Смекни!
smekni.com

Неизвестная статья А.А. Шахматова «О государственных задачах русского народа" (стр. 2 из 7)

***

А. А. ШАХМАТОВ

«О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАДАЧАХ РУССКОГО НАРОДА В СВЯЗИ С НАЦИОНАЛЬНЫМИ ЗАДАЧАМИ ПЛЕМЕН, НАСЕЛЯЮЩИХ РОССИЮ»

В настоящее время все настойчивее одна за другой выдвигаются задачи, подлежащие разрешению внутреннего нашего, домостроительства. Но, как нетрудно заметить, все эти задачи, с одной стороны, бледнеют, отступают на задний план, а с другой, обостряются при встрече с вопросом национальным. Почти каждая народность, обитающая Россию, почувствовала, что наступает время сильнейшего испытания, которое потребует от нее напряжения всех ее умственных и нравственных сил; господствующая народность русская насторожилась также в свою очередь; в сильном брожении, охватившем «инородцев», она чует опасность и для себя и для созданного ею государства. Опасения высказываются не только в лагере тех, кто склонен видеть в «инородцах» врагов государства, чьим вожделениям борьба с «инородцами» соответствует больше, чем мирное государственное строительство; опасения высказывает и тот, кто ставит своей непременной задачей справедливое разрешение «инородческих» требований при условии охранения прав господствующей народности русской; даже тот, кто при обсуждении сложной сети относящихся сюда интересов склонен прежде всего становиться на точку зрения государственную, понимает всю опасность, надвигающуюся на государство, если будет дан ход тем или иным центробежным, сепаратистическим стремлениям. Великой русской народности предстоит великое испытание, и это чувствуется одинаково всеми ее представителями. И предстоящее ей испытание тем сильнее, что оно гораздо более сложно, чем задачи, поставленные себе другими народностями, вошедшими в состав России: эти народности будут стремиться к осуществлению всего того, что сохранит их индивидуальность, укрепит их самобытность, разовьет их национальное самосознание. Между тем русской народности придется прежде всего, забыв о непосредственных нуждах, работать над разрешением этих требований: это может привести или к столкновению с интересами других народностей или к столкновению с интересами государства. Русским людям необходимо разобраться во всех этих сложных требованиях, ограждая при этом взаимные интересы собственной народности и интересы государства. Эта сложная работа может быть исполнена только при одном условии: наличности твердой почвы, общего основания, одного руководящего начала. Где же искать это основание, откуда исходить в предстоящей критической и созидательной работе? Думаю, что русская народность должна поставить на первый план свои собственные национальные интересы и задачи. Уяснив их себе, ей не трудно будет стать на должную высоту при разрешении надвинувшихся государственных задач. И мне кажется, что работа сильно упростится, если искомое основание, т. е. интересы русской народности, будут признаны тождественными с интересами русского государства, если окажется, что русские национальные интересы тождественны с русскими государственными интересами. Тогда выяснится, что при разрешении инородческих вопросов должно исходить только из одного начала — начала государственного. Может ли быть сомнение в том, что действительно русские национальные интересы тождественны с интересами русского государства, что величие русского государства, его рост, его могущество должны быть отождествлены с величием, ростом могуществом русской народности? Эта народность создала государство; она вынесла на своих плечах тяжелый труд добывания земли, охраны ее от могущественных врагов, тысячелетней борьбы на все фронты; ее кровью орошена на полях брани вся русская земля, ее усилиями создавались княжества и царства, ею при Петре I и Екатерине II создалась империя в пределах, соответствующих почти всецело <современным> границам. И в этом государстве русская народность заняла первейшее значение. Неясно ли, что русская народность могла бы и должна была бы отождествить себя с русскою государственностью? Неясно ли, что в этом государстве ей не приходится <прежде> своей отдельной национальной задачи? Всякий успех государственности — ее успех; идет ли дело о реформе суда и местных управ, стоит ли на очереди вопрос о всеобщем обучении, выдвигаются ли реформы финансам и экономиям — русская народность всюду должна выиграть бы права с государственной точки зрения раз<решения> этих вопросов, ибо правил<ьная> постановка госуд<арственной> жизни сближает с государствами все другие народности, вход<ящие> в его <состав>; сближение же их на основаниях, созданных русскими, превращение их в благодар<ных> граж<дан> русского государства, послужит возвеличению славе, могуществу русского племени. Я решаюсь утверждать, что национальный вопрос в России будет не так сложен и не так страшен для русской народности, как только русские люди отождествят свои национальные интересы с интересами государства и поймут, что <...>[i] рус<ское> госуд<арство> <...> они создадут и из русских, и из инородцев, гордых своих русским именем граждан: и если русский народ признает, что его задачей не может быть соревнование на почве мелких национальных интересов с другими народностями России, что русскими гражданами он сделал инородцев не путем навязыв>ания> им своих русских особенностей, а путем осуществления великих задач, завещ<анны>х ему его предками в области государственного строительства, если представитель русской народности все свои силы и все свое могущество направят именно на эту сторону, то они окажутся действительно достойными того господства, которое выпало им в русском государстве. Итак, задача, казавшаяся сложной, как будто упрощается: в момент напряжения национализма на русских окраинах среди инородцев русской народности, как господствующей, надо заняться государственным строительством; эти она упрочит свое господствующее положение и сохранит государство русским. Надо отодвинуть национальные вопросы на задний план, их разрешения надо ждать от работы над общими государственными задачами: сделав это, русские люди осуществляют все то, что сохранит индивидуальность русского народа, укрепит, его самобытность, разовьет его национальное самосознанием; сделав это, русские люди расчистят себе путь для той работы, которая ведется самым напряженным образом инородцами, ибо заняться общими государственными задачами — это заняться русским национальным вопросом. Крепкое в основаниях своих государство не боится наличности в нем различных национальностей, как не боится и крупных индивидуальностей: и с этой стороны работа над укреплением государства внутренними реформами поведет к естественному разрешению всяких инородческих вопросов. Напротив, втянуть государство в борьбу против национальностей или против — человеческой личности — это исказить самую идею государства; русская народность совершила бы преступление против всего своего прошлого, если бы поняла в этом смысле идейные задачи государства; она низвела бы при этом и себя на положение одной из борющихся народностей — и в результате ей пришлось бы не раз приносить неправильно понятые свои национальные интересы в жертву интересам государства, и это к великому ущербу для русского национального самосознания. Если русский народ дорожит своим господствующим положением, он не должен отделять своих национальных задач от задач государственных, он должен забыть о мнимых опасностях, грозящих его народности, ибо для этой народности опасно только то, что грозит государству, как таковому.

Такое понимание национальных задач русского народа, такое разрешение национальных вопросов в России встречается, однако, с затруднениями и осложнениями, способными подорвать все значение только что высказанных мыслей. Русское племя представлено тремя отраслями, тесно связанными между собою и близостью языка, и общею верою, и вековою историей. Но есть какая-то сила, которая разъединяет эти отрасли: уже давно заявили о своей обособленности малорусы, у них оказались свои особенные, местные интересы, чуждые великорусам и даже направленные против них; не так давно раздался голос белорусов, отстаивающих свою народность не только от поляков, но и от великорусов. Последние озадачены этими проявлениями самобытности двух других русских племен и даже в лице лучших свих представителей склонны видеть здесь вредные для государственного единства сепаратистические стремления. Словом, в русской семье не оказывается единства: мы видим настойчивое стремление малорусов и белорусов, в лице нарождающейся у них интеллигенции, противопоставить одному общему национальному сознанию свои обособленные интересы. Где же та русская народность, о которой мы говорили выше и которую хотели признать естественною носительницей и представительницей государственных интересов. Признаем ли мы такою русскою народностью только великорусскую. Не будет ли это признание тяжким преступлением против государства, созданного и выношенного всем русским племенем в его совокупности. Решение объявить «инородцами» малорусов и белорусов не умалит ли самое значение русской народности в нашем государстве, вводя его в сравнительно тесные пределы Московского государства XVI–XVII вв.? Словом — как нам, пока еще не потерявшим способности рассматривать вопросы с точки зрения государственных, а не наших великорусских племенных интересов, как нам отнестись к национальному движению малорусов и белорусов, несомненно разрастающемуся и все более крепнущему? Вот ряд вопросов, требующих повседневного разрешения. И выдвигает эти вопросы не теоретическая мысль и не мудрствования досужих ученых или публицистов — они выдвинуты и поставлены ребром самою жизнью. Совершенно ясно, что пред этими вопросами бледнеют всякие другие национальные вопросы. Русскую семью желательно противопоставить иным народностям во всем ее составе. Но если окажется, что в ней нет согласия, что сама она не едина, то придется уяснить себе, как достигнуть этого единства, этого согласия, без которого действительно Россия окажется не русским государством.