Смекни!
smekni.com

Достоевский, петрашевцы и утопический социализм («Село Степанчиково и его обитатели») (стр. 9 из 11)

[xxi] Мотив «всеобщего счастья» обыгрывается в этой главе неоднократно: «Но еще и пяти минут не прошло после всеобщего счастья, как вдруг между нами явилась Татьяна Ивановна. Каким образом, каким чутьем могла она так скоро, сидя у себя наверху, узнать про любовь и про свадьбу? Она впорхнула с сияющим лицом, со слезами радости на глазах, в обольстительно изящном туалете (наверху она-таки успела переодеться) и прямо, с громкими криками, бросилась обнимать Настеньку» (3, 151), «- Ничего, ничего! - благосклонно проговорил Фома, - пригласите и Коровкина; пусть и он участвует во всеобщем счастье» (3, 156).

[xxii] Гоголь Н.В. Соч. и письма. СПб., 1857. Т. IY. С.420.

[xxiii] Ср.: «Многим казалось несбыточною мысль, чтобы опыт в малом виде мог привести к цели распространения всеобщего благоденствия», «не нужно подражать заговорщикам Западной Европы. А стараться мирным изучением системы Фурье содействовать счастию человечества»), «он (Фурье – С.К.) возбудил во мне какой-то энтузиазм именно потому что обещает счастие и благоденствие всему роду человеческому» » (Дело петрашевцев. Т.II. С.216, 329, 440).

[xxiv] «Не находя ничего достойным своей привязанности – ни из женщин, ни из мужчин, – я обрек себя на служение человечеству, и стремлении к общему благу заменило во мне эгоизм и чувство самосохранения…»; «необходимо, чтобы всякое существо выполняло его назначение – для сохранения общей гармонии» (Дело петрашевцев. Т. I. С. 540-546, 119). Первая цитата взята из статьи Петрашевского «О значении образования в отношении благосостояния общественного» (курсив мой – С.К.)..

[xxv] Дело петрашевцев. Т.II. С. 164.

[xxvi] Эта газета упоминается в «Селе Степанчикове» еще раз. О нотациях Опискина Ростаневу по поводу вступления последнего в брак сказано: «представьте себе десять страниц формата “Journal des Débats”, самой мелкой печати, наполненных самым диким вздором, в котором не было ровно ничего об обязанностях, а были только самые бесстыдные похвалы уму, кротости, великодушию и бескорыстию его самого, Фомы Фомича» (3, 158).

[xxvii] «В кофейнях Излера и Доминика, – рассказывал А.И.Герцен, - публика вырывала друг у друга газеты; собирались в группы и кто-нибудь громко читал известия, потому что не хватало терпения ждать своей очереди» (Герцен А.И. Петрашевский // Полн. собр. соч. и писем. Под ред. М.К. Лемке. М., 1926. Т.6. С. 511).

[xxviii] Чернышевский Н.Г. Собр. соч.: В 15 т. М., 1939. Т.1. С. 59, 66. Подробнее на эту тему см.: Ляцкий Е. Н.Г.Чернышевский и Ш.Фурье // Современная мысль. 1909. Т. XI. С. 147-187.

[xxix] Дело петрашевцев. Т. I. C.82-83.

[xxx] Там же. С.92-93.

[xxxi] Дело петрашевцев. Т. II. С.212.

[xxxii] Дело петрашевцев. Т. III. С. 169. Аналогичным образом об этой газете отзывался и Сен-Симон еще в «Письмах к американцу» (1817): «Есть один факт, доказывающий, что эти ретроградные взгляды имеют большое значение в общественном мнении, что они играют более важную роль, чем воображают те, кто придерживается либеральных взглядов. Journal des Débats, взгляды которого имеют, несомненно, ретроградное направление, располагает во Франции наибольшим числом подписчиков» (Сен-Симон А. Избр. соч. Т. 1. С.320).

[xxxiii] Карманный словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка, издаваемый Н.Кирилловым. СПб., 1846. Вып. 2. С. 212-215.

