До сих пор пленяет графика Дюрера, понять которую часто пытаются, расшифровывая средневековую мистическую символику, которую там действительно можно обнаружить. Но искать разгадки завораживающих изображений нужно в эпохе Реформации. Может быть, графические листы ярче всего отразили стойкость духа этих людей, готовность отвергнуть любые искусы, но и горестные сомнения в конечном результате борьбы. Именно об этом думаешь, глядя на "Меланхолию", на гравюру "Смерть, черт и рыцарь". Есть у Дюрера и лирическое начало в графике. К нему можно смело отнести цикл гравюр "Жизнь Марии", вдохновивший в XIX в. Рильке на цикл стихов, а в XX - Хиндемита на цикл романсов на эти стихи.
Интересна и музыка времен Северного Возрождения. К XVI в., существовал богатый фольклор, в первую очередь вокальный. Музыка звучала в Германии повсеместно: на гуляниях, в церкви, на светских мероприятиях и в военном лагере. Крестьянская война и Реформация вызвали новый подъем песенного нар одного творчества. Есть немало выразительных лютеранских гимнов, авторство которых неизвестно. Хоровое пение стало неотъемлемой формой лютеранского богослужения. Протестантский хорал оказал влияние на позднейшее развитие всей европейской музыки. Но в первую очередь на музыкальность самих немцев, которые и сегодня музыкальное образование считают не менее важным, чем естественнонаучное - а иначе как участвовать в многоголосом хоре?
Многообразие музыкальных форм в Германии XVI в. поражает: на масленицу ставились балеты, оперы. Нельзя не назвать таких имен, как К. Пауман, П. Хофхаймср, Г. Изак, это композиторы, сочинявшие светскую и церковную музыку, в первую очередь для органа. К ним примыкает выдающийся нидерландский мастер О. Лассо.
Но настоящую революцию в немецкой музыке свершает Г. Шютц (в другом варианте - Шюц). Он выдвинулся несколько позднее и может вместе с Питером Брейгелем считаться последним персонажем Северного Возрождения. Шютцем написана первая немецкая опера "Дафна" и первый немецкий балет "Орфеи в Эвридика".
Век Северного Возрождения был недолог, начавшаяся Тридцатилетняя война надолго задержала развитие немецкой культуры. Но в истории культуры эта эпоха осталась как поразительно цельное явление, как клуб гениев, мастеров слова и живописи, которые общаются между собой, участвуют в общей борьбе, путешествуют, пишут поразительные портреты друг друга, взаимно вдохновляются идеями. Беспощадно объективный к собственной внешности Дюрер рисует портрет гуманиста Филиппа Меланхтона с такой симпатией, с таким увлечением его личностью, что и сегодня модель более известна как типичное лицо, необычайно привлекательное лицо молодого человека эпохи Возрождения, чем своими трудами, доступными лишь узкому кругу специалистов.
Готический мистицизм в большой степени служил основой Северного Возрождения, но преодоление мрачных сторон национального мироощущения народа, подарившего миру кровавый эпос "Песни о нибелунгах", вовлечение немцев в общеевропейский культурный процесс началось в пору Северного Возрождения.
Эпоха возрождения, титаны ренессанса:
ПЛАН
Эпоха Возрождения. 1. Раннее Возрождение. А. Джотто. Б. Брунеллески. 2. Высокое Возрождение А. БрамантеТитаны Ренессанса. 1. Леонардо да Винчи. 2. Рафаэль Санти. 3. Микеланжело. 4. Тициан. 3. Позднее Возрождение
ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ В конце XIV - начале XV вв. в Европе, а именно - в Италии, началаформироваться раннебуржуазная культура, получившая название культурыВозрождения (Ренессанс). Термин 'Возрождение' указывал на связь новойкультуры с античностью. В это время итальянское общество начинает активноинтересоваться культурой Древней Греции и Рима, разыскиваются рукописиантичных писателей, так были найдены сочинения Цицерона и Тита Ливия. ЭпохаВозрождения характеризовалась многими очень значительными переменами вумонастроениях людей по сравнению с периодом Средневековья. Усиливаютсясветские мотивы в европейской культуре, все более самостоятельными инезависимыми от церкви становятся различные сферы жизни общества -искусство, философия, литература, образование, наука. В центре вниманиядеятелей Возрождения был человек, поэтому мировоззрение носителей этойкультуры обозначают термином 'гуманистическое' (от лат. humanus -человеческий). Гуманисты Возрождения полагали, что в человеке важно не егопроисхождение или социальное положение, а личностные качества, такие, какум, творческая энергия, предприимчивость, чувство собственного достоинства,воля, образованность. В качестве 'идеального человека' признаваласьсильная, талантливая и всесторонне развитая личность, человек-творец самогосебя и своей судьбы. В эпоху Возрождения человеческая личность приобретаетневиданную ранее ценность, важнейшей чертой гуманистического подхода кжизни становится индивидуализм, что способствует распространению идейлиберализма и общему повышению уровня свободы людей в обществе. Не случайногуманисты, в целом не выступающие против религии и не оспаривающие основныхположений христианства, отводили Богу роль творца, приведшего мир вдвижение и далее не вмешивающегося в жизнь людей. Идеальный человек, по мнению гуманистов, это 'универсальный человек',человек - созидатель, энциклопедист. Гуманисты Возрождения считали, чтовозможности человеческого познания беспредельны, ибо разум человека подобенбожественному разуму, а сам человек является как бы смертным богом, и вконце концов люди вступят на территорию небесных светил и там обоснуются истанут как боги. Образованных и одаренных людей в этот период окружалаатмосфера всеобщего восхищения, поклонения, их чтили, как в Средние векасвятых. Наслаждение земным бытием - это непременная часть культурыВозрождения.
РАННЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ Возрождению в культурном прогрессе принадлежит особое место. Дело нетолько в том, что в истории человечества не много найдется эпох, отмеченных столь же кипучей интенсивностью культурного, особенно художественного, творчества, таким обилием блистательных талантов, таким богатством великолепных достижений. Не менее поражает другое: прошло пять столетий, жизнь неузнаваемо изменилась, а творения великих мастеров ренессансногоискусства не перестают волновать все новые и новые поколения людей. В чем же секрет этой поразительной жизненной силы? Как бы ни очаровывало нас совершенство формы, его одного недостаточно для такой активной долговечности. Секрет - в глубочайшей человечности этогоискусства, в пронизывающем его гуманизме. После тысячелетия средневековья Возрождение явилось первой могучей попыткой духовного раскрепощениячеловека, освобождения и всестороннего развития скрытых в нем колоссальныхтворческих возможностей. Искусство, рожденное этой эпохой, несет в себебессмертные этические ценности. Оно воспитывает, развивает гуманныечувства, оно пробуждает в человеке Человека. Живопись Византии, от влияния которой итальянские художники началио свобождаться только к концу XIII в., создала шедевры, вызывающие нашевосхищение, но она не изображала реального мира. Искусство художников средневековья не рождает у зрителя ощущения объема, глубины, не создает впечатления пространства, да оно к этому и не стремится.
ДЖОТТО Треченто[1] - это еще не Возрождение, это Предвозрождение, илиПроторенессанс. Причем можно сказать, что проторенессансные веянияпоявились в итальянской культуре и в общем мироощущении уже в XIII в., аиногда даже и XII и XI вв. Уже Предвозрождение подняло девиз подражанияприроде. Именно за это гуманисты горячо хвалили Джотто. Флорентиец Джотто -первый по времени среди титанов великой эпохи итальянского искусства. Онбыл прежде всего живописцем, но также ваятелем и зодчим. Есть сведения, чтоон был дурен собой и славился острословием. Огромно было впечатление,произведенное на современников творениями Джотто. Петрарка писал, что передобразами Джотто испытываешь восторг, доходящий до оцепенения.
ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ Золотой век итальянского искусства - это век свободы. ЖивописцыВысокого Возрождения владеют всеми средствами изображения - острым имужественным рисунком, вскрывающим остов человеческого тела, колоритом,передающим уже и воздух, и тени, и свет. Законы перспективы как-то сразуосваиваются художниками словно без всякого усилия. Фигуры задвигались, игармония была достигнута в их полном раскрепощении. Движение становится более уверенным, переживания - более глубокими истрастными. Овладев формой, светотенью, овладев третьим измерением, художникиВысокого Возрождения овладели видимым миром во всем его бесконечномразнообразии, во всех его просторах и тайниках, чтобы представить нам егоуже не дробно, а в могучем обобщении, в полном блеске его солнечнойкрасоты.
МИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРРОТИ Микеланджелородился в 1475 г. и умер в 1564 г., пережив Леонардо иРафаэля на четыре с половиной десятилетия и оставив далеко позади великуюэпоху гуманизма и свободы духа. Эти гордые идеалы не осуществлялись и ранеев общественной жизни Италии, но они проповедовались философами, поэтами ихудожниками и одобрялись наиболее просвещенными правителями. Настали другиевремена. В последние десятилетия своей жизни Микеланджело был свидетелемтого, как эти идеалы грубо попирались, восторжествовала церковная ифеодальная реакция. Отпрыск старинного, но обедневшего дворянского рода, МикеланджелоБуонарроти был патриотом и демократом. В отличие от Леонардо,гражданственность пронизывала его мироощущение. Он принимал участие вбитвах против тирании, заведовал всеми укреплениями своей родной Флоренции,осажденной войсками германского императора и папы, и только слава,завоеванная им в искусстве, спасла его затем от расправы победителей. Микеланджело глубоко чувствовал свою связь с родным народом, с роднойземлей. Его кормилицей была жена каменотеса. Вспоминая о ней, он говорилсвоему земляку Вазари: 'Все хорошее в моем таланте получено мною от мягкогоклимата родного нашего Ареццо, а из молока моей кормилицы извлек я резец имолот, которыми создаю свои статуи'. Демократизм Микеланджело не всемпришелся по вкусу. В титанических образах Микеланджело видели поройпрославление грубой физической силы. Так, один из тогдашних критиковискусства заявлял, что 'Рафаэль писал благородных людей, а Микеланджело -грузчиков'. Горестная судьба родины, забвение в тогдашней Италии высоких надежд,которые вдохновляли все его творчество, глубоко ранили душу Микеланджело.Упорно, до конца своих дней, он боролся за свой идеал, за свою веру. Гений Леонардо - это воля к познанию мира и овладению им в искусстве,полное сознание и утверждение силы и власти человеческого ума. Рафаэль дал человечеству радость безмятежного любования миром во всейего величавой и упоительной красоте, выявленной гением художника. Гений Микеланджело выражает в искусстве другое начало. Основа веры и идеал Микеланджело в том, что из всех крупнейшихпредставителей Возрождения, он наиболее последовательно и безоговорочноверил в великие возможности, заложенные в человеке, в то, что человек,постоянно напрягая свою волю, может выковать свой собственный образ, болеецельный и яркий, чем сотворенный природой. И этот образ Микеланджеловыковал в искусстве, чтобы превзойти природу. Нужно не просто подражатьприроде, а постигать ее 'намерения', чтобы выразить до конца, завершить вискусстве дело природы и тем самым возвыситься над ней. К этой цели стремились Леонардо и Рафаэль, но никто до Микеланджело непроявлял в этом стремлении такого ошеломляющего современников дерзания. Выражая всеобщий восторг, Вазари писал, что гигантская статуя Давида,исполненная Микеланджело, 'отняла славу у всех статуй, современных иантичных, греческих и римских'. Этот Давид, величавый и прекрасный юноша,исполненный беспредельной отваги и силы, готовый вступить в борьбу со злом,уверенный в своей правоте и в своем торжестве, - подлинный монументгероической личности, человеку, каким он должен быть, являя собой высшееувенчание природы. Всем своим искусством Микеланджело хочет нам показать, что самоекрасивое в природе - это человеческая фигура, более того, что вне еекрасоты вообще не существует. И это потому, что внешняя красота естьвыражение красоты духовной, а человеческих дух опять-таки выражает самоевысокое и прекрасное в мире. 'Ни одна человеческая страсть не осталась мне чуждой'. И: 'Не родилсяеще такой человек, который, как я, был бы так склонен любить людей'. И вот для возвеличивания человека во всей его духовной и физическойкрасоте Микеланджело ставил выше прочих искусств скульптуру. О скульптуре Микеланджело говорил, что 'это первое из искусств',ссылаясь на библейскую легенду о Боге, вылепившем из земли первую фигуручеловека - Адама. Как и в совершеннейших созданиях его кисти и резца, бурный динамизм,внутренняя борьба контрастов, все заполняющее движение властно иорганически включены в замкнутое целое идеальных пропорций. Микеланджело скончался 18 февраля 1564 г. восьмидесяти девяти летпосле непродолжительной болезни, свалившей его в разгаре работы. Он достиг при жизни великой славы, и авторитет его был непререкаем.