[li] Гоголь Н.В. Полн. собр. соч. М., 1952. Т. XIII. C. 326-328.
[lii] Белинский В.Г. Полн. собр. соч. Т. X. С.212.
[liii] Там же. С. 214. Криптопародийность по отношению к Белинскому отчасти, по-видимому, смыкается с тем «воспроизведением в сниженном, шаржированном виде образа идейного искателя, “скитальца” <…> “лишнего человека” рудинского типа», о котором писала Л.М.Лотман («Село Степанчиково» Достоевского в контексте литературы второй половины XIX века. С. 161).
[liv] Похождения Чичикова, или Мертвые души. Поэма Н.В.Гоголя. Том второй (5 глав). С. 87-88; см. также: Гоголь Н.В. Полн. собр. соч. Т. YII. C. 51.
[lv] Похождения Чичикова, или Мертвые души. С. 24. В этом издании между страницами 24 и 25 имеется иллюстрация, на которой изображен «Приказчик-баба», а под этой подписью приведен текст Гоголя: «Тентетников увидел на месте, что приказчик был точно баба и дурак…».
[lvi] Виролайнен М.Н. Фома Опискин и Иван Грозный. С. 142
[lvii] См. подробнее: Кибальник С.А Художественная философия Пушкина. СПб., 1998. С. 112-122.
[lviii] Ф.М.Достоевский в воспоминаниях современников. Т.1. Там же. С.210.
[lix] Там же. С.248, 251.
[lx] Альминский П. Алексей Свободин. Семейная история в пяти частях. СПб., 1873.
[lxi] У Достоевского было четкое ощущение того, что «люди сороковых годов» отличались от деятелей последующих десятилетий. Это подтверждается следующими примерами употребления этого понятия: «это лишь мечта одного из русских людей нашего времени, сороковых годов, бывших помещиков-прогрессистов, страстных и благородных мечтателей рядом с самою великорусскою широкостью жизни на практике» (22, 111); «по симпатиям я вовсе не 60-х и даже не сороковых годов» (30 1, 400); «какой это герой: это идеалист сороковых годов, даже, может быть, смешной, неумелый, ибо думал, что одним мельчайшим частным случаем может побороть всю беду» (22, 25); «я ненавидел его красивое, но глупенькое лицо <…> и развязно-офицерские приемы сороковых годов» (5, 136). Из этого становится ясным, что в выражение «люди сороковых годов» Достоевский вкладывал в первую очередь понятие «благородные мечтатели, наивные романтики и односторонние идеалисты».
[lxii] Внутренним эпиграфом к повести, возможно, для Достоевского служили слова Гоголя из его письма к Белинскому, написанные в ответ на его обвинительное письмо: «Наступающий век есть век разумного сознания: не горячась он взвешивает все, приемля все стороны к сведенью, без чего не узнать разумной середины вещей. Он велит нам оглядывать многосторонним взглядом старца, а не показывать горячую прыткость рыцаря прошедших времен; мы ребенки перед этим веком. Поверьте мне, что и вы, и я виновны равномерно перед ним. И вы, и я перешли в излишество» (Гоголь Н.В. Письмо В.Г.Белинскому. 10 августа 1847 г. // Полн. собр. соч. М., 1952. Т. XIII. С.361). О пагубности односторонности и несовместимости ее с подлинным христианством Гоголь писал и в «Выбранных местах…». См.: Гоголь Н.В. Полн. собр. соч. Т. 8. С.297.
[lxiii] Именно так определяли господствующие направления во французском утопическом социализме некоторые из петрашевцев. См., например: Изложение социалистических систем, сделанное Ястржембским по требования Следственной комиссии // Дело петрашевцев. Т. II. C. 207-208. Увлекавшиеся в первую очередь идеями Фурье, петрашевцы нередко выделяли его теорию в особое направление. Так, Н.С.Кашкин показывал, что «считал идеи Фурье противоположными идеям социалистов и коммунистов» (Показания Н.С.Кашкина по вопросным пунктам // Дело петрашевцев. Т. III. С.171), а К.И.Тимковский «предлагал разделить мир на две части, отдав одну часть на опыт фурьеристам, а другую коммунистам» (Дело петрашевцев. Т. I. C. 334).
[lxiv] А.Сен-Симон понимал под «ассоциацией» новую социальную структуру, построенную на основе взаимной выручки и услуг, согласования интересов богатых и бедных к выгоде всех и для обеспечения материального и духовного благосостояния наиболее многочисленного и необеспеченного класса, и видел в ней, следовательно, основу будущего общественного строя. См.: Волгин В.П. Социальное учение Сен-Симона // Сен-Симон А. Избр. соч. Т. 1. С. 54.
[lxv] Ср., например, оставшиеся нереализованными планы Петрашевского, Н.А.Спешнева и Н.А.Момбелли «о соединении в товарищество взаимной помощи противу неудач и несчастий в общественной жизни», в ходе обсуждения которых Петрашевский говорил, что «так как он фурьрист, то уж по одному этому знает пользу всякой ассоциации» (Дело петрашевцев. Т. I. C. 347).