[xxxiv] Петрашевцы в воспоминаниях современников. Сборник материалов. Сост. П.Е.Щеголев. М.; Л., 1926. С. 105. Воспоминания К.Веселовского были напечатаны только в 1900 г. (Веселовский К. Воспоминания о некоторых лицейских товарищах (Михаил Васильевич Буташевич-Петрашевский) // Русская старина. 1900. Сентябрь. С.449-456). Однако эта «пропагандистская» деятельность Петрашевского, давшая Веселовскому основание заключить, что «Петрашевский в роли пропагандиста фурьеризма осуществил в себе, в иной рамке и toute proportion gardee, комический тип, сродный тому, какой создан Сервантесом в его бессмертном “Дон-Кихоте” (Петрашевцы в воспоминаниях современников. Сб. материалов. М.; Л., 1926. С.105), могла быть известна Достоевскому непосредственно от Петрашевского или других петрашевцев. Например, о пропаганде перед петербургскими дворниками «равноправия их с господами» свидетельствовал также и князь Д.А.Оболенский (Оболенский Д.А. Наброски из прошлого// Исторический вестник. 1893. № 12. С.660). Во всяком случае Достоевский точно знал о такой «пропагандистской» деятельности Петрашевского. В черновых набросках к предполагавшейся переработке «Двойника» читаем: «На другой день г-н Голядкин идет к <Петрашевскому>. Застает, что тот человек читает дворнику и мужикам своим систему Фурье, и уведомляет его, что тот донесет» (1, 435).

[xxxv] А.Н.Майков восклицает по поводу Петрашевского: “vive farceur” (о, лицедей! – фр.) за то, что тот «придавал своим пятницам вид каких-то заседаний» и даже председательствовал с колокольчиком, а Майков с братом «часто смеялись над ними» (18, 193). Перевод французского выражения исправлен по: Ф.М.Достоевский в воспоминаниях современников: В 2 т. М., 1990. Т. 1. С. 256.

[xxxvi] Такое же отношение Достоевского к Петрашевскому зафиксировали и современники – например, С.Д.Яновский: «Бывая постоянно у Петрашевского, он не стеснялся высказывать многим из близких своих приятелей его неуважение к Петрашевскому, причем обыкновенно называл его агитатором и интриганом» (Там же. Т. 1. С. 250).

[xxxvii] Миллер О.Ф. Материалы для жизнеописания Ф.М.Достоевского. Биография, письма и т.д. Пб., 1883. С.89. Под «Икарийской коммуной», очевидно, имелась в виду коммуна, описанная в книге Этьена Кабе “Voyage en Icarie” (Paris, 1840), вышедшая в 1848 г. пятым изданием и тогда же запрещенная цензурой. Роман этот неоднократно упоминается Петрашевским и петрашевцами. См.: Дело петрашевцев. Т. I. С. 89, 370, 563; Т. III. С.143.

[xxxviii] Егоров Б.Ф. Петрашевцы. Л., 1988. С. 26.

[xxxix] Герцен А.И. Собр. соч.: В 30 т. Т.7. С.253 (пер.; фр. подлинник – с. 123).

[xl] См.: Поэты-петрашевцы. Вступ. ст., подг. текста и примеч. В.В.Жданова. М.; Л., 1966.

[xli] А.И.Пальм вспоминал позднее, что Львов критиковал его абстрактно-романтические стихи: «…он строго порицал неточность моих выражений, осмеивал поэтические вольности и туманность мысли, преследовал даже такие излюбленные тогдашними поэтами словечки, как “сны”, “грезы”, “мечты”, советуя заменять их просто словом “мысли” или, пожалуй, “думы”» (Пальм Ал. Федор Николаевич Львов. Из старых воспоминаний // Новое время. 1885. 4 июня. С.2).

[xlii] Егоров Б.Ф. Петрашевцы. С. 54.

[xliii] Там же. С. 57. Иногда такое совместное проживание в кругах, близких к петрашевцам, называли «фаланстерами»: «Я был приятелем с двумя товарищами – Барановским Н.И. и Головинским-старшим, которые только что окончили курс и поселились в 16-й линии В.О., в особом помещении, которое они называли фаланстером, потому что они хотели проводить фурьеристские тенденции в жизнь. В фаланстере я видел некоторых петрашевцев; помню Филиппова, Достоевского <…> Фаланстер Головинского и Барановского был нечто подобное коммунам, устраивавшимся впоследствии в шестидесятых годах. Это был дом коммунаров на шесть или восемь человек» (Петрашевцы и их время в воспоминаниях Н.П.Балина // Каторга и ссылка. 1930. № 2. С.87-88).

[xliv] В качестве одного из самых ярких доказательств Гроссман указал на следующее совпадение характеристик Фомы в «Селе Степанчикове» и Белинского в письмах Достоевского: «”Какое у него лицо, у п а р ш и в и к а”, - говорит о Фоме Опискине помещик Бахчеев (см. стр. 56). Термин этот буквально повторен Достоевским в его характеристике Белинского: “Это был только п а р ш и в и к – и больше ничего” (письмо А.Н.Майкову 11/23 декабря 1868 г.)» - 28 2, 328 (Гроссман Л.П. История создания и публикации “Села Степанчикова”. C.221).

[xlv] Ср.: «потому что родитель твой был столбовой дворянин, неведомо откуда, неведомо кто» (3, 24) и «Белинский был вовсе не gentilhomme, - о, нет! (Он бог знает от кого происходил. Отец его был, кажется, военным лекарем)» (21, 9-10.)

[xlvi] Чтобы понять, как пародия на Гоголя могла одновременно быть и пародией на Петрашевского и петрашевцев вспомним, что, например, устойчивую ассоциацию с поздним Гоголем вызывало у Н.Г.Чернышевского чтение Фурье: «Притязания его (Фурье) так ограничены, явно случайны и несамостоятельны, и многое в этих томах так отзывается рассуждениями сумасшедшего Гоголя», «Фурье своими странностями и чудным беспрестанным повторением одного и того же как-то отвращает, но между тем виден во всем ум решительно во всем новый, везде делающий не то, что другие – если можно с чем сравнить это его свойство, что обо всем говорит не так и не то, как другие, и так спокойно, так это с «Записками сумасшедшего» Гоголя – вещи бог знает какие и высказывает их человек так уверенно», «II том (Фурье – С.К.) так отзывается рассуждениями сумасшедшего у Гоголя (Чернышевский Н.Г. Полн. собр. соч.: В 15 т. М., 1939. Т. 1. С. 111, 189, 195).

[xlvii] «Наконец, становится известно, что все это было простым фарсом, декорацией, лишним парадом, устроенным государем». – рассказывал о казни петрашевцев А.И.Герцен (Герцен А.И. Петрашевский. С. 517).

[xlviii] Впрочем, Достоевскому, несомненно, был известен рецепт прямого и явного пародирования Петрашевского и фурьеризма – драма А.А.Григорьева «Два эгоизма» (1845).

[xlix] В тексте второго тома «Мертвых душ» обнаруживаются следы прямой полемики с критиком, в том числе и с его «зальцбруннским» письмом к Гоголю. Ее можно, в частности, видеть в речах Костанжогло о том, насколько крестьянским детям нужна грамотность (см.: YII, 199). Это ответ Гоголя, в частности, на слова Белинского из письма к нему: «в Вашей книге Вы утверждаете как великую и неоспоримую истину, будто простому народу грамота не только не полезна, но положительно вредна» (Белинский В.Г. <Письмо к Н.В.Гоголю> // Полн. собр. соч. М., 1956. Т. X. С.216). Что касается социалистических идей вообще, то в образе Кошкарева Гоголь, как известно, дал их прямое развенчание.

[l] Именно за чтение переписки, а не только письма Белинского к Гоголю, как указывали многие исследователи. Достоевский ранее читал эту переписку на одном из вечеров С.Ф.Дурова, причем дважды в один день. См.: 18, 126, 146, 158, 178, 180, 181 186; Дело петрашевцев. Т. II. С.203, 226; Т.III. С.201, 246. 249, 274). Согласно «Показаниям А.Н.Плещеева по вопросным пунктам» 1849 г., июня 17, в присланной им Достоевскому «переписке» «вместе с письмом был и ответ Гоголя Белинскому» (Дело петрашевцев. Т. III. С.313). Н.А.Момбелли, сознавшийся на следствии в том, что «Переписку Гоголя с Белинским отдал переписывать военному писарю» свидетельствует, что полученный им «на один только день» список представлял собой «тетрадь, в которой помещены были два письма Гоголя и одно Белинского» (Дело петрашевцев. Т. I. C. 230).