Смекни!
smekni.com

Литература Древней Греции и Древнего Рима (стр. 3 из 6)

Крупнейшим поэтом Александрийской эпохи был Феокрит из Сиракуз (3 в. до н.э.), автор пасторальных идиллий и других небольших стихотворных произведений. Типичным представителем александийцев был Каллимах (ок. 315 – ок. 240 до н.э.). Служитель библиотеки Птолемеев, он каталогизировал тексты классиков. Его гимны, эпиграммы и эпиллии насыщены мифологической ученостью до такой степени, что требуют специальной расшифровки; тем не менее, в античности поэзию Каллимаха ценили за виртуозное мастерство, и у него было много подражателей. Один из немногих дошедших до нас его эпиллиев был переведен на латынь Катуллом. Каллимах вел острую полемику по поводу эпической поэзии с Аполлонием Родосским (3 в. до н.э.), отстаивая преимущество малых жанров. Аполлоний предпринял попытку доказать на практике, что время большого эпоса в духе Гомера еще не прошло. Результатом явилась Аргонавтика в четырех пространных книгах; великолепное в отдельных эпизодах, особенно тех, где разворачивается история Ясона и Медеи, однако это произведение все же начисто лишено художественного единства и этической линии гомеровских поэм. К этой эпохе относятся и несколько дидактических поэм, например Явления Арата – описание карты звездного неба и связанных с созвездиями мифов. Но для современного читателя больший интерес представляют очаровательные эпиграммы таких поэтов, как Асклепиад, Филет, Леонид и др.; они сохранились в составленной в византийскую эпоху Греческой (или Палатинской) антологии, в которую был включен сборник александрийского времени – Венок Мелеагра (ок. 90 до н.э.).

Александрийская проза была главным образом областью науки и философии. Литературный интерес представляют Характеры Феофраста (ок. 370–287 до н.э.), сменившего Аристотеля во главе Ликея: эти зарисовки типичных характеров афинян широко использовались в новоаттической комедии. От значительных историков этого периода дошли (частично) лишь сочинения Полибия (ок. 208–125 до н.э.) – монументальная история Пунических войн римского завоевания Греции. Наконец, к александрийской эпохе относится зарождение биографии и мемуаров как самостоятельных литературных жанров. В качестве примеров можно назвать воспоминания Птолемея о походах Александра и мемуары политического деятеля Арата Сикионского (не сохранились).

2. Литература Древнего Рима

2.1 Первый период литературы Древнего Рима

История римской литературы V–I вв. до н.э. распадается на два периода. До середины III в. до н.э. безусловно, доминировала устная народная словесность:

® заговоры и заклинания,

® трудовые и бытовые (свадебные, застольные, погребальные) песни,

® религиозные гимны (гимн Арвальских братьев),

® фесценнины (песни шуточного и пародийного характера),

® сатуры (импровизированные сценки, прообраз народной драмы),

® ателланы (сатирические фарсы с постоянными персонажами-масками).

Рождение письменной литературы связано с возникновением латинского алфавита, ведущего свое происхождение либо от этрусского, либо от западногреческого; он насчитывал двадцать один знак. Самыми ранними памятниками латинской письменности были анналы понтификов (погодные записи основных событий), пророчества государственного и частного характера, международные договоры, похоронные речи или надписи в домах усопших, родословные списки, юридические документы. Первый дошедший до нас текст – законы Двенадцати таблиц 451–450 до н.э.; первый известный нам писатель – Аппий Клавдий (конец IV – начало III вв. до н.э.), автор нескольких юридических трактатов и сборника поэтических сентенций.

С середины III в. до н.э. римская литература стала испытывать сильное влияние греческой. Большую роль в культурной эллинизации сыграл в первой половине II в. до н.э. кружок Сципионов; однако она столкнулась и с сильным противодействием защитников старины (группа Катона старшего); особое неприятие вызвала греческая философия.

Рождение основных жанров римской литературы было связано с подражанием греческим и эллинистическим образцам. Произведения первого римского драматурга Ливия Андроника (ок. 280–207 до н.э.) представляли собой переделку греческих трагедий V в. до н.э., как и большинство сочинений его последователей Гнея Невия (ок. 270–201 до н.э.) и Квинта Энния (239–169 до н.э.). В то же время Гнею Невию принадлежит заслуга создания римской национальной драмы – претексты (Ромул, Кластидия); его дело продолжили Энний (Похищение сабинянок) и Акций (170 – ок. 85 до н.э.), полностью отказавшийся от мифологических сюжетов (Брут).

Андроник и Невий считаются также первыми римскими комедиографами, создавшими жанр паллеаты (латинская комедия на греческий сюжет); Невий брал материал из староаттических комедий, но дополнял его римскими реалиями. Расцвет паллеаты связан с творчеством Плавта (середина III в. – 184 до н.э.) и Теренция (ок. 195–159 до н.э.), ориентировавшихся уже на новоаттическую комедию, особенно на Менандра; они активно разрабатывали бытовую тематику (конфликты отцов и детей, влюбленных и сводников, должников и ростовщиков, проблемы воспитания и отношения к женщине). Во второй половине II в. до н.э. родилась римская национальная комедия (тогата); у ее истоков стоял Афраний; в первой половине I в. до н.э. в этом жанре творили Титиний и Атта; они изображали жизнь низов и высмеивали падение нравов. В конце II в. до н.э. литературную форму получила и ателлана (Помпоний, Новий); теперь ее стали играть после исполнения трагедии для развлечения зрителей; нередко она пародировала мифологические сюжеты; особое значение в ней приобрела маска старого богатого скряги, жаждущего должностей. Тогда же благодаря Луцилию (180–102 до н.э.) сатура превратилась в особый литературный жанр – сатирический диалог [3, с. 95].

2.2 Второй период развития древнеримской литературы

Под влиянием Гомера во второй половине III вв. до н.э. появляются первые римские эпические поэмы, повествующие об истории Рима от его основания до конца III в. до н.э., – Пуническая война Невия и Анналы Энния. В I в. до н.э. Лукреций Кар (95–55 до н.э.) создает философскую поэму О природе вещей, в которой излагает и развивает атомистическую концепцию Эпикура.

В начале I в. до н.э. возникла римская лирическая поэзия, на которую большое воздействие оказала александрийская поэтическая школа. Римские поэты-неотерики (Валерий Катон, Лициний Кальв, Валерий Катулл) стремились проникнуть в интимные переживания человека и исповедовали культ формы; их излюбленными жанрами были мифологический эпиллий (небольшая поэма), элегия и эпиграмма. Самый выдающийся поэт-неотерик Катулл (87 – ок. 54 до н.э.) внес вклад и в развитие римской гражданской лирики (эпиграммы против Цезаря и Помпея); благодаря ему римская эпиграмма оформилась как жанр.

Первые прозаические произведения на латинском языке принадлежат Катону Старшему (234–149 до н.э.), родоначальнику римской историографии (Истоки) и римской агрономической науки (О сельском хозяйстве). Подлинный расцвет латинской прозы относится к I в. до н.э. Лучшими образцами исторической прозы являются сочинения Юлия Цезаря – Записки о Галльской войне и Записки о гражданской войне – и Саллюстия Криспа (86 – ок. 35 до н.э.) – Заговор Катилины, Югуртинская война и История. Научная проза I в. до н.э. представлена Теренцием Варроном (116–27 до н.э.), автором энциклопедии Человеческие и божественные древности, историко-филологических сочинений – О латинском языке, О грамматике, О комедиях Плавта и трактата, О сельском хозяйстве, и Витрувием (вторая половина I в. до н.э.), создателем трактата Об архитектуре.

I в. до н.э. является золотым веком римской ораторской прозы, развивавшейся в рамках двух направлений – азиатского (цветистый слог, изобилие афоризмов, метрическая организация периодов) и аттического (сжатый и простой язык); к первому принадлежал Гортензий Гортал, ко второму – Юлий Цезарь, Лициний Кальв и Марк Юний Брут. Своего пика она достигла в судебных и политических речах Цицерона, который оригинально сочетал азиатскую и аттическую манеры; Цицерон также внес значительный вклад в разработку теории римского красноречия (Об ораторе, Брут, Оратор) [9, с. 50].

Древнеримская поэзия начинается историческим эпосом Квинта Энния (239 – 169 гг. до н.э.), являющимся подражанием греческому эпосу. Этот поэт впервые ввел гекзаметр в латинское стихосложение. Его поэма «Анналы» в 18 книгах, описывающая всю историю Рима, известна нам лишь по цитатам и изложениям. Говорят, что он также перекладывал на латинский язык греческие комедии и трагедии (дошедшие лишь во фрагментах), и популяризировал другие греческие литературные жанры.

Распространившийся в это время в Древнем Риме эпикуреизм нашел отражение в поэзии Тита Лукреция Кара (род. около 98 г. до н.э., умер в 55 г. до н.э.), который написал поэму «О природе вещей». По сообщению в хронике христианского писателя Иеронима, поэма не была полностью завершена, а была издана Цицероном. По жанру ее следует отнести к дидактической поэзии. Знакомство с Лукрецием не прерывалось до каролингских времен и обеспечило сохранность поэмы в рукописях IX века. В более позднее средневековье Лукреций был забыт и заново открыт лишь в XV веке. Фойгт уточняет, что в XV веке Лукреция переписывал гуманист Никколи во Флоренции.

В том же I веке до н.э. в Риме появляются поэты, тяготеющие к александрийской («ученой» и «легкой») поэзии. Это – Гай Валерий Катулл (род. в 80-х годах I века до н.э., умер около 54 г. до н.э.). До нас дошел сборник его 116 произведений, в начале которого находятся мелкие стихотворения – «полиметры», в конце – эпиграммы, а в середине – большие стихотворения.