Однако, когда наяву Раскольников пришел в комнату старухи, он увидел, что «молодые парни… оклеивали стены новыми обоями, белыми с лиловыми цветочками, вместо прежних желтых, истрепанных и истасканных. Раскольникову это почему–то ужасно не понравилось…»
В представлении Раскольникова старые желтые обои в квартире старухи являлось знакомым, привычным и необходимым фоном, облегчавшим ему возврат к минувшим событиям. И потому-то ему «ужасно не понравилось», что желтые обои меняли на белые.
Желтый цвет у Достоевского уже сам по себе усиливает атмосферу нездоровья, расстройства, надрыва, болезненности, печали, и вызывает чувство внутреннего угнетения, психической неустойчивости, общей подавленности.
Это цвет мрака, в котором, однако, дремлет сила. Интерьеры «Преступления и наказания», которые видит Раскольников и наяву и во сне, решенные в желтом цвете, близки атмосфере раскаленной бездны. Как пишет С.М. Соловьев, «желтый – создает, вызывает, подготавливает … крайность, мучает и раздражает, но Раскольников встречает его во всех местах, куда бы он ни шел». Так, доведенный в своем одиночестве до предела унижений и голода «он преступает черту дозволенного».
Итак, Достоевский рассматривает цвет как особое средство экспрессивного воздействия. В его палитре преобладают «напряженные» краски, использование которых позволяет создать впечатление горя, ужаса. Роман страха «Преступление и наказание» - наиболее совершенное произведение Достоевского, как считает Соловьев, - создан при использовании фактически одного желтого фона. Желтый цвет «сопровождает» главного героя романа Родиона Раскольникова и наяву, и во сне. Этот желтый фон – «великолепное, целостное живописное дополнение к переживаниям героев».
Я рассмотрела лишь некоторые особенности поэтики Достоевского, которые нашли отражение в снах Раскольникова, а именно: стремление писателя выразить человеческие переживания в звуках, в цвете, раскрыть внутренний мир героя, исследовать психологию его души через мир звуков и красок, в которых он пребывает. Это мир, по определению Достоевского, «неестественных звуков » - звуков, длящейся человеческой трагедии и мир напряженных, «катастрофичных» красок, создающих атмосферу тупика, доводящих человеческое сознание до крайности.