Смекни!
smekni.com

Литература и искусство рубежа XIX-XX веков (стр. 2 из 10)

Кровь людей эпохи Возрождения была отравлена христианским сознанием греховности этого мира и христианской жаждой искупления. Великие художники этой эпохи были одержимы созданием иного бытия, прорывом в иной, трансцендентный мир. Они были подвержены теургическому заданию. Возрожденец, особенно одаренный художник, ощущая в себе силы, подобные, как он считал, самому творцу, ставил перед собой онтологические задачи, заведомо невыполнимые в мире культуры. Художественное творчество, отличающееся психологической природой, таких задач не решает. В нем творится идеальное, а не реальное. Опора художников Возрождения на достижения эпохи античности и их устремленность в высший мир, открытый Христом, не совпадают. Это и приводит к глубокой возрожденческий тоске, к трагическому мироощущению. Бердяев пишет: "Тайна Возрождения-в том, что оно не удалось. Никогда еще не было послано в мир таких творческих сил, и никогда еще не была так обнаружена трагедия творчества".

Среди представителей культуры Возрождения есть личности, наиболее полно выразившие черты того или иного ее периода. Крупнейший представитель периода Проторенессанса Данте Алигъери легендарная фигура, человек, в творчестве которого проявились тенденции развития итальянской литературы и культуры в целом на века вперед. Перу Данте принадлежат оригинальная лирическая автобиография "Новая жизнь", философский трактат "Пир" (оба произведения написаны на итальянском языке), трактат "О народном языке", сонеты, канцоны и другие произведения. Конечно, Данте более всего известен как автор "Илиады средних веков" (по выражению В. Г. Белинского) - "Комедии", названной потомками Божественной. В ней великий поэт использует привычный для средневековья сюжет-изображает себя путешествующим по Аду, Чистилищу и Раю, в сопровождении давно умершего римского поэта Вергилия. Однако, несмотря на далекий от повседневности сюжет, произведение наполнено картинами жизни современной ему Италии и насыщено символическими образами и иносказаниями.

Первое, что характеризует Данте как человека новой культуры, это его обращение в самом начале творческой жизни к так называемому "новому сладостному стилю"- направлению, полному искренности эмоций, но в то же время углубленного философского содержания. Этот стиль отличается разрешением центральной проблемы средневековой лирики взаимоотношений "земной" и "небесной" любви. Если религиозная поэзия всегда призывала отказаться от земной любви, а куртуазная, напротив, воспевала земную страсть, то новый сладостный стиль, сохраняя образ земной любви, максимально его одухотворяет; он предстает как доступное чувственному восприятию воплощение Бога. Одухотворенное чувство любви несет с собой радость, чуждую религиозной морали и аскетизму.

У Данте в "Божественной комедии" личностное отношение к грешникам расходится с принятыми нормами божественного правосудия. Великий поэт практически переосмысливает средневековую систему грехов и наказания за них. Данте обращается к аристотелевской классификации пороков и преступлений, согласно которой поступок объявляется греховным не по смыслу, а по действию. Данте удалось показать, что наказание таится, по сути, в самом преступлении, в общественном его осуждении. Практически эта мысль наводит мост к теории нравственности, не нуждающейся в загробном воздаянии.

Такое внимание и сочувствие гордости знаменует новый подход к личности, раскрепощение ее от духовной тирании церкви. Гордый дух был присущ всем великим художникам Возрождения и самому Данте в первую очередь. Изменение отношения к гордости влечет за собой его изменение к земной славе. Данте неоднократно подчеркивает, что души умерших не равнодушны к памяти о себе на земле.

Конечно, так сострадать мог лишь человек новой эпохи, пусть еще только прорисовывавшейся, но уже отличающейся самобытностью и оригинальностью. Все творчество Данте: и его "Божественная комедия", и его канцоны, сонеты, философские произведения _ свидетельствует о том, что грядет новая эпоха, наполненная неподдельным глубоким интересом к человеку и его жизни. В творчестве Данте и в самой его личности - истоки этой эпохи.

Треченто (XIVв.) связано с именем живописца Джотто ди Бондоне (1266- 1336).

Из работ Джотто лучше всего сохранились фрески капели дель Арена в Падуи. 38 сцен из жизни Христа и Марии Джотто связал в единое целое, сотворив великий эпический цикл. Это связанный рассказ ( первый в живописи), в котором отображены различные психологические коллизии: взаимопонимание, коварство, скорбь, смирение, всепоглощающая материнская любовь. Сцены наполнены внутренним напряжением, иногда трагичны ( композиция "Несение Лазаря").

Вместо условного золотого фона византийских мозаик Джотто вводит пейзажный фон. Фигурам придается объем и природность движений. Возникает трехмерное пространство, которое достигается не перспективным углублением ( решение перспективы было делом будущего ), а уверенным размещением фигур на расстоянии друг от друга на площади стены. Однако анатомия человеческого тела заинтересовала творца. И если в византийской живописи фигуры будто парили в пространстве, то герои фресок Джотто уже твердо стояли на земле. Джотто ввел и дополнительные детали, которые усиливают натуральность изображения. Эмоциональная выразительность, драматизм и одновременно величие и монументальность - основные черты его манеры. Он уже преодолел традиционный средневековый аллегоризм, и поэтому его образы понятны всем. Со временем росписи капели начали называть " евангелием Джотто".

Джотто был и архитектором: за его проектом была сооружена звонница флорентийского собора, которая до сих пор украшает Флоренцию своим легким силуэтом, контрастируя с могучим куполом собора.

С конца XV в. начинается тяжелый период для Италии. Военные нападения северных городов на разделенную страну, которая теряла свое могущество, необходимость борьбы за независимость, выдвинули в искусстве на первый план идеи гражданской доблести, обязанности, подвига, образ прекрасного, сильного духом и телом героя, который поднялся над будничностью. В этот период наступает короткий " золотой век " итальянского Возрождения, так называемый Высокий Ренессанс. Его искусство отказывается от подробностей, незначительных деталей во имя обобщенного образа. И, естественно, творцами такого искусства могли стать истинные титаны.

Одним из них был Леонардо да Винчи. Он жил во многих городах Италии: Флоренции, которая была не очень радушной к художнику в начале его пути, в Милане, Мантуи, Венеции. Снова во Флоренции. Закончил свои дни во Флоренции.

Он знал анатомию, музыку, геометрию, мелиорацию, лингвистику и т. д. Когда Леонардо предложил свои услуги герцогу в Милане, он, прежде всего перечислил свои навыки воинского инженера (строителя мостов, фортификатора, судостроителя), мелиоратора, зодчего, а уже потом скульптора и живописца. Леонардо посвятил всю свою жизнь научным исследованием. В искусстве он тоже ставил опыты, делал наблюдения, расчеты, экспериментировал. Через перспективу выходил в сферу оптики и физики, через проблемы пропорций - в анатомию и математику и т.п.

Первое большое произведение миланского периода - " Мадонна в скалах " (или "Мадонна в гроте "). У него уже в полной мере проявились черты стиля Леонардо. Композиция логическая, точно выверенная. Фигуры мадонны и ангела излучают покой, но вместе с тем и определенную таинственность, вызовут тревожное чувство, что подчеркнуто фантастическим видом самого грота и пейзажем. По сути, это уже не просто пейзажный фон, а определенная среда проживания персонажей. Созданию этой среды оказывает содействие и то особое качество живописи Леонардо, которая получила название " сфумато ": все предметы обвитые легкой кисеей, которая смягчает контуры, образовывает светлую специфическую атмосферу.

Высочайшим достижением Леонардо да Винчи была роспись стены трапезной монастыря Санта - Мария делла Грация на сюжет " Тайной вечери". Христос в последний раз встречается за ужином со своими учениками, чтобы объявить им о предательстве одного из них: " Истинно говорю вам, один из вас предаст меня ". Леонардо изобразил момент реакции всех двенадцати на его слова: очень сдержанный, но преисполненный внутренней напряженности. Художник много раз изменял композицию, и в основу ее положил математические расчеты. И при этом главным его интересом остались характеры, темпераменты, индивидуальности.

Леонардо во многом остался на позициях искусства кватроченто, так никогда и не признав стремления молодых современников к синтезу и обобщения явлений природы, к типизации человеческого образа. Леонардо усматривал в человеческом теле жилье души человека, а в манере поведения, мимике, гримасах отображения душевных порывов, прекрасных или безобразных. Исследователю итальянского искусства эпохи Возрождения М. Дворжаку належит такая оценка творчества Леонардо: "Это психологическая живопись, воплощение душевных процессов, неизвестное предшествующему искусству. Оно опирается на таком самом познании человеческого характера, которое один из величайших писателей в Италии, Макиавелли, в одно и то же время положил в основу своего " Государя ", - воплощение, которое объясняет значащие, трагические и бурные события человеческой жизни не внешними, материальными

обстоятельствами или вмешательством сверхъестественным сил, а влиянием психических особенностей самого характера. Так был проложен путь, который вел в литературе к трагедии характеров - к Шекспиру и дальше к Гете и Шиллеру ".

Судьба "Тайной вечери " трагическая. Леонардо сам был причиной осыпания стенописи, так как проводил опыты с красками, смешивая темперу с маслом. Со временем в стене были пробиты двери, и в трапезную начали проникать влага и пар. В конце XVIII в. бонапартисты, которые ворвались в Италию, устроили в трапезной конюшню, склад сена, а потом тюрьму. Во время второй мировой войны в трапезную попала бомба - и стена лишь чудом уцелела. В 50 - х г. роспись была фундаментально реставрирована.