ТИЦИАН ВЕЧЕЛЛИО Точный возраст Тициана до сих пор не установлен. Умер он в 1576 г., ародился, по одним сведениям, в конце восьмидесятых, по другим - в концесемидесятых годов XV столетия или даже раньше. С уверенностью можно лишь сказать, что Тициан прожил не менеевосьмидесяти лет и не более ста трех, причем умер, по-видимому, не отстарости, а от чумы. Тициану суждено было в его долгую жизнь горестно наблюдать трагическоепротиворечие между высокими идеалами Возрождения и действительностью. Оностался до конца верен этим идеалам, не изменил гуманизму. Тициан Вечеллио родился в семье военного в горном городке Пьеве диКадоре, входившем во владения Венеции. Род его был старинным и влиятельнымв этой местности. Проявив уже в раннем детстве влечение к живописи, ондевяти лет был определен отцом в мастерскую венецианского мозаичиста.Пробыл там, однако, недолго и обучался затем поочередно у Джентиле Беллинии у Джованни Беллини. Сблизился с Джорджоне и испытал во многом еговлияние. А после его преждевременной смерти стал общепризнанным главойвенецианской школы. Слава Тициана быстро распространилась по всей Италии, а затем и повсей Западной Европе. Папа Павел III вызывает Тициана в Рим, где уже зрелыммастером он впервые знакомится с творениями Рафаэля и Микеланджело. Самыймогущественный из тогдашних монархов, германский император Карл Vприглашает его в Аугсбург, жалует ему графский титул и, позируя Тициану,будто бы даже поднимает кисть, уроненную художником. Сын Карла V жестокийиспанский король Филипп II, французский король Франциск I и многиеитальянские государи были также заказчиками Тициана, занимавшегоофициальный пост художника Венецианской республики. По свидетельству венецианского теоретика искусства Дольче, Тициан был'великолепным, умным собеседником, умевшим судить обо всем на свете'. Долгая, счастливая жизнь среди изысканного, образованного общества,жизнь, целиком наполненная любованием красотой мира и прославлением этойкрасоты в великом искусстве живописи. Творчество Тициана очень обширно: поколичеству созданного оно чуть ли не превосходит творчество Леонардо даВинчи, Рафаэля и Микеланджело. Никто в живописи до и после Тициана не воспевал с таким вдохновением, как он, сияющую красоту женщины, пленительную, полуденную красоту, как быолицетворяющую радость бытия, земное счастье. В одной из своих ранних работ Тициан смело противопоставил конформистской, самодовольной и суетной 'небесной любви' свободную,ослепительно прекрасную в своей наготе любовь земную, которая, с фиалом вруке, словно раскрывает человеку безбрежный мир вольной природы. ДРУГИЕ ИЗВЕСТНЫЕ ЛЮДИ
Многие живописцы, поэты, скульпторы, архитекторы отказались от идейгуманизма, стремясь усвоить лишь 'манеру' великих деятелей Возрождения.Наиболее крупными художниками, работающими в стиле маньеризма, былиПонтормо (1494-1557), Бронзино (1503-1572), скульптор Челлини (1500-1573).Их произведения отличались усложненностью и напряженностью образов. В то жевремя некоторые художники продолжают развивать реалистическую традицию вживописи: Веронензе (1528-1588), Тинторетто (1518-1594), Караваджо (1573-1610), братья Караччи. Творчество некоторых из них, например Караваджо,оказало большое влияние на развитие живописи не только в Италии, но иФранции, Испании, Фландрии, Голландии. Взаимопроникновение культурстановилось все более глубоким, так формировалась общеевропейская культура,общеевропейская цивилизация. Гуманистическое движение было общеевропейским явлением: в XV в.гуманизм выходит за пределы Италии и быстро распространяется по всемзападноевропейским странам. Каждая страна имела свои особенности встановлении культуры Возрождения, свои национальные достижения, своихлидеров. В Германии идеи гуманизма становятся известны в середине XV в.,оказывая сильное влияние на университетские круги и прогрессивнуюинтеллигенцию. Выдающимся представителем немецкой гуманистической литературы былИоганн Рейхлин (1455-1522), стремившийся показать божественное в самомчеловеке. Он автор знаменитого сатирического произведения 'Письма темныхлюдей', в котором выведена вереница невежественных, темных людей -магистров и бакалавров, имеющих, между прочим, ученые степени. Возрождение в Германии неразрывно связано с явлением Реформации -движением за реформу католической церкви, за создание 'дешевой церкви' безпоборов и платы за обряды, за очищение христианского учения от всякихневерных положений, неизбежных при многовековой истории христианства.Возглавлял движение за Реформацию в Германии Мартин Лютер (1483-1546),доктор богословия и монах августинского монастыря. Он считал, что вера естьвнутреннее состояние человека, что спасение человеку даруетсянепосредственно от Бога, и что прийти к Богу можно и без посредничествакатолического духовенства. Лютер и его сторонники отказались вернуться влоно католической церкви и выразили протест на требование отречься от своихвзглядов, положив начало протестанскому направлению в христианстве. МартинЛютер первым перевел на немецкий язык Библию, что в значительной степениспособствовало успеху Реформации. Победа Реформации в середине XVI в. вызвала общественных подъем и ростнациональной культуры. Замечательного расцвета достигло изобразительноеискусство. В этой области работали знаменитый живописец и гравер АльбрехтДюрер (1471-1528), художники Ганс Гольбейн Младший (1497-1543), ЛукасКранах Старший (1472-1553). Заметного подъема достигла немецкая литература. Крупнейшими немецкимипоэтами эпохи Реформации были Ганс Сакс (1494-1576), написавший множествоназидательных басен, песен, драматических произведений, и Иоганн Фишарт(1546-1590) - автор остросатирических работ, последний представительнемецкого Возрождения. Крупнейшим представителем культуры Возрождения в Нидерландах был ЭразмРоттердамский (1496-1536). Значение произведений великого гуманиста ипросветителя, в том числе его знаменитой 'Похвалы глупости', для воспитаниясвободомыслия, критического отношения к схоластике, суеверию поистиненеоценимо. Сатирические произведения его получили широчайшую известность вГермании, Франции, Испании, Англии. Превосходные по форме, глубокие посодержанию, они вот уже не одно столетие находят своего читателя. Одним из предтечей и основоположником либерализма можно считать ДиркаКоорнхерта, выразителя идей свободы, веротерпимости и космополитизма. Кэтому же времени относится творчество Филиппа Альдохонде, авторанационального гимна Нидерландов, художников Питера Брейгеля (1525-1569),Франса Халса (1580-1660). Особенностью культурной жизни Нидерландов былириторические общества, которые организовывались не только в городах, но и вселах и даже небольших деревнях. Члены этих обществ (а войти в их составмог любой человек) соревновались в сочинении стихов, песен, пьес,рассказов. Риторические общества способствовали распространению образованияв обществе, повышению его культурного уровня. В Англии средоточием гуманистических идей был Оксфордский университет,где работали передовые ученые того времени - Гросин, Линакр, Колет.Развитие гуманистических воззрений в сфере социальной философии связано сименем Томаса Мора (1478-1535), автора 'Утопии', представившего на судчитателя идеальное, по его мнению, человеческое общество: в нем все равны,нет частной собственности, и золото не является ценностью - из него делаютцепи для преступников. Наиболее известными авторами были Филипп Сидни (1554-1586), Эдмунд Спенсер (1552-1599). Величайшей фигурой английского Возрождения был Вильям Шекспир (1564-1616), создатель всемирно известных трагедий 'Гамлет', 'Король Лир','Отелло', исторических пьес 'Генрих VI', 'Ричард III', сонетов. Шекспир былдраматургом в лондонском театре 'Глобус', который пользовался большойпопулярностью у населения. Английские театры того времени посещали людивсех сословий - аристократы, чиновники, купцы, клерки, крестьяне, рабочие,ремесленники, матросы. Подъем театрального искусства, его общедоступный идемократический характер способствовали развитию демократических структур ванглийском обществе. Возрождение в Испании носило более противоречивый характер, чем вдругих европейских странах: многие гуманисты здесь не выступали противкатолицизма и католической церкви. Широкое распространение получилирыцарские романы, а также плутовские романы. В этом жанре впервые выступилФернандо де Рохас, автор извесной трагикомедии 'Селестина' (написана ок.1492-1497). Эту линию продолжил и развил великий испанский писатель Мигельде Сервантес (1547-1616), автор бессмертного 'Дон-Кихота', писатель-сатирикФрансиско де Кеведо (1580-1645), создавший знаменитый роман 'История жизнипройдохи). Основоположник испанской национальной драмы - великий Лопе де Вега(1562-1635), автор более чем 1800 литературных произведений, в том числетаких, как 'Собака на сене', 'Учитель танцев'. Значительного успеха достигла испанская живопись. Особое место в нейзанимает Эль Греко (1541-1614) и Диего Веласкес (1599-1660), чье творчествооказало огромное влияние на развитие живописи на только в Испании, но идругих странах. Во Франции гуманистическое движение начинает распространяться только вначале XVI в. Выдающимся представителем французского гуманизма был ФрансуаРабле (1494-1553), написавший сатирический роман 'Гаргантюа и Пантагрюэль'.В 40-е гг. XVI в. во Франции возникает литературное направление, вошедшее висторию под названием 'Плеяды'. Возглавляли это направление знаменитыепоэты Пьер де Ронсар (1524-1585) и Жоакен дю Белле (1522-1566). Другимиизвестными поэтами французского возрождения были Агриппа д'Орбинье (1552-1630) и Луиза Лабе (1525-1565). Важнейшей темой в поэзии эпохи Возрождения было воспевание любви.Показательны в этом плане сонеты Пьера Ронсара, прозванного 'принцемпоэтов', оказавшего очень сильное влияние на развитие французской поэзии вцелом. Крупнейшим представителем культуры Франции XVI в. был Мишель деМонтень (1533-1592). Основное его произведение - 'Опыты', представлялособой размышление на философские, исторические, этические темы. Монтеньдоказывал важность опытного знания, прославлял природу в качественаставницы человека.