил и словом и делом.

Романы Толстого "Война и мир" и «Анна Каренина» – вершины русской литературы и, несомненно, мировой в момент своего появления. Из этих двух романов "Война и мир" – масштабнее по своему замыслу, поскольку является романом-эпопеей.

Слово «эпический» означает «масштабный», «величественный». Эпопеей в древней фольклорной традиции называли народную героическую поэму из множества глав, в которых воспевались героические походы и подвиги героев, велики6е битвы, переселения народов – события далекого, уже легендарного прошлого, оказавшие решающее влияние на всю последующую историю нации.

"Война и мир" явились возрождением эпопеи в литературе, новым жанровым образованием, разработанным Толстым на основе исторического романа. Роман-эпопея в несколько раз больше по объему обыкновенного романа, включает в себя не одну, а несколько сюжетных линий и значительно большее количество героев, из которых не один, а три или четыре одновременно могут считаться «главными», то есть «конкурировать» между собой по значимости и оспаривать друг у друга главную роль в повествовании. Судьба их прослеживается на длительном временном протяжении, что дает возможность показать их характер в эволюции. В эпопее удается изобразить даже судьбу нескольких поколений одной семьи и выявить фамильные черты ее членов и логику ее судьбы.

В новой эпопее, как и в древнем эпосе, показываются важнейшие исторические события, свершающиеся в значительных временных и пространственных пределах, в которых принимают участие как известные исторические личности, так и широкие народные массы. Важнейшей чертой романа-эпопеи, найденной Толстым, стал постоянный переход с одного плана изображения на другой различных по масштабу планов изображения, в результате чего одно и то же событие, например сражение, показывается и широкой панорамой, глазами полководца, и с позиции рядовых участников, видящих только маленький участок боя, что позволяет нам увидеть сражение глазами человека, непосредственно подвергающегося опасности. В результате перед читателем предстает объемное описание, обобщающее опыт всех участников боя.

Такой прием построения потом неоднократно использовался в русской и западной литературах ХХ века, например, в романах-эпопеях «Иосиф и его братья» Т. Манна, «Петр I» А.Толстого, «Тихий Дон» Шолохова, «Живые и мертвые» К. Симонова,