[lxvi] Между прочим, Ростанев – лишь слегка усеченная полная анаграмма слова «равенство» (в женском варианте – в случае, например, Настеньки, если бы она, как это было тогда принято, взяла фамилию мужа, – эта анаграмма становится полной).
[lxvii] Это наблюдение стоит поставить в один ряд с утверждением Л.М.Лотман: «Поклонение семейства Ростанева Фоме Опискину носит характер культа, и весь быт Степанчикова напоминает быт своего рода обители, монастыря: застольные “благочестивые” беседы, проповеди, «послушание», которое накладывается на того или другого “провинившегося” домочадца и самого хозяина» (Лотман Л.М. «Село Степанчиково» Достоевского в контексте литературы второй половины XIX в. С. 161).
[lxviii] Ср. небезосновательное утверждение Петрашевского о том, что «социализм есть доктрина космополитическая, стоящая выше национальностей – для социалиста различие народностей исчезает, есть только люди» (Дело петрашевцев. Т. I. С. 95).
[lxix] «Строй, провозглашенный экономистами, назван строем эгоизма, или аристократическим, строй, провозглашенный Руссо, - строем равенства <…> Неравенство в распределении собственности и власти порождает всевозможного рода беспорядки, на которые резонно жалуются девять десятых населения цивилизованных стран. <…> Из этих наблюдений следовало заключить, что только неравенство является постоянно действующей причиной порабощения народов и что до тех пор, пока это неравенство существует, для многих людей, человеческое достоинство которых унижено нашей цивилизацией, осуществление их прав будет оставаться почти иллюзорным. Таким образом, уничтожение этого неравенства – задача добродетельного законодателя – вот принцип, вытекавший из размышлений Комитета. <…> вся собственность, сосредоточенная на национальной территории, едина; она неизменно принадлежит народу, который один только вправе распределять пользование ею и ее плодами. <…> Такая многочисленная ассоциация людей, рассеянных по столь обширной территории, требует иного рода функций, без которых братский союз, крепко сплачивающий все части республики, был бы нарушен, и излишек одного округа оказался бы бесполезным для него и не приносил бы пользы другим», “Собственность, - заявил он (Бабеф – С.К.), - является причиной всех бедствий на земле. Проповедью этой доктрины, давно провозглашенной мудрецами, я хотел снова привязать к республике население Парижа, уставшее от революций, павшее духом вследствие несчастий и почти р о я л и з и р о в а н н о е вследствие происков врагов свободы» (Буонаротти Ф. Заговор во имя равенства. М., 1963. Т. 1. С.78, 81, 163, 295, 304. Т. 2. С.59). Ср. также заголовки некоторых разделов: «Законодательство равенства и законы переходного периода», «Вся собственность имеет одного владельца: она принадлежит народу», «Равенство в пользовании благами», «Равное распределение богатств», «Бабеф защищает общность имуществ» (Там же. Т.1. С. 294, 295, 301, 304. Т. 2. С.59).
[lxx] Сен-Симон А. Новое христианство // Избр. соч. М.; Л., 1948. Т. 2. С. 419.
[lxxi] Сен-Симон А. Взгляд на собственность и законодательство // Избр. соч. М.; Л., 1948. Т. 1. С. 355, 361. Говоря о повести Достоевского «Бедные люди», В.Е.Ветловская отметила: ««Главное зло существующих обществ Достоевский видел не в бедности, а в неравенстве состояний. В этом смысле ему были ближе коммунистические системы, а не системы Сен-Симона и Фурье, сохранявших неравенство в планах будущей всеобщей гармонии» (Ветловская В.Е. Идеи Великой Французской революции в социальных воззрениях молодого Достоевского // Великая Французская революция и русская литература. Отв. ред. Г.М.Фридлендер. Л., 1990. С.299). По всей видимости, применительно к периоду создания «Села Степанчикова» справедливым было бы скорее противоположное утверждение.
[lxxii] Сен-Симон А. Об общественной организации // Избр. соч. Т. 2. С. 318.
[lxxiii] Кабе Э. Путешествие в Икарию. Философский и социальный роман. М.; Л., 1935. Т. 1. С. 4.
[lxxiv] Там же. С.5.
[lxxv] Там же. С.74. Эти теоретические представления были распространены и среди русских социалистов. Так, например, В.Г.Белинский в письме к В.П.Боткину от 8 сентября 1841 г. восклицал: «Что мне в том, что для избранных есть блаженство, когда большая часть и не подозревает о его возможности? <…> Не хочу я его, если оно у меня не общее с меньшими братьями моими!» (Полн. собр. соч. Т. 9. С.482, 483; выделено мной – С.К.).
[lxxvi] Сен-Симон А. Избр. соч. Т. 1. С. 119.
[lxxvii] Сен-Симон А. Новое христианство // Избр. соч. Т. 2. С. 411.