Смекни!
smekni.com

Лейтмотивная структура пьесы Л.Андреева «Жизнь Человека» (стр. 2 из 2)

Лейтмотивный характер приобретает в пятом акте композиционный повтор картин утраченного благополучия главного героя – «там так весело… в зале, где давался бал». В перемежаемых «странным смехом» движениях Старух возникает эффект гротескного переигрывания событий прошлого, за кажущейся приятностью которых высвечивается их абсурдистская и искаженная сущность: «Тихо напевают мотив музыки, что играла на его балу… в дикой уродливости повторяя движения девушек в белых платьях, танцевавших на балу». В исправленном варианте пятой картины лейтмотив гибели всего минувшего прирастает чеховской реминисценцией, гиперболизированной в своем трагедийном звучании, когда «печальный и странный звук» музыки давнего бала «гаснет во мраке углов. Похоже, как будто одна за другою лопнули многие струны». Итоговая, запечатлевающая смерть Человека ремарка становится знаком окончательного смешения смеха и ужаса – на пороге непостижимого для земного сознания инобытия: Старухи «бешено носятся… вокруг мертвеца, топая ногами, визжа, смеясь непрерывно диким смехом».

Таким образом, развитие ключевых лейтмотивов – абсурдистского смеха, крика, серого цвета, ночи, смерти, неопределенности и др. – выполняет в пьесе Андреева важнейшие структуро- и стилеобразующие функции, обуславливая, при внешней дробности композиционного рисунка, его глубинное единство. В системе лейтмотивов проступают скрытые «соответствия», «рифмовки» между различными эпизодами, уровнями человеческого бытия, обнаруживается символический потенциал образного ряда, основанный на сплавлении явленного и метафизического. Отчасти компенсируя условность изображения действующих лиц, данные лейтмотивы выступают в качестве емких психологических характеристик и становятся способом выражения авторской концепции личности.

Список литературы

1. Андреев Л.Н. Собр. соч. В 6 т. Т. 2. Рассказы; Пьесы. 1904 – 1907. М., Худож. лит., 1990. Текст пьесы приводится по данному изд.

2. Бугров Б.С. Леонид Андреев. Проза и драматургия. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. М., 2000.

Колобаева Л.А. Концепция личности в русской литературе рубежа ХIХ – ХХ вв. М., 1990.