Письмом Минобразования РФ от 30 января 1997 г. органам опеки и попечительства было рекомендовано проявить к детским домам семейного типа «особое внимание и бережное отношение и предоставить родителям-воспитателям возможность самим определить дальнейший статус: преобразовать детский дом семейного типа в малокомплектный детский дом с соответствующим штатом сотрудников или - в приемную семью». В конце 2000 г. в России существовало 383 приемные семьи вместе с неупраздненными детскими домами семейного типа. «Бережное» отношение к детским домам семейного типа проявилось в том, что они были реанимированы» Федеральным законом от 2 января 2000 г. путем включения таких домов в список учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, о чем уже было сказано выше.
Сегодня правовые положения о приемной семье закреплены в главе 21 СК. В различных регионах России приемные семьи распространены по-разному. Срок помещения ребёнка в такую семью определяется договором. В приёмной семье 2010 может воспитываться один или несколько детей, но не более восьми, включая кровных. Приемный родитель по договору получает оплату и ему засчитывается трудовой стаж. Формально, приемные родители являются опекунами взятых детей. Им выплачивается ежемесячное пособие, предоставляются льготы по транспортному обслуживанию, жилью, оказывается содействие в организации обучения, отдыха и лечения опекаемого. По исполнении приемному ребенку 18 лет, ему выделяется жильё, если он имеет на это право. Приемная семья обязана отчитываться перед органами опеки за воспитание и расходование средств. При оформлении ребёнка из другого района или города могут возникнуть трудности, т.к. выплаты приёмной семье ведутся из местных бюджетов.
Возможны контакты приемных детей с кровными родителями и родственниками. Статья Семейного Кодекса РФ ( от 29.12.1995 N 223-ФЗ, глава 21 ), действующие и в 2010 году и непосредственно относящиеся к понятию "приемная семья" 2010 г.[8]
1.2 Понятия и признаки приемной семьи
При создании правовой модели приемной семьи законодатели использовали лучший опыт в вопросах устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Приемная семья, с одной стороны, имеет все признаки семьи, т.к. это общность совместно проживающих лиц, объединенных правами и обязанностями, она предусмотрена семейным законодательством, а с другой стороны, имеет только ей присущие особенности. Следует отметить, что СК не содержит определения понятия "приемная семья". В связи с этим в юридической литературе по вопросам семейного законодательства развернулась дискуссия, в ходе которой авторы пытались сформулировать само понятие «приемная семья».
Так, по мнению М.В. Антокольской, "приемная семья является гибридной формой, содержащей в себе некоторые черты опеки, детского учреждения и усыновления".[1; 76]. Л.Ю. Михеева определяет "приемную семью как вид опеки". [13] Р.А. Шукуровым приемная семья определяется как "форма воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, являющаяся особым социальным институтом общества, основывающаяся на договоре о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью на условиях, установленных законом и договором; наделенная законом, определенным объемом правосубъектности; представляющая собой также способ совместного проживания лиц вне зависимости от регистрации брака приемными родителями, связанными общим бытом, досугом; формирующими свои отношения на основе взаимоуважения и взаимопомощи; имеющими взаимные права и обязанности". [28:167] Е.Ю. Валявина также определяет приемную семью как форму воспитания детей. Т.И. Дружинина называет приемную семью "самостоятельной, приоритетной формой семейного воспитания". О.В. Фетисова полагает, что приемная семья есть "форма устройства детей". С.Ю. Чашкова смешивает эти понятия, в одном случае называя приемную семью формой воспитания, а в другом случае - формой устройства. Говоря о формулировке понятия «приемная семья» исходя из требований законодателя, как нам представляется, следует согласится с позицией, высказанной Н.Ф. Звенигородской. По ее мнению «взгляд на приемную семью как форму воспитания детей не соответствует, во-первых, позиции законодателя, во-вторых, узок, не точен, в-третьих, не учитывает различий в понятиях "устройство", "воспитание" и "форма". Если мы проанализируем ст. 151 СК и ст. 1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", где приемная семья определяется как "форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами) или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью", то установим, что законодатель последовательно определяет в разных нормативных актах приемную семью как форму устройства детей».[8]
Дав определение приемной семьи можно выделить черты сходства или отличия от других форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. По своим признакам к приемной семье ближе опека. Родители-воспитатели приобретают право на воспитание приемного ребенка и обязанности делать все по защите его интересов. Семейный кодекс российской Федерации в п. 2 ст. 153 наделяет приемных родителей по отношению к принимаемому на воспитание ребенку правами и обязанностями опекунов. Однако и в том и в другом случае возникает совершенно самостоятельный правовой статус. Воспитанник в приемной семье, так же как и подопечный в семье опекуна, имеет право получать все причитающиеся ему пособия, платежи. Ребенок же в приемной семье находится полностью на государственном обеспечении в соответствии п. 1 ст. 155 Семейного Кодекса РФ. Разница в двух формах устройства детей особенно проявляется в том, что опекуны исполняют свои обязанности безвозмездно, а приемные родители делают это за плату. К тому же основанием возникновения приемной семьи является договор, а опека возникает из административного акта. Особенностью приемной семьи является также более широкий круг льгот и преимуществ, которые органы опеки обязаны предоставить приемной семье. Приемная семья и усыновление схожи в том, что ребенок в обоих случаях помещается в семью.
По вопросу о сходстве и различии указанных форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, хотелось бы отметить еще один момент. Прекращение правовой связи кровных родителей со своим ребенком при усыновлении не оставляет места для спора о его воспитании, поскольку все желания на этот счет подлинных родителей правового значения не имеют. А при опеке и передаче детей в приемную семью в случаях, если есть родители, возникает ситуация, когда с правовой точки зрения несовершеннолетний имеет двух несущих за него ответственность лиц. Одно из них реально пользоваться своими правами не может, другое ими пользуется, не будучи на самом деле родителем. В таких случаях возможно возникновение конфликтных ситуаций, разногласий между кровными родителями и лицами, имеющие права на воспитание ребенка. Такая потенциально опасная ситуация отмечается многими учеными и практиками, занимающимися вопросами устройства детей.
А.М. Нечаева, подчеркивает "в подобного рода ситуации родитель имеет преимущественное право на воспитание своих детей, если, конечно, эта презумпция не противоречит интересам несовершеннолетнего". [16; 98] Существование такой презумпции - еще одна черта сходства приемной семьи и опеки, сходство между ними и в упрощенном порядке прекращения правоотношений по воспитанию путем вынесения соответствующего постановления органами управления. От обычного детского учреждения приемная семья отличается значительно меньшим количеством детей, что позволяет обеспечить им не общественное, а семейное воспитание, основанное на личном контакте приемных родителей с каждым из детей. Юридическая разница между двумя этими формами устройства детей заключается в том, что в приемной семье обязанности по воспитанию и защите интересов ребенка возлагаются на физическое лицо, а при передаче в учреждение - на юридическое лицо (соответствующее учреждение). В последнем случае администрация учреждения обязана представлять интересы ребенка и исполнять функции его законного представителя.
Передача ребенка в приемную семью не разрывает и тех его связей с родителями, которые основываются на брачно-семейном законодательстве (алименты, наследство и проч.). Это означает, что воспитанник продолжает носить фамилию кровных его родителей, отчество по имени своего кровного отца. Можно согласиться с А.М. Нечаевой, что в некоторых случаях это обстоятельство может служить помехой для более прочного слияния с вновь обретенной семьей, мешает развиваться чувству братства между воспитанниками [17; 189]. Кроме того подобная ситуация влечет для некоторых детей и иные последствия. Так, например, в одной из приемных семей, биологической бабушкой воспитывается малолетний, который юридически имеет только мать. Биологический отец никогда не признавал, ребенка своим проживает отдельно от своих родственников и возражал против установления опеки над ребенком, мать мальчика отбывает наказание в местах лишения свободы. В другой семье отец ребенка с матерью не проживал никогда и ребенка не воспитывал до 1,5 лет, ребенок проживал под опекой в семье родного деда. Отец мальчика, после того как ребенка бросила родная мать признал свое отцовство и забрал ребенка в свою новую семью, выехав в другую местность. Малолетний в такой ситуации практически лишен связи с семьей, где он проживал длительное время, органы опеки не в состоянии отследить судьбу ребенка, так как формально отец не лишен родительских прав и намерен воспитывать ребенка самостоятельно.