И все-таки необходимо отметить, что в лицейской лирике эта тема всего лишь намечается — поэт с ней играет; достаточно полно она была отражена в стихотворениях петербургского периода «Вольность» и «Деревня». В это время тема поэта и поэзии тесно переплетается с вольнолюбивыми мотивами — особенно ярко это проявляется в «Вольности»; здесь автор декларирует свои цели:
Хочу воспеть свободу миру,
На тронах поразить порок.
То есть в данный период жизни Пушкин считает основной целью поэта проповедование вольности. Не менее полно эта мысль развивается в более позднем произведении того же периода — стихотворении «Деревня». Здесь автор осознает силу поэтического творчества.
Почто в груди моей горит бесплодный жар. И не дан мне судьбой витийства грозный дар?
Необходимо отметить, что, употребляя слово «дар», Пушкин тем самым подчеркивает избранность стихотворца Богом, его неземное начало, что будет развито в более позднем творчестве.
Дальнейшее развитие темы поэта и поэзии — стихотворение 1825 года «19 октября», где, в отличие от бунтарского романтизма лирики 10-х годов, появляются элегические начала, происходят размышления на уровне души; начинают преобладать личные интонации.
Результатом этого ухода в себя можно считать самое яркое, общепризнанное стихотворение данной темы — «Пророк». Именно чтобы подчеркнуть божественное начало настоящего поэта, Пушкин использует в этом произведении возвышенную лексику, библейские образы.
Отныне стихотворец становится носителем воли всевышнего — он познал истину и должен проповедовать ее другим...
В конце жизненного пути А. С. Пушкин возвращается к теме поэта и поэзии в стихотворении «Памятник», где лирика волнует тема поэтического бессмертия. В этом произведении сливаются свобода политическая и свобода творящей личности. Основной смысл содержится в строках:
Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Вера в то, что произведения останутся в сердцах и душах поколений, наполняет жизнь поэта смыслом и значимостью не только для А. С. Пушкина, но и для почитателей его таланта.
Чем взрослее я становлюсь, тем произведения великого русского лирика приобретают для меня все новый и новый смысл. Каждый раз, перечитывая уже с детства знакомые произведения, я открываю для себя нового Пушкина, потому что на протяжении всего жизненного пути поэт следовал своим нравственным идеалам, которые являются столь близкими мне.
О лирике Пушкина говорить и трудно и легко. Трудно, потому что это разносторонний поэт. Легко, потому что это необычайно талантливый поэт. Вспомним, как он определил сущность поэзии: «Свободен, вновь ищу союза волшебных звуков, чувств и дум».
Пушкин, как никто, умел радоваться красоте и гармонии мира, природы, человеческих отношений. А. С. Пушкин является основоположником русского литературного языка. И, несомненно, он мастер слова! А. С. Пушкин — гений! Его любят и помнят все. Народ любит гениев простых в своей величественности и величественных в своей простоте. Таким был и остался для нас Пушкин.
Читая лирику А. С. Пушкина, великий русский писатель Н. В. Гоголь задался вопросом: «Что же стало предметом поэзии А. С. Пушкина?» И сам отвечал: «Все стало предметом».
Первый русский национальный поэт, родоначальник всей последующей литературы, начало всех ее начал – таково справедливо и точно признанное место и значение Александра Сергеевича Пушкина в развитии отечественного искусства слова. Пушкин впервые – на достигнутом им высочайшем эстетическом уровне поднял свои творения на передовой уровень просвещения века, европейской духовной жизни XIX столетия и тем самым ввел литературу русскую в качестве значительной национально-самобытной литературы в семью наиболее развитых к тому времени западных литератур.
Проходят десятилетия и эпохи, растет и крепнет русская литература, а сила гениального пушкинского слова не слабеет. Тайна безмерного обаяния поэта, по мнению Д.С. Лихачева, в том, что он и по сей день является образцом доброты и таланта, смелости, красоты, демократичности, жизнелюбия, верности в дружбе, уважения к труду и людям труда. Объясняя истоки неутолимого влечения к поэту в наши дни, Лихачев говорит об открывшейся поэту ценности восприятия жизни вокруг него и в каждом человеке как величайшей тайны, требующей серьезного, глубокого ощущения, полной отдачи. Это залог ощущения счастья и гармонии. И если, в конечном счете, это идеал каждого человека, то в Пушкине он был воплощен в полной мере, потому он и есть наш идеал, вечно живой...
1. Андронников И.Л. А.С.Пушкин. Новые разыскания. – М., 1948.
2. Анненский И.Ф. Книги отражений (об эстетическом отношении Пушкина к природе). – М., 1979.
3. Афанасьев В.В. А.С.Пушкин. – М., 1991.
4. Белинский В.Г. Статьи о Пушкине.- Саратов. 1990.
5. Бердяев Н.А. Русская идея // Русская литература. – 1990. № 2.
6. Вацуро В.Э. Ранняя лирика Пушкина и поэтическая традиция 20-х годов // Русская литература. – 1964. №3.
7. Виноградов М.И. По живому следу. Духовные искания русской классики. – М., 1997.
8. Григорян К.Н. Пушкин и классика. – М., 1964.
9. Анненков П.В. Материалы для биографии Александра Сергеевича Пушкина // Пушкин А.С. Сочинения. Т. 1. СПб., 1855. С. 1- 432
10. Благой Д. Творческий путь Пушкина (1826 – 1830). М., 1967
11. Бонди С.М. О Пушкине. М., 1978
12. Вацуро В.Э. «Северные цветы»: История альманаха Дельвига – Пушкина. М., 1978
13. Вацуро В.Э. Записки комментатора. СПб., 1994
14. Виноградов В.В. Стиль Пушкина. М., 1941
15. Пушкин в воспоминаниях современников / Изд. третье, дополненное. Т. 1-2. СПб., 1998
16. Разговоры Пушкина / Собрали Сергей Гессен, Лев Модзалевский. М., 1929
17. Томашевский Б.В. Пушкин: Работы разных лет. М., 1990
18. Федотов Г.П. Певец империи и свободы // Пушкин в русской философской критике: Конец XIX – первая половина ХХ вв. М., 1990
19. Эйдельман Н.Я. Пушкин: Из биографии и творчества. 1826-1837. М., 1